[показать]Общие тенденции
Исследователи отмечают, что мировой арт-рынок начал заметно расти с 2003 года, а 2006-й стал годом резкого подъема по количеству продаж, общему объему и среднему ценовому показателю. Если в 2002 году общий оборот мирового арт-рынка составлял 26,7 млрд. евро, то в 2006-м эта сумма выросла до 43,3 млрд. евро. С 2002 по 2006 год продажи на арт-рынке выросли на 95% от оборота в стоимостном выражении и на 24% по количеству сделок.
Весь объем продаж разделили между собой два больших сектора арт-рынка – аукционы (их доля составила 48%) и арт-дилеры (52%). Что касается аукционных домов, то здесь, разумеется, доминируют Sotheby’s и Christie’s – их доля по стоимости в сумме составляет 27% всех аукционных продаж в мире (за ними следуют Bonhams (5%) и Phillips de Pury (6%) и 46% общего объема продаж. Для мировых лидеров 2006 год стал во многом переломным. Объем продаж Sotheby’s составил 2,8 млрд. евро, его главного конкурента Christie’s – 3,6 млрд. евро. В 2006 году товарооборот импрессионистов у обоих аукционных домов вырос на 80%, современного искусства – на 60% на Sotheby’s и на 47% на Christie’s.
Всего же арт-рынок насчитывает в мире около 5 тыс. аукционных домов разного уровня. И если Sotheby’s и Christie’s относятся к аукционным домам первого, высшего уровня, то ко второму уровню относятся национальные лидеры, такие как Bonhams в Великобритании, Artcurial во Франции, Villa Grisebach в Германии, Kornfeld в Швейцарии. Существует и третий уровень, который включает региональные аукционные дома, чаще всего специализирующиеся на определенных областях искусства. Общий товарооборот аукционных домов в 2006 году составил 20,8 млрд. евро, что на 50% больше, чем в предыдущем году. Здесь основная доля продаж приходится на Великобританию (5,6 млрд. евро) и США (9,5 млрд. евро). При этом наибольшее количество сделок совершается во Франции (18%).
Вторая движущая сила на арт-рынке – дилеры, сектор более фрагментарный, чем аукционы. Исследователи отмечают на рынке около 4 тыс. крупных арт-дилеров, которые и определяют 75% рыночного оборота, и из них не более тысячи влияют на формирование уровня показателей стоимости. Всего же, по подсчетам, на рынке фигурируют около 71 тыс. арт-дилеров, среди которых учтены и небольшие галереи, брокеры (берущие предметы на комиссию), агенты отдельных художников. В 2006 году в мире было осуществлено около 1 млн. дилерских сделок на сумму 22,5 млрд. евро. Показатель этот условный, ведь в отличие от аукционных домов дилеры не распространяют значительное количество конфиденциальной информации, в том числе, например, окончательную стоимость, за которую вещь была продана. Несмотря на то что именно на стороне дилеров высокий уровень экспертизы, их бизнес более подвержен риску, чем аукционный: как правило, даже очень крупные дилеры имеют сравнительно узкую специализацию и локализацию в рамках одной страны. Аукционные дома примерно на 38% являются для дилеров источниками предметов для дальнейшей продажи.
2006 год стал переломным еще в одном отношении: как отмечают исследователи, оба сектора стали стремительно сближаться. Аукционные дома начали совершать большое количество частных сделок, причем не только в рамках деятельности самих домов, но и приобретая для этого частные галереи. Так Sotheby’s выкупил голландскую Noortman Master Painting, некогда принадлежавшую одному из крупнейших антикваров – Роберту Нортману и занимавшуюся живописью старых мастеров. Christie’s, в свою очередь, выкупил британскую галерею современного искусства Haunch of Venison. Дилеры со своей стороны также стали брать на себя функции аукционов, отходя, таким образом, от своей традиционной роли. Отмечается и высокий уровень сотрудничества между аукционами и дилерами.
Значительной частью арт-рынка за последние несколько лет стали международные ярмарки изящных искусств, которые создают благоприятные условия взаимного поиска как для продавцов, так и для покупателей предметов искусства. Это обеспечивается большим потоком посетителей: так, в 2006 году TEFAF в Маастрихте посетило 84 тыс. человек, Биеннале антикваров в Париже – 90 тыс., Art Basel – 60 тыс., Friez Art Fair в Лондоне – 63 тыс. По опросу участников TEFAF, около 40% их последующих сделок в году напрямую связаны с участием в различных ярмарках.
Огромную роль в формировании арт-рынка играет и перемещение предметов искусства. Международный арт-рынок – один из самых глобальных рынков экономики, с различными объемами и формами для каждой отдельной страны. В вопросах импорта и экспорта наиболее интенсивным является европейский арт-рынок: в 2006 году экспорт составил 8,2 млрд. евро, импорт – 4,9 млрд. евро. При этом главная европейская страна, через которую проходит основной объем предметов искусства, – Великобритания: в 2006 году на долю ее импорта пришлось 3,5 млрд. евро (71% европейского импорта), экспорта – 5,4 млрд. евро (66% европейского экспорта). Среди остальных стран Европы интенсивным импортером и экспортером является Франция (7% европейского импорта и 14,5% экспорта). Интенсивность ввоза–вывоза в большой степени зависит от законодательства отдельных стран в этой области. Так, например, в США, где отсутствуют пошлины на ввоз и вывоз произведений искусства и очень незначительные ограничения в этой области, импорт в 2006 году составил 5,4 млрд. евро, экспорт – 5,8 млрд. евро.
[показать]
Особенности крупнейших арт-рынков
Исследователи называют самым значительным художественным рынком арт-рынок США. Его доля от оборота в стоимостном выражении в 2006 году составила 46% мирового арт-рынка, а оборот – 19,8 млрд. евро, из которых более 10 млрд. приходится на долю арт-дилеров. Резкое падение арт-рынка произошло в США после трагедии 11 сентября 2001 года, однако начиная с этого времени рынок стал стремительно расти. Так, например, по стоимости рынок вырос с 1998 по 2001 год всего на 7%, а с 2002 по 2006-й – на 105%. Объем рынка за этот период увеличился на 24%.
Главным центром на арт-рынке США является Нью-Йорк: именно здесь заключается 42% всех сделок в стране. Из 100 самых крупных аукционных продаж в мире 59 совершено в Нью-Йорке на Sotheby’s или Christie’s. Здесь же расположены представительства около 2 тыс. крупнейших арт-дилеров из 25 тыс. зарегистрированных на территории США.
Второй большой зоной арт-бизнеса является Европа. Товарооборот в странах ЕС в 2006 году составил 19,2 млрд. евро. Он вырос на 38% по отношению в 2005 году и на 70% по отношению в 2002 году. В 2006 году европейский арт-рынок составил 44% от оборота общемирового рынка в стоимостном выражении. Однако доля за счет роста американского рынка упала на 6% по отношению к 2002 году.
Самым большим рынком после США исследователи называют рынок Великобритании. Его доля оставила 60% европейского рынка и 27% мирового. Оборот сделок за 2006 год по Великобритании составил 11,6 млрд. евро. Доля двух главных арт-центров – Лондона и Нью-Йорка – составила вместе 72% рынка. Если с 1998 по 2001 год рынок Великобритании вырос всего на 1,6%, то с 2002 по 2006 год рост составил 81% от оборота в стоимостном выражении. В Великобритании насчитывается около 8,9 тыс. продавцов искусства, из которых 400 аукционов и 8,5 тыс. – арт-дилеры. Всего в арт-бизнесе задействовано около 48,5 тыс. сотрудников. 35% аукционных продаж и 60% британского рынка принадлежит Sotheby’s и Christie’s. Около тысячи крупнейших арт-дилеров в Великобритании являются членами крупных и влиятельных объединений. Великобритания насчитывает около 30 международных ярмарок искусства.
