![]() ![]() |
Следуя примеру Спасителя, Церковь всегда уделяла в своем богослужении видное место песнопениям. «И воспевше изыдоша в гору Елеонскую», — говорится в Евангелии от Марка (зач. 64, гл. 14 ст. 26). Первоначальное христианское богослужение составлялось из пения псалмов. «Исполняйтеся Духом, глаголюще себе во псалмех и пениих и песнех духовных: воспевающе и поюще в сердцах ваших Господеви» (К Ефесеом, зач. 229, гл. 5 ст. 18-19).
Религиозное песнопение входило в состав богослужения с самых древних времен. Еще псалмопевец Давыд восклицал: «Пойте Богу нашему, пойте; пойте Цареви нашему, пойте!» (Пс. 46, 7) и в другом месте: «Пою Богу моему, дондеже есмь» (Пс. 145, 2). Часть ветхозаветных псалмов сохранилась и у христиан. Известный псалом «На реце вавилонстей» (Пс. 136) составлен пророком Иеремией. Иудеи пели псалом пребывая в плену Вавилонском. Христиане одухотворили этот псалом, относя содержание его к небесному Иеросалиму, которого люди лишаются грехов своих ради. Этим пением мы умиляем свою душу и располагаем ее к покаянию. Посему исполняется псалом накануне Великого поста.
Христиане времен апостольских воспевали и другие ветхозаветные песнопения, применяя их к новозаветным чувствованиям. Так, например, песнь Моисея, в коей воспевалась радость освобождения от египетского рабства, применяется нами как гимн избавления от рабства дьявола, а чудесный переход иудеев чрез морские воды относится к водам крещения. Песнь Анны-пророчицы, матери Самуила, относится к состоянию Церкви Христовой: как бездетная Анна была в унижении, а после рождения Самуила возвеличилась, так и Церковь Христова чрез унижение и гонение идет к возвеличению и прославлению.
Песнь Ионы-пророка и песнь трех отроков, брошенных в пещь огненную, прообразуют торжество Церкви Христовой. Как не погиб пророк Иона, не погибли три отрока, так не погибнет и Церковь Христова, несмотря на все гонения.
С апостольских времен христиане употребляли песнопения, вошедшие в содержание Евангелия. Так, употреблялась изреченная Спасителем молитва «Отче наш», заповеди блаженства, песнь Богородицы «Величит душа моя Господа», песнь св. Захарии «Благословен Господь». Приветствие архангела Гавриила: «Радуися, Обрадованная, Господь с Тобою, благословена Ты в женах» (Лк, зач. 3, гл. 1 ст. 28) положило основание молитве «Богородице Дево». Со времен апостольских употреблялось при богослужении славословие ангелов, воспетое ими при рождении Спасителя: «Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение». С древних времен употребляется за богослужением молитва Симеона Богоприимца: «Ныне отпущаеши раба Своего, Владыко, по глаголу Твоему с миром» (Лк. 2, 29). Таким образом, древнейшие из христианских песнотворцев — это Матерь Божия, пророк Захария и Симеон Богоприимец, говорившие от Духа Свята.
Кроме вышеуказанных евангельских песнопений, с древнейших времен употреблялись и другие молитвословия. Скромности ради, творцы песнопений старались имена свои сохранять в тайне. И только имена некоторых чтимых, как святые, нам сохранила Церковь. Так, на основании слов Спасителя: «шедше научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа», св. Игнатием Богоносцем (1 в. по Р. X.) было составлено краткое славословие: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу и ныне и присно и вó веки веком.
Староверец (И.Н. Заволоко)
ДРЕВЛЕ-ПРАВОСЛАВНОЕ ПЕНИЕ
(Исторический очерк)
В старообрядчестве общепринятым считается «знаменное пение» или, как его называют, «знаменный распев». По свидетельству истории это пение является памятником далекой старины.
«Первие же убо беша в начале сего знамени творцы и церковнии песнорачители, во столичном богоспасаемом граде Киеве», — говорит старец Александр Мезенец, певец и учитель XVII века. «По неколиких же летех от Киева сие пение некими люборачители принесеся до великаго Новаграда. От великаго же Новаграда распростреся и умножися толиким долговременьством сего пения учение, во вся грады и монастыри великороссийския епархии и во вся пределы их»[1].
