• Авторизация


Чудеса вокруг Святителя Московского Петра 29-08-2015 13:06 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Ни одно городское событие в Москве не начиналось без молитвы покровителю города святителю Московскому Петру. А когда Москвой заключались политические договоры, то в них находили способ упомянуть его имя в качестве гаранта. День, когда память святителя Петра совершается, часто выпадает на День Города, вот и в этом году они совпадают с точностью до одного дня (Петра чествуют 6 сентября).

Митрополит Киевский и всея Руси Петр перенес кафедру в Москву и сделался первым митрополитом московским и всея Руси. Он основал Высоко-Петровский монастырь, где при нем в 1315–1317 годах был выстроен деревянный храм в честь апостолов Петра и Павла, на месте которого в 1514–1517 итальянским архитектором Алевизом Фрязиным был выстроен первый каменный храм за стенами Кремля. Постройка была сооружена на холме, поросшем лесом, а внизу у подножия протекала река Неглинка. Это и дало название — Высоко-Петровский монастырь. Чтобы Петр мог ходить туда из центра города, по повелению великого князя прорубили в лесу специальную улицу, которая при жизни Петра называлась Митрополитчей, а позднее — Петровкой (включала современные улицы Петровку и Моховую, а также Театральную площадь).

[600x450]

Храм (спустя несколько столетий) тоже стал Петровским, в честь своего основателя.

[525x700]

Москва стоит на семи холмах, и монастырь — на одном из них, а храм, как будто венчает вершину холма… Высота храма — 23 метра.

[525x700]

Итальянский архитектор сделал его в форме цветка с восемью лепестками. И это в то время, когда ничего подобного на Руси не было, а храмы строили в форме прямоугольника или креста. Современники решили, что новое веяние не приживется, однако по его примеру было построено немало подражаний. Четыре лепестка — большие, четыре — маленькие, и вместе образуют как бы два креста, символизирующих Путеводительную или Вифлеемскую звезду.

[525x700]

Богослужения в этом храме прервались в 1918 году и возобновились в 2002.

А в 2006 году там при скоплении людей случилось чудо. В понедельник в неделю накануне Рождества  Иоанна Крестителя (судя по календарю это было 3 июля) там шла вечерняя служба. Молния ударила в купол, прошила его насквозь через бороду Спасителя на потолке, и ударила в надвратную часть деревянного иконостаса, однако загасилась в нем, оставив (словно напыленные металлом) следы, главным образом, на лике Иоанна Предтечи, но также и на лике Спасителя. Никто из людей в переполненном храме не пострадал, в том числе священник, стоявший  перед иконостасом.

[600x450]

Ростовая икона святителя Петра находится в другом храме монастыря, Сергиевском.

[525x700]

Она двухсторонняя. 

[525x700]


В этом году отмечается 700-летие начала святительских трудов митрополита Петра в Москве и 700-летие основания им Высоко-Петровской обители. И по этому поводу совсем скоро, 6 сентября в 13 часов, из Успенского собора Московского Кремля по направлению к Высоко-Петровскому монастырю выