Академик (физиолог) А.А. Ухтомский
"Церковное пение на Руси находится в упадке; по-видимому, самый вкус к нему в большинстве современных русских приходов утрачен: ведь если бы он не был утрачен, не могли бы получить распространения в храмах, не могли бы сойти у нас за "церковное искусство" те глубоко чуждые духу церковной службы "пьесы", что написаны досужими музыкантами на слова "Милость мира", Херувимской песни, молитвы Господней или псалмов и имеют к церковному искусству только то отношение, что написаны на церковные слова... До боли иногда бывает тяжело, когда войдешь в наш православный русский храм и увидишь, что делают с ним и с церковной службой в нем непонимание, небрежение или ревность не по разуму..."
"Давно, очень давно началось это искажение церковного вкуса в нашем народе. Когда спрашиваешь себя, откуда же оно началось, какие силы внесли эту разруху в церковное искусство, - встают поблекшие образы добрых старинных господ в буклях и робронах: кажется, что это они, научившись благородному вкусу у французских танцмейстеров, положили начало в своих домашних церквах, в городах и поместьях, облагороженно-сокращенной редакции богослужебного чина с оперными эффектами в пении и миловидными пасторалями вместо икон. Потом следуют преданные лакеи добрых господ, более или менее уверовавшие в возвышенность господского вкуса и принявшиеся разносить по родным палестинам убеждение, что прежнее безыскусственное, но тщательное соблюдение церковного чина есть грубость, необразованность: надо-де сделать все по-благородному - так, как заведено у хороших господ.
Впрочем, много и других сил, мало ведавших, что творили, повинно в нашей разрухе". (С. 354).
"Своеобразная красота настоящего церковного чина и вкус к нему все-таки не исчезли на Руси бесследно и еще донесены до наших дней: донесено до нас то зерно, из которого может развиваться настоящее церковное искусство в наших храмах. С теплою благодарностью вспоминаются в этом отношении старцы некоторых наших монастырей, старавшиеся сохранить и возобновить на своих клиросах упадающий знаменный (столповой) распев, - например, старцы Валаама, старцы Оптикой пустыни с приснопамятным своим устроителем Моисеем, старцы Гефсиманского скита у Троицы Сергия. С благодарностью должны быть помянуты владыки, охранявшие красоту церковного чина своею владычнею властию, как митрополиты Филарет и Сергий московские. Наконец, до земли должен поклониться русский человек нашим старообрядцам, благоговейно сохранившим сокровищницу церковного чина и знаменного распева от варварских нашествий, которым они подвергались.
Правда, эти благодетельные силы, сохраняя церковный чин в отдельных местах России, не были сильны противостать господствующему настроению, которое продолжало и еще продолжает насаждать в храмах небрежение собственно к богослужению и чрезвычайное усердие к эффектам guasi-церковного искусства. Но вот, кажется, мы доживаем до более благоприятных веяний во вкусах общества. Общество начинает чувствовать, что красивенькие "живописные" образа почему-то никак не могут передать глубины церковных идей, хотя бы так, как это, несомненно удавалось древним изографам. Это громадный талант Васнецова приоткрыл глаза широких кругов нашего общества на глубину древнего иконописного художества. Точно так же общество начинает
чувствовать, что между духом церковного чина и тою концертною музыкою, которую легкомысленно вносили на клирос, есть какой-то коренной, изначальный диссонанс. Во всяком случае, в самых различных кругах нашего общества можно встретить теперь воскресающий интерес к знаменному пению, к красоте уставной церковной службы". (С. 355).