Древнейшей формой русского церковного пения следует признать так называемое пение кондакарное. До известной степени, его происхождение является весьма загадочным. Нигде вне Русской земли не найдено подобных кондакарным певческих книг. И в самой Руси пение это представлено пятью рукописями XI-XIV веков, после какового времени кондакарное пение исчезает вовсе. Главнейшими особенностями кондакарного изложения, по сохранившимся памятникам, являются:
1. наличность ряда музыкальных знаков для пения отдельных слогов с повторением гласных звуков под каждым знаком;
2. вставные звуки между этими гласными, как напр. х, в, н, у, отчего иногда получаются продолжительные вставки, вроде следующих: хавоуаиавоуа, хивоуи, вуохохо, хаха, неуе, неее и т.д.;
3. присутствие музыкальных формул, не связанных с текстом, как: неагие, анагиа, нана, неанес и т.д., особенно в слове «аллилуиа» достигающих большой сложности;
4. знаки и буквы среди текста, к нему не относящиеся, т. наз. мартирии, понимаемые обыкновенно, как показатели лада;
5. изложение напева посредством двоякого рода знаков, из которых одни близко напоминают хирономические знаки (графическое изображение движения руки для указания мелодических оборотов), а другие более простые по начертанию, значение которых неизвестно.
Осколками кондакарного пения являются так называемые аненайки, которые исполняются старообрядцами до сих пор. Но главной формой, получившей в дальнейшем прочное и устойчивое положение, была другая система, которую можно назвать стихерарной. Основная форма — стихера — была частично подражанием ветхозаветного псалма, но с большим эпическим спокойствием в изложении. В полном соответствии формировался и
И.Н. Заволоко
СВЯТЫЕ ОТЦЫ О БОГОСЛУЖЕБНОМ ПЕНИИ
Пение — самая существенная часть богослужения. С времен апостольских ему усвоялось самое высокое благодатно-воспитательное значение. Св. апостол Павел видит в духовном песнопении одно из средств к возгреванию даров Духа Святого.
«Исполняйтесь Духом, — пишет он, — назидая самих себя псалмами и славословиями, и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу» (Ефес. 5. 18-19). Отцы Церкви всегда смотрели на духовное пение, как на один из лучших проводников в умы людей познаний о Христе, как на одно из самых действенных средств к назиданию христиан, к наставлению их в истинах христианского вероучения. При помощи пения отцы Церкви весьма успешно боролись с еретиками. Так, в Константинополе св. Иоанн Златоуст противопоставил арианам певцов из своей паствы.
То же сделал в Сирии св. Ефрем Сирин против последователей еретика Вардесана и ученика его Армения. В Александрии много заботился об улучшении пения архиепископ св. Афанасий Великий.
Насколько умиротворяюще действует духовное песнопение, можно судить по следующему случаю. Ариане послали однажды воинов в церковь, чтобы схватить там св. Афанасия. Воины вошли в храм, но пораженные красотою песнопения (св. Афанасий пел в это время псалом, а народ подпевал стих «Яко в век милость Его») застыли в неподвижности. Не дерзнув прервать священное благоговение, они оставили храм.
И действительно, церковное песнопение, когда оно исполняется с известным благозвучием, способно возродить человека, возбудить в нем благодатные силы.
«Что такое пение мое? — спрашивает св. Златоуст. И отвечает, ― Слава моя, похвала моя, украшение мое, знаменитость моя. Ибо не только избавляет от бедствий, но и делает блистательными и знаменитыми, подавая спасение вместе с славою»[1]. «Ничто не возбуждает, не окрыляет так духа, ничто не отрешает от земли, — говорит он в другом месте, — как пение стройное»[2]. «Настроившись на мелодии слов — говорит св. Афанасий Великий, — душа забывает о страстях, с радостью взирает на ум Христов и помышляет только о всем лучшем»[3].
Блаженный Августин, слушая однажды богослужение в александрийской церкви, плакал и так отзывался о нем: «Трогательные звуки поражали мой слух, а истина, заключавшаяся в них, проникала в мое сердце и возбуждала благоговение». «Господь установил пение псалмов, дабы диавол не развращал людей сладострастными песнями...» «Поющия бо (Божественное) Духа Святаго
![]() ![]() |
Е.Г. Червякова.
КАНОНЫ ПАСХАЛЬНОГО БОГОСЛУЖЕНИЯ (НА МАТЕРИАЛЕ ПОМОРСКОЙ СТАРООБРЯДЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ БИЙСКА).
Денисова Н.Е.
Проблемы изучения ладоинтонационной основы столпового знаменного распева в традиции невьянской певческой школы.
Выложил в интернете книгу про то как подготавливалась и проводилась реформа перехода на новый обряд в середине 17 века в России.
Скачать ее можно по этой ссылке http://ifolder.ru/974532