Ностальгия по традиции
Размышляя о живописи советских времен, невольно вспоминается старая как мир истина: слава приходит к творцу после его смерти. После периода долгого забвения интерес к искусству СССР 1930-х - 50-х годов возрождается. Произведения той эпохи пополняют частные собрания как российских, так и западных коллекционеров, выставляются на аукционах "Сотбис" и "Кристис". В чем же причина внезапного Ренессанса соцреализма?
Во-первых, глаз человеческий устал. Он переутомился от бесконечно возникающих и уже переполнивших собой современную арт-сцену псевдонаправлений и их претенциозных пятиминутных "шедевров". Многие современные эксперименты в искусстве, кажется, исчерпывают себя, уступая место признанной Традиции.
Возникает ностальгия по образам прошлого, в том числе и по тем, которые были созданы великими мастерами фигуративной живописи СССР середины прошлого столетия.Другой причиной роста популярности соцреализма является желание состоятельных людей сделать выгодные инвестиции. Искусство (а тем более - искусство прошлого) всегда остается в цене, не так ли?
Конечно, для большинства западных коллекционеров советский соцреализм - не что иное, как экзотика, кич, но возможно ли им до конца понять то, что происходило в те времена за пределами холста? Могут ли они представить себе то немыслимое идеологическое давление, коему подвергались советские художники? Вряд ли. Хотя так ли это сейчас важно? Как бы то ни было, соцреализм находится на волне международной популярности, и именно она спасает картины тех времен от верной погибели в застенках пыльных российских студий и подвалов.