"Художество Рублева, Рафаэля, Васнецова или Архангельского только настолько церковно, насколько выражает и внушает общее церковное понимание тех образов и идей, над которыми они работали. Болезненная женщина с рахитическим ребенком на руках, изображающая Матерь Божию в личном понимании г.Врубеля, очевидно, не есть церковное искусство, хотя картина и написана на "церковную тему": это - по праву искусство декадентское, ибо передает в яркой форме только изломанное настроение больного интеллигента. Точно также прекрасная музыка г. Бортнянского различных нумеров "Херувимской песни" не есть церковное искусство, ибо и не стремится углубить мысль предстоящих в церковную идею того литургийного момента, в который поется эта песнь, а имеет в виду передать ощущение красот, которыми когда-то наслаждался сам автор; стало быть, это по праву "искусство для искусства", чисто оперная музыка, несмотря на то, что написана на слова церковной песни... Надо запомнить ту ясную для простецов и забываемую мудрецами правду, что церковная служба сама по себе есть церковное искусство, и церковное искусство есть церковная служба. Это так было исторически (генетически), так и есть по существу. Церковное искусство только тогда заслуживает этого имени, когда оно есть сама церковная служба, - когда оно всецело и без исключения служит углублению внимания в идеи Церкви... Знаменное пение органически связано с уставным церковным чином и только с ним: оно никогда не пело "на земли чуждеи" и поет своему Богу, дондеже есть; и оно есть также великий образец церковного искусства. Знаменное пение - верный друг Церкви.
Не так уж трудно отличить настоящее церковное искусство от чуждых примесей. А от чуждых примесей в искусстве надо настоятельно оберегать храм, потому что то, что исходит из лагеря "искусства для искусства", то, что "в мягкие ризы одеяно", служит богу иному, поет на земли чуждеи: и когда оно талантливо, оно уносит внимание и душу людей далеко от церковной службы, от идей Церкви". (С. 357-358).
"Если вы поинтересуетесь увидеть, до каких извращений церковного искуства может дойти тут дело, сходите в собор Александро-Невской лавры на обедню в день памяти Чайковского и посмотрите, что там делается: певцы распевают свой концерт на удивление публике; соответствующая публика, - разодетая театральная толпа, с лорнетами, - сидит на расставленных рядами стульях, очевидно, ощущая себя, как дома, "как в партере", и благоговейно молчит, пока концертанты поют, но начинает кашлять, когда пение прекратится и происходит чтение Евангелия или Великий Выход. Это, очевидно, - "антракт". И только бедный служащий батюшка да пораженные происходящим пришельцы "из простых" продолжают считать себя по-старому богомольцами.
Певцы и публика служат здесь "искусству для искусства", богу "святого искусства". И никому из них не приходит уже в голову, что Чайковский, глубокий и тонкий любитель истового церковного чина, поворачивается в гробу от этого поругания церковного искусства во имя, якобы, его - Чайковского - памяти!
Невольно вспоминаются суровые слова Эдуарда фон Гартманна: "Характерно для времен неудержимого упадка той или иной определенной религии, что именно в них, как никогда более, процветают религиозные упражнения в искусстве и религиозное возделывание искусства, тогда как уже угасла творческая способность к созданию религиозных образцов, исполненных безыскусственной высоты и действительной глубины и проникнутых невозмутимым упованием и непоколебимою силою веры. Никогда, например, более ревностно и с большим рвением не возделывалась классическая музыка в церкви, как в наше нецерковное время и именно в нецерковных слоях, пропитанных неверием... Это - признак расслабления и паралича; одним словом, это -признак упадка, когда религия перерождается в эстетическое религиозное чувство или, еще хуже, разменивается в религиозные упражнения в искусстве" (...).
Тут нет ничего неожиданного, что принцип "искусство для искусства", внесенный в храм, должен рано или поздно разрушить церковное искусство. Что общего у мятущегося из настроения в настроение сладкого смакования ощущений с тем настроением крепкой, мужественной, определенной воли, которое проповедуется церковью и церковным искусством? В той душе и в том обществе, где допущены к сожительству рядом эпикурейство и христианство, эпикурейство рано или поздно, займет все поле деятельности". (С. 359).
"Вспоминаются мне в этом отношении замечательные письма Чайковского о киевском братском хоре, писанные к покойному ректору Киевской духовной академии владыке Сильвестру и хранящиеся у владыки Арсения псковского. Когда-то владыка Арсений читал их нам, студентам Московской духовной академии, предостерегая от ложного понимания "хорошего вкуса" на клиросе... Великий музыкант убеждает в них хранить сокровищницу церковного искусства от вторжения чуждой оперной стихии, вносимой туда кичливым непониманием. По словам автора, он не может войти на так называемые "торжественные" богослужения в петербургских храмах, не оскорбляясь своим художественным чутьем за церковное искусство. Современное торжественное богослужение рассчитано не на богомольца, и это сделало то, что на торжественном богослужении в современном храме богомольца и не видно; там царит "публика", влекомая любопытством к тому, как сегодня сойдет концерт, как пропоют соло или как рявкнет октава. Великий автор высказывает глубокое недовольство современным музыкальным творчеством на церковные темы; он далеко не доволен и своею собственной церковной музыкой и горюет о том, что древнее обиходное пение постепенно падает и там, где еще сохранялось -падает, гонимое невежественными новаторами...
