• Авторизация


Авторов берут в долю...авторский гонорар..новый закон. 23-04-2008 15:32 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Правительство РФ утвердило "Правила выплаты автору вознаграждения при публичной перепродаже оригиналов произведений изобразительного искусства " согласно которым каждый раз, когда продается картина художника или рукопись писателя, ему (или его наследникам) полагается вознаграждение. Снова и снова, столько раз, сколько перепродается картина.

Соответствующее постановление правительства РФ подписал в понедельник глава кабинета Виктор Зубков. Утвержденные правительством правила распространяются не только на оригиналы произведений изобразительного искусства, но и на авторские рукописи литературных и музыкальных произведений. Но рукописи, например, Бориса Акунина или ноты, написанные рукой Сергея Прокофьева, продаются не часто. Поэтому волнуют эти правила в первую очередь современных художников и современные аукционы.
Документ работает в "пределах срока действия исключительного права" на это произведение. Согласно Закону об авторских правах РФ, исключительное право действует в течение всей жизни автора и семидесяти лет, следующих за годом его смерти. То есть под право на выплаты подпадают практически все художники ХХ века и их наследники. Чуть ли не 90% того, что продается в Москве на публичном художественном рынке, под которым подразумеваются аукционы, антикварные магазины и галереи.
То есть сколько бы раз теперь ни продавались социмпрессионистические полотна Сергея Герасимова (1885-1964), его наследники получат выплаты. Как и наследники бубнововалетца Петра Кончаловского (1876-1956). А за весьма дорогие работы Владимира Дубосарского и Александра Виноградова авторский гонорар получат сами художники. В том, конечно, случае, если их произведение продается не в галерее от лица самих художников, а перепродается неким коллекционером или инвестором. По правилам именно этот продавец, коллекционер или инвестор и должен будет от полученных от сделки денег отнять некую сумму и передать ее автору полотна (или его наследникам).
В сущности, это правило под названием "Правило следования", было обозначено уже в законе "Об авторском праве" от 1993 года. Но там оно имело скорее рекомендательную форму: "В каждом случае публичной перепродажи произведения по цене, превышающей предыдущую не менее чем на 20%, автор имеет право на получение от продавца вознаграждения в размере 5% от перепродажной цены". На практике это выглядело (и выглядит по сей день) примерно так: если аукцион, или галерея, или антикварный магазин попросит, например, автора (или его наследника) подтвердить аутентичность произведения, тут уж, конечно, автору (или наследнику) выплатят толику. Теперь это положено делать в обязательном порядке — аукцион, антикварный магазин или галерея должны предоставить автору (или наследникам, или уполномоченным ими лицам) документы, подтверждающие цену продажи. При этом у этих организаций с автором (или наследником) должен быть заключен договор, который и станет основанием для этого самого автора требовать денег с продавца картины, написанной автором, например, лет 40 назад и проданной тогда же по цене 40-летней давности.
Сумма авторского гонорара вычисляется согласно приложению к правилам. Если цена произведения до 100 тыс. руб. — автор получит 5%; если до 1,7 млн руб.— 5% плюс 4% от суммы, превышающей 100 тыс. руб., и так далее. Цены на огромное большинство произведений ХХ века, которые продают у нас в стране, простираются в рамках от 100 тыс. до 1,7 млн руб. ($4-70 тыс.), а в этом случае авторский гонорар будет не слишком большим. Например, если картина ушла за $10 тыс., автор должен получить немного больше 10 тыс. руб. А вот если картина продана дороже 17,5 млн руб., ну вот, например, за $1 млн — автор получит примерно $15 тыс. Правда, за миллион долларов у нас публично все равно никто ничего не покупает.