Среди других европейских стран по уровню арт-рынка выделяются Франция и Германия. Доля Франции на европейском рынке составляет 14%, на мировом – 6%. Франция насчитывает около 8,6 тыс. юридических продавцов искусства и около 49,3 тыс. сотрудников. Значительные изменения на французском арт-рынке произошли в 2000 году. До этого на протяжении пяти веков аукционы находились в ведении Министерства юстиции, и государство осуществляло монополию в области аукционных продаж. С 2000 года статус аукционистов изменился, монополия была отменена, начался период конкуренции как среди французских аукционных домов, так и с иностранными компаниями. Sotheby’s провел свои первые торги во Франции в феврале 2001 года, Christie’s всего лишь месяцем позже. С 2002 по 2006 год рынок вырос на 36% от оборота в стоимостном выражении и на 24% по объему. Важнейшим сектором французского арт-рынка являются произведения импрессионистов и модернистов.
Третье место в Европе занимает Германия, доля которой относительно мирового арт-рынка составляет 3%. Она является второй страной в мире по количеству аукционных домов, галерей, ярмарок, арт-сообществ и художественных учебных заведений после США. Немецкие арт-дилеры в основном сосредоточены в главных центрах – Мюнхене, Берлине, Кельне и Дюссельдорфе, аукционы рассредоточены по стране более свободно. С 2002 по 2006 год оборот на рынке Германии вырос на 94%, особенно в связи с увеличением цен на немецких художников мирового уровня.
[показать]Международные ярмарки искусства способствуют контактам продавцов и покупателей. Ярмарку TEFAF в 2008 году посетили 75 тысяч человек
Китай, Индия, Россия
С 2002 по 2006 год доля арт-рынка стран вне Европы и США выросла с 3,8 до 7,7%. Самые значительные изменения в этот период произошли на художественном рынке Китая: в 2006 году его доля от общемирового рынка составила 5% от объема в стоимостном выражении, а объем аукционных продаж – 1,1 млрд. евро. Оборот на рынке современного китайского искусства с 2003 по 2006 год вырос в 100 раз. Наибольшие изменения произошли с 2005 по 2006 год, когда аукционные продажи по стоимости выросли на 983%, а по количеству лотов – на 477%. Перелом 2006 года – результат одновременного роста спроса со стороны состоятельных китайских и западных покупателей и увеличения предложения китайского искусства на рынке. И это при том, что еще 20 лет назад в Китае не было ни аукционных домов, ни спроса на предметы искусства и антиквариата. Теперь в Китае насчитывается около 100 зарегистрированных аукционных домов, крупнейшие из которых помимо Sotheby’s и Christie’s China Guardian и Poly International Auction Company. По официальным данным, в Китае около 5 тыс. арт-дилеров, общее же число незарегистрированных продавцов, по данным исследователей, может достигать 50 тыс.
Что касается Индии, то этот рынок вступает в фазу формирования. Сейчас он в основном работает на экспорт, который показывает небывалый рост: с 2000 по 2006 год экспорт вырос с 2,6 млн. евро до 478 млн. евро, то есть на 186%, при этом за год с 2002 по 2003-й он увеличился с 5 до 508 млн. евро.
Российский художественный рынок в исследовании почти не фигурирует, что вполне объяснимо: во-первых, по сравнению с европейскими странами и Америкой оборот искусства в нашей стране ничтожен, во-вторых, рынок до сих пор остается теневым и провести хоть сколько-нибудь точное исследование не является возможным. Исследователи лишь сравнивают на словах ситуацию на русском рынке с Китаем и Индией и приводят единичные цифры. Например, отмечают дефицит искусства на русском рынке в 2006 году, когда экспорт составил 0,8 млн. евро, импорт – 2,2 млн. евро. Наибольший импорт в Россию был достигнут в 2004–2005 годах (6,6 млн. евро и 12,2 млн. евро соответственно), что связано, вероятно, с отменой в 2004 году 18% пошлины на ввоз предметов искусства частными лицами. Наибольший экспорт – в 2002 году составил 6,5 млн. евро. Удается подсчитать также товарооборот русского искусства на крупнейших аукционах, например, на Sotheby’s в 2006 году он вырос на 12%.