Что касается лепета о прогрессе, то это, сам по себе, признак тревожный: современный русский человек обыкновенно принимается говорить хорошие слова о прогрессе тогда, когда у него не клеются самые простые и насущные дела дня... Прогресс - дело столь же великое и радостное, как и страшное. И надо еще определить смысл прогресса по содержанию, чтобы судить, обрекается ли им твое дело, в котором ты думаешь быть прогрессивным, на жизнь в истории или на гниение...
Вот были поколения, которые мало говорили слов о прогрессе и которых мало задевали упреки праздных людей в "непрогресивности": они просто хотели исполнять наилучшим образом то, что в глазах их было хорошо и дорого, как будто они носили в себе скрытое убеждение, что истинный-то прогресс приложится, если от сердца делать дело Божие.
И это они создали то, что есть хорошего и прочного в мире и на Руси: вырастили тот дуб духовной культуры, под которым мы укрываемся, - и это они же создали то церковное искусство, до которого нам надо вырасти, чтобы его понять". (С.363, 364, 365).
"Было бы желательно, чтобы руководители церковных хоров отдавали себе отчет в том, о каком, о чьем прогрессе они хлопочут: если о прогрессе в церковном искусстве, то да, это - насущное и очень важное дело именно в наши дни... Изучайте сокровищницу церковного искусства, потрудитесь лучше передать нам его воспитывающую, внушающую Дух Христов силу. Но если вы говорите о прогрессе в храме "партиеса", о развивании у богомольцев новых чисто эстетических требований, то будьте логичны и поймите, что тут дело идет уже не о прогрессе в смысле усиления внушающей и проповедующей слово Божие силы церковного искусства, а о прогрессе собственно музыкальных требований в нервной системе наших слушателей, о прогрессе проповеди искусства для искусства, о вербовании новых поклонников эпикурейской оперной стихии! Храни Бог всякий церковный хор вообще от популяризирования церкви музыкальными эффектами, от дешевого прогрессивного усердия, от малярных исправлений в сокровищнице церковного искусства!
Придут люди настоящего таланта и вдохновения, которые будут понимать красоту церковного чина и которые поищут его, чтобы черпать из этой сокровищницы "воду живу". С великой благодарностью вспомнится тогда о тех, кто от сердца служил церковному искусству и соблюдал церковный чин до новых времен. Но не будет благодарности тем, кто в своем нечувствии и легкомыслии считали первоначальный источник красоты церковной источником исчерпанным и заваливали его сором забвения". (С. 367).
"Необходимо, чтобы на Руси были такие храмы, в которых церковный чин исполнялся бы во всей своей неприкосновенной полноте и где бы мог найти духовный отдых человек, любящий "красоту церковную". Самое естественное было бы, если бы такими храмами были наши первенствующие соборы, как Успенский - московский, Софийский - новгородский, Преображенский -нижегородский, где сами древние стены ждут не дождутся восстановления прошлого благолепия. Там было бы достаточно и средств для того, чтобы привлечь хороших исполнителей церковного чина и обеспечить его благолепное исполнение. Кроме того, такими храмами естественно являются единоверческие храмы". (С. 368).
"Неторопливая мерность в соблюдении церковного чина, тщательное выпевание дневных стихир, седальнов, ирмосов, трогательные погласицы в чтениях, наконец совершенно своеобразное сочетание художественной глубины с глубоким целомудрием и, как бы сказать, музыкальным смирением в знаменном распеве, все это создает особую церковно-художественную стихию старообрядческого храма, которая составляет самое выпуклое отличие его от современного храма новообрядческого". (С. 371).
"Отношение к уставу и общий церковно-художественный дух богослужения в Гефсиманском скиту, на Валааме, в Оптиной и Зосимовой пустыни несомненно гораздо ближе к тому духу, что царит в старообрядческих храмах, чем к тому, что типичен для современных новообрядческих храмов. И вот оказывается, что при всем том, что в Гефсиманском скиту, на Валааме и т.п. редких местах богослужебные книги - никоновские, принятое перстосложение - троеперстие, аллилуйя троят, - при всем том многие твердые старообрядцы приходят и с любовью стоят службу в Гефсиманских, Валаамских или Оптинских храмах. Но-вообрядские же иноки из Гефсимании или Валаама, бывая на послушании в Москве и Петербурге, идут с любовью в единоверческие храмы, где богослужение более удовлетворяет их обычаю и привычке. В одном недавнем старообрядческом издании мы читаем: "В Саровской пустыне или Московском Успенском соборе церковные порядки так мало похожи на богослужение в приходских храмах и так напоминают седую старину, что и старообрядцу подчас кажутся родными и любезными сердцу" (В. Сенатов. Философия истории старообрядчества. М., 1908).
Оказывается, что там, где новообрядцы со тщанием и любовию относятся к церковному уставу, где царит та же тихая мерность богослужения... там все утончается и утончается, и почти исчезает различие между новооб-рядчеством и старообрядчеством, - новообрядцы и старообрядцы начинают чувствовать там в наше время свою духовную близость и братство. Общая любовь к церковному делу становит там людей выше перегородок, разделений и горьких недоразумений 1667 года". (С. 373).
"Понятно также великое психологическое значение общей мерности в исполнении церковного чина и в том, как по уставу внимает ему богомолец со своевременно положенными поклонами и со своевременным умолчанием в человеке всяких внешних движений. Чтобы надежно и прочно проникнуться церковным чином и подчинить себя его водительству, нужны не порывы, не какие-нибудь вспышки вдохновения, а тот "ровный ветер", выдержка, постоянная самодисциплина, терпение, неослабное внимание и "мерность", о которых настоятельно повторяют в своих творениях подвижники и отцы Церкви... То, что от минутного вдохновения и от порыва, - ненадежно и опасно, ибо грозит прелестью... Отсюда же далее понятно исключительное значение знаменного (столпового) пения в храме... На знаменном пении отразилась душа тех, кто дорожил прежде всего ровностью ветра, неослабностью внимания, мерностью подвига. Здесь нет отдельных эффектных вспышек музыкального вдохновения, нет порывов, замечательным образом сглажена и утишена всякая страстность. От того никакое другое пение в храме не способно лучше, чем знаменный распев, влить в людей это ровное, беспорывное, зато мужественное и неослабное настроение христианского подвига и внимания себе". (С. 374, 375).
"Расстройство церковного чина от музыкантов в новообрядческой богослужебной практике возникло у нас и удерживается очень давно, начавшись при царе Алексее Михайловиче... При царе Феодоре Алексеевиче приехали к нам "польские регенты" и началось нотное пение по западным образцам. С царицы Елизаветы Петровны начались такие рачители красоты и благочиния в православном русском храме, как Галуппи, Карцелли, Димлер, Сарти и пр. В одной очень интересной книге, изданной в 1823 г. под заглавием "Исторические рассуждения, читанные в публичном собрании Санкт-Петербургской Александро-Невской Академии" говорится о церковных музыкантах этого типа следующее: "Они не брегли часто о благопристойности места и предмета своих концертов, так что вообще не музыка у них приноровлена к поемым словам священным, но слова сии только что приложены к музыке... Кажется, они хотели более удивить слушателей концертною симфонией, нежели трогать сердца благочестивою словесною мелодией, и часто при песносложениях их церковь более походит на итальянскую оперу, нежели на дом благоговейного молитвословия. Вольность слепых и неразборчивых подражателей итальянской музыки простерлась потом до того, что они начали было вводить в церковное богослужение и нецерковные песни" '(что было запрещено впоследствии Павлом I Указом от 10 мая 1797 г.). (С. 379).
"В смысле цельности, ровности богослужебного чина упомянутые нами строгие обители, как Гефсимания, Валаам, Оптина и некоторые другие являют совершенное исключение в новообрядческой богослужебной практике; исключение же это определяется тем, что там на иноческих клиросах этих монастырей твердо удерживается (насколько это только возможно по одному преданию и памяти, в особенности при теперешнем перехожем составе клиросов), твердо удерживается столповой распев и как "святое послушание" удерживается раз принятый церковный чин. Все неторопливо идет там своим чередом, всему приходит свое время, во всем видна тихая, но мужественная и неотступная мерность делания.
