Круг людей, участвующих в процессах, происходящих на рынке предметов искусства, далеко не исчерпывается цепочкой создатель (художник) - продавец - покупатель. Существует ряд специалистов, которые находятся как бы "за кадром", однако без них история искусства (а значит, и история арт-рынка) была бы просто невозможна. Настоящую статью мы посвящаем именно такому роду специалистов - художникам-реставраторам.
Обратить внимание читателя на эту профессию мы решили потому, что реставратор, в отличие от искусствоведов и экспертов по живописи, знает проблемы антиквариата изнутри. Значение реставраторов сильно недооценено, потому что их участие в культурных и рыночных процессах как бы скрыто. Тем не менее, не будь реставраторов, рынок антиквариата выглядел бы совершенно иначе, начиная с того, что многие шедевры просто не дожили бы до наших дней.
Чтобы понять и оценить все значение этих специалистов, нужно углубиться в историю отечественной реставрации. Как ни удивительно, отечественная школа реставрации начала формироваться только после Великой Октябрьской Революции. Именно после революции тысячи национализированных памятников из частных коллекций, и так называемые "предметы" культа начали стекаться в государственные музеи. Увеличение коллекций и стало причиной создания при крупнейших музеях страны реставрационных отделов. Так сложились две школы реставрации: Московская и Ленинградская. Руководителем Московской школы стал выдающийся деятель русской культуры Игорь Эммануилович Грабарь, директором реставрационной мастерской при Русском Музее в Ленинграде был назначен опытный художник-реставратор Н. А. Околович. Естественно, для реставрации различного рода экспонатов пришлось переосмыслить традиционные методики национальных школ реставрации. В дальнейшем при ведущих художественных вузах страны были созданы факультеты реставрации - так как специалистов остро не хватало. Кроме этого, в Москве и Ленинграде в средних художественных училищах были также открыты реставрационные отделения. При этом качество подготовки в институтах и училищах было примерно одинаковым, вся разница заключалась только в получаемом дипломе. Советская школа реставрации сложилась в очень короткий период, и это при том, что республика Советов испытывала колоссальный дефицит средств. Стоит задуматься над тем, как в нищей, разоренной после Первой Мировой и Гражданской войн стране нашлись и средства, и специалисты, которые сумели не только сохранить культурное наследие, но и создать национальную школу реставрации, и соответствующие отделы при музеях и хранилищах. Современная Россия не может похвастаться ничем подобным (хотя в стране ежегодно удваивается количество миллиардеров).
Необходимо подчеркнуть принципиальное отличие российской школы реставрации от западной. У нас готовят, прежде всего, художников-реставраторов, а не специалистов-технологов. В систему подготовки входит изучение рисунка, живописи, копирование работ старых мастеров и реставрационная практика в музеях страны. При этом реставратор погружается в мир старой живописи изнутри, начиная с основы, грунтов, пигментов, , которые находились в употреблении в различное историческое время, заканчивая изучением художественных манер и почерков.
Как это ни странно звучит, реставрация вышла на новый уровень после Великой Отечественной Войны. Когда потребовалось восстанавливать разрушенные фашистами дворцы, воссоздавать по старым эскизам росписи. Реставраторам пришлось осваивать старые художественные техники и манеры письма. Ансамбли Петергофа, Екатерининского дворца в Пушкине и другие, не менее значимые объекты отечественной культуры существуют и поныне благодаря подвигу советских реставраторов, которые проделали гигантский труд для их возрождения.
Российская школа реставрации и теперь считается одной из лучших в мире. Строго говоря, существует две мировые школы реставрации - русская и американская. В США предпочитают использовать всякого рода технологические новинки, вроде "вакуумного стола" - метода, который применяется для укрепления живописного слоя. Наши реставраторы действуют филигранно, их труд - тонкая ручная работа, когда художник прорабатывает последовательно сантиметр за сантиметром. О европейской школе говорить не приходится, так как там относятся к реставрации скорее как к технологическому процессу, что сказывается на художественном качестве. Так, например, в музее Кельна находится превосходная работа Рубенса, пережившая несколько реставраций, и сложно сказать, стала ли она от этого лучше: многочисленные тонировки заметны невооруженным взглядом. Дело в том, что европейские реставраторы, не мудрствуя лукаво, составляют специальную колористическую таблицу, где на каждый цвет дается тоновая раскладка. Картина разбивается на зоны, и утраты тонируются чисто механически, в соответствии с этой раскладкой. Российский реставратор никогда не опустится до таких топорных манипуляций. Его работа - сотворчество, когда он, как художник, видит форму, дописывает утраченные места, которые порой составляют от целых фрагментов произведения до нескольких квадратных миллиметров.