По правилам платить здравствующим авторам должны продавцы. Но на практике эта сумма, естественно, ляжет на покупателя — просто будет закладываться в стоимость произведения. В сущности, так продает и покупает сейчас вся Европа и Великобритания. Самым обременительным выполнение правил станет для организации-посредника — аукциона, антикварного салона или галереи. Им придется искать авторов произведений, которые они продают, или наследников художников, скончавшихся лет шестьдесят тому назад, и заключать с ними договоры. Правда, никакой контролирующей этот процесс конторы и никакого наказания за неисполнение правил в утвержденном правительством тексте не указано.
Впервые закон об авторских гонорарах при продаже произведений искусств (известный на Западе как "droit de suite" — досл. "право следования") был принят в 1920 году во Франции, чтобы спасти от нищеты родственников погибших в первой мировой войне деятелей искусства. В 1977 году закон об авторских отчислениях был принят в одном американском штате — Калифорнии. В 2001 году ЕС выпустил директиву с требованием ко всем странам—членам союза к 2006 году ввести гонорары авторам за продажу их произведений искусства. Согласно директиве, к 2012 году гонорары должны перечисляться наследникам всех авторов, которые жили в последние 70 лет. Директива вызвала горячие споры в Великобритании, которая опасалась, что все престижные произведения искусства будут продаваться не в Лондоне, а Нью-Йорке. Но в феврале 2006 года закон об авторском гонораре был принят и в Великобритании. С этого времени британские аукционы Sotheby`s и Christie`s обязаны взимать гонорар за продажу произведений искусства, причем не с продавца, а с покупателя. Власти Великобритании пошли на этот шаг, чтобы коллекционеры продавали произведения искусства именно в Лондоне, а не в США, где пока на федеральном уровне не принят закон об авторском гонораре. По закону размер этих отчислений в Европе составляет от 0,25% до 4% и не должен превышать £12,5 тыс. Однако закон применяется только к произведениям, продаваемым более чем за £1 тыс. Тамила Ъ-Джоджуа
Вадим Гущин, член Союза фотохудожников России:

— Совершенно ненужное постановление. Автор, продав произведение, теряет на него авторское право. Так зачем правительство придумывает для него еще какую-то головную боль, обещая какие-то копейки за перепродажу. Проконтролировать это будет нереально, художнику остается только переживать из-за этих копеек. Ему лучше заняться новыми произведениями, чем выискивать, не перепродал ли кто-то его картинку.

Никас Сафронов, художник:

— Очень хорошее решение. Художника надо защищать, он ведь как ребенок. К примеру, Модильяни в свое время обманули, купив за бесценок его картину, и перепродали ее потом за огромные деньги. А в современном мире все еще хуже. И пусть галеристы не обижаются, помочь художнику — благое дело. Правда, с контролем могут возникнуть проблемы: агенты есть не у всех. Но мы будем уповать на порядочность посредников.

Марат Гельман, владелец Галереи современного искусства:

— Это правильно, эта норма, во всяком случае, для Европы. Только у нас и в США не было таких правил. Только в Европе проценты высчитывают от маржи, а не от суммы сделки — ведь продать можно за такую же цену, а то и дешевле. Но в целом это правило делает коллекционеров и художников членами одной команды, и всем будут выгодны высокие цены. Вопрос в том, как это будет контролироваться. Я лично боюсь, что никак. Хотя, возможно, отчисления будут выполняться по запросу художника.

Владимир Овчаренко, директор галереи "Риджина":

— Надо посмотреть, как это будут внедрять. Ведь 90% продаж искусства находятся в тени, и не всегда известна реальная сумма продажи, поэтому непонятно, как собираются калькулировать эти проценты. Конечно, юристы порадуются, но все станет понятно через пару лет.

Владимир Дубосарский, художник:

— Россия приближается к международному праву. Сейчас современное искусство превратилось в фондовый рынок для многих инвесторов. Для них это выгодный бизнес. И почему бы художнику не получать маленький процент? Одна наша с Виноградовым ранняя работа была куплена у нас за очень маленькие деньги, а сейчас перепродана за очень большие. А это несправедливо.

Михаил Каменский, генеральный директор Sotheby`s в России и СНГ:

— Удивительно, что такое решение не было принято раньше: это элементарное уважение авторских прав. Конечно, этот порядок применим в условиях прозрачного арт-рынка, который регулируется законодательством. Sotheby`s всегда учитывал эти права при аукционных продажах, в наших каталогах такие произведения помечаются специальным значком. На российском художественном рынке эти нововведения будут приживаться трудно и долго, так как большинству участников рынка с этим будет невозможно смириться... Но эта привычка придет, так же как приходит привычка платить налоги. Профессионалу выгоднее платить этот процент, чем потерять доверие художника

 
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Авторов берут в долю...авторский гонорар..новый закон. | Art_Dealer - Комиссионный магазин" Сочи- коллекционер" | Лента друзей Art_Dealer / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»