Для мерности церковного делания, для ровности и мужественного постоянства в исполнении церковного чина необыкновенно и совершенно исключительно подходит древнее знаменное пение, и конечно потому, что оно там же, на клиросе и выросло, там и развивалось и там естественно живет... А для нашей русской души оно, знаменное (столповое) пение, говорит в особенности, ибо то есть пение русское по преимуществу. "Внутренняя сторона этого пения, - говорит Смоленский, - его напевы, созданные давно, пропетые миллионами певцов... между которыми были и таланты и гении, постепенно вырабатывали напевы сообразно русскому чувству и, наконец, изложили их в тех формах, которые не доступны творениям отдельных людей, хотя бы и гениев, но которые присущи произведениям народного творчества".
"Как же это вышло, что такое бесценное наследие русского церковного художества, как знаменное пение на клиросе, было у нас пренебрежено и на его месте встали эти чуждые храму Божию заветы концертного и оперного пения? Вообще говоря, это не удивительно, ибо
и в древней Церкви, в эпоху таких светил Церкви Христовой, как вселенские отцы Первого Никейского Собора, мир успевал врываться со своими шумными и чуждыми храму Божию восторгами в христианскую церковь". (С. 380, 381).
"У нас на Руси разрушению церковного чина и уничтожению вкуса к нему способствовали еще особые черты нашей новой истории... В свое время пронеслась первая волна своеобразного русского либерализма, характеризующаяся торопливым отречением от отеческих преданий, "С детским увлечением, опрометью, - говорит Мельников (Печерский), - кинулось первое (петровское) поколение в омут новой жизни и стало презрительно глядеть на все прежнее, на все старинное, дедовское. С легкомыслием дикаря, меняющего золотые слитки на стеклянные бусы... опрастывали дедовские кладовые... бывало нарадоваться не могли, променяв дедовскую богомольную золотую, греческого дела, кацею [кадильница с ручкой. - Б.К] на парижскую табакерку..."
Потом прошло еще несколько новых волн преобразовательного либерализма... И произошел отрыв нашего более образованного и правящего общества от родного народа и его жизни, - отрыв, тяжкие последствия которого еще не исчерпаны по сие время. И в этой суете и беготне заглох и сокрылся древний воспитатель русского народа, наш древнерусский церковно-богослужебный чин...
Остатки, впрочем, у нас еще есть, благодаря старообрядчеству, именно в богослужебном пении старообрядцев и, в частности, единоверцев". (С. 382).
"Слишком разные художественные стихии, слишком разный дух в том искустве, которое вырабатывалось церковным послушанием на клиросе, и в том, что называет себя горделиво "чистым искусством", "искусством для искусства". "Како воспоем песнь Господню на земли чуждей?" ... Предстоит задача всячески оберегать древнерусский клирос от вожделений "искуства для искусства". Здесь, на клиросе, в родной благоговейной обстановке должен жить далее и соблюдать себя знаменный распев!
Знаменный распев - музыкальный служитель Слова. Поэтому сила его в том, чтобы передать ярко и внушительно Божие слово, - более ярко и более внушительно, чем это могла бы сделать простая речь". (С. 383).
"Церковное пение должно быть и для певцов, и для предстоящих прежде всего молитвою, молитвенным деланием. Могут ли быть молитвенным деланием эти "мусикийские и прегудные пения и вискания", о которых предупреждает Номоканон? Очевидно, нет, и оттого они и должны быть по справедливости устранены из храма. Вряд ли будет у кого-нибудь сомнение в том, что при концертно-оперном пении исполняющий его хор не может быть в молитвенном делании; а если не может, то не может он и служить молитвенному деланию предстоящих и служащих.
Искусство тем и велико, тем и страшно, что оно далеко и с необыкновенным могуществом распространяет, закрепляет, может сделать господствующими известные склонности, настроения, цельные душевные состояния. Молитвенному деланию может служить искусство, только созданное молитвенным деланием". (С. 386).
Из книги Б.П.Кутузова "Апология старообрядчества по высказыванием отдельных мыслителей".