Россию часто упрекают в технологической отсталости, но стоит заметить, что технологии бывают разными. Если мы станем сравнивать, к примеру, немецкие и отечественные автомобили, то сравнение будет не в пользу последних. В реставрации же и прочих "тонких материях", связанных с индивидуальным мастерством и творческим осмыслением, ситуация ровно противоположная. Недаром в 1990-е годы, когда множество отечественных реставраторов получили возможность свободно выезжать в Европу для заработка, их с удовольствием приглашали как музеи, так и частные коллекционеры. Тогда за 1000 долларов в месяц (сумма, которая для наших граждан была просто астрономической) можно было получить работу такого уровня, за которую подобный специалист на Западе запросил бы в десятки, а то и в сотни раз больше. Для сравнения: если средняя зарплата реставратора в США на тот момент была 75 долларов в час, то нашим реставраторам платили не более 7 (при том, что уровень был несравнимо выше). К счастью, сегодня ситуация изменилась, и в этом свою положительную роль сыграло и постоянно растущее число русских аукционов.
Все дело в том, что слово реставратора при атрибуции живописи очень часто бывает определяющим, и не зря все крупнейшие антикварные галереи имеют в своем штате нескольких реставраторов. А при необходимости, приглашают для консультации и реставраторов из музеев. Ведь только реставратор может на глаз определить, когда была написана картина - 80, 100 или 200 лет назад. Только он знает, как время старит краску, и как именно это происходит. Ведь профессия реставратора подразумевает знание не только рисунка, живописи или истории искусств, но и химии, физики, состава материалов, применяемых в живописи. Мало кто знает, что существует не только авторский стиль живописи, но и авторский стиль старения картины.
Это хорошо иллюстрирует следующий пример. На осеннем аукционе Буковскис в Стокгольме была выставлена небольшая
Обнаженная" кисти художника Тихова.
[показать]
Жизнь картины можно вполне уподобить жизни человека. Все люди стареют по-разному, то же и картины. У каждого художника есть своя собственная рецептура краски, от которой зависит срок жизни картины и характер старения. Один разбавляет краску маслом, другой делает смесь из нескольких растворителей, третий пишет на лаке, четвертый использует скипидар. После примерно полусотни лет в живописном слое начинаются определенные химические процессы. В зависимости от состава грунта и краски картины приобретают свои индивидуальные особенности старения, такие как кракелюр или сседание красочного слоя. Так что дефекты столь же оригинальны, как и авторский почерк. Однако установить это может только опытный реставратор.
Услуги реставраторов недешевы, и порой реставрация обходится владельцу в половину стоимости картины. Поэтому покупатели на аукционах предпочитают приобретать работы, которые не нуждаются в реставрации, так как не хотят вкладывать дополнительные средства. Однако не всегда можно на первый взгляд определить, в какой именно реставрации нуждается так или иная картина. Часто на аукционах встречаются картины с помутнением и разложением старого лака. При этом кажется, что вещь требует большой реставрации, но на самом деле это незначительный дефект, который опытный специалист может устранить всего лишь за час. Но из-за подобного впечатления цена на работу может быть ощутимо ниже ее реальной стоимости. Таким образом, консультация реставратора может быть весьма полезной с точки зрения вложения средств. Поэтому, если вы увидели на аукционе работу с утратами или дефектами, старую и потемневшую - не стоит отворачиваться сразу. Лучше обратитесь к реставратору. Возможно, за совсем небольшие деньги вам удастся приобрести шедевр, который после небольшой реставрации будет стоить в десятки раз больше.
Несмотря на то, что отечественная школа реставрации, к счастью, жива до сих пор, на рынке стали появляться специалисты, чей профессиональный уровень вызывает сомнения. Это связано с тем, что в последние годы стали открываться частные реставрационные колледжи и мастерские, где качество обучения оставляет желать лучшего. Поэтому, прежде чем обратиться к реставратору, стоит осведомиться о его дипломе. Лучшими в стране являются дипломы Санкт-Петербургской Академии Художеств и художественного училища им. Рериха (ранее Серова). Но в любом случае, диплом должен быть государственным, а не частным.
Напоследок нужно сказать, что существует музейная и коммерческая реставрация. В музее одну работу (икону или картину) могут восстанавливать несколько лет, так как каждый этап работы сопровождается технико-технологическими исследованиями и экспертизами. Коммерческая же реставрация сводится к приведению в товарный вид; чаще всего это делается перед аукционом. Занимает подобная реставрация несколько дней или даже часов. Это так называемая предпродажная подготовка. Частные владельцы обращаются ко второму виду реставрации (что понятно: она дешевле в несколько раз), но качество работы от этого не страдает. Конечно, лишь в том случае, если реставрацию делает опытный специалист.