Иван Константинович Айвазовский
1817-1900
Вид турецкого побережья, отходящее судно
Подпись и дата 1845, масло, холст
30 x 56,5 см Продано 13 марта аукцион в Швеции 500т.евр.
ПРОИСХОЖДЕНИЕ:
Кристис, «Дореволюционное и послереволюционное русское искусство и иконы», Лондон, 18 июля 1996 г., лот 33.
ПУБЛИКАЦИИ:
Gianni Caffiero and Ivan Samarine, Seas Cities and Dreams, Alexandria Press, London, 2000, plate 150 p. 214
«Возможно нет ничего чудеснее этого города; когда вы забываете о Неаполе и Венеции..», .Иван Айвазовский написал в письме графу Зубову после первого посещения Стамбула в 1845 г.
Когда Айвазовскому исполнилось двадцать восемь лет, он побывал во всей Европе: в Англии, Голландии, Испании; он уже получил международное признание, продавал картины российскому императору, папе римскому; встречался с Уильямом Тернером, был избран в состав нескольких Европейских Академий; но никогда не был в Стамбуле, великой столице Османской Империи, которая находилась всего лишь в двухстах милях от места его рождения.
Русский художник с армянскими корнями, Айвазовский вырос в Феодосии - древнем крымском порту, который османские турки, управлявшие этой территорией до 18-го века назвали Kьзьk Stambul - "Маленький Стамбул". В то время это была окраина огромной Российской Империи, далекая от гордой холодной столицы - Санкт-Петербурга, которую величали Северной Венецией. Но именно в Петербурге Айвазовский выиграл стипендию, и именно в Петербурге утвердился как художник. Тем не менее, ему не подходил влажный северный климат и, во время учёбы в Академии, немало времени он провел в лазарете. Позже будучи уже Профессором в Академии, он предпочитал жить в городе своего детства на берегу Чёрного Моря.
Первое посещение Стамбула стало возможным благодаря участию художника в экспедиции Великого Князя Константина Николаевича, младшего сына Императора Николая I, который служил в Императорском Военно-Морском Флоте. Айвазовский, до того сопровождавший Великого Князя в его балтийском походе, был назначен официальным художником экспедиции, которую возглавлял Адмиралом Литке, географ и член Русской Императорской Академии Наук. Они посетили острова в Эгейском море, анатолийское побережье, Левантию и, наконец, Стамбул. Город удивительно подошел для таланта Айвазовского. Находясь на полуострове треугольной формы, на пересечении пресных и солёных вод, город воплощает в себе стандарты красоты, способные впечатлить самомого требовательного художника. Перед Айвазовским представали городские виды, ландшафты, виды на море. Воздушные потоки неслись сквозь заросли бамбука в уста долин, покрытых зеленью, наполняя воздух ароматом цветов. Он видел островерхие мечети, церкви, дворцы с многочисленными двориками, сады, базары, площади. В многонациональном Стамбуле Айвазовский обнаружил и армянскую общину, в которой, среди торговцев, архитекторов, художников, нашлось немало людей близких по духу. Этот удивительный город со знакомыми ему черноморской кухней и климатом, магической архитектурой, в которой отражалась многовековая история, стал настоящим открытием для молодого художника. Ему хотелось писать его со всех возможных точек: с холмов Галата, с берега Золотого Рога, во время заката, восхода, под луной.
По возвращении в Феодосию, Айвазовский начал готовиться к выставке, которая была запланирована на следующий год к десятилетней годовщине его творческой деятельности. Выставка запомнилась тремя выдающимися изображениями Стамбула и все они были приобретены для русской императорской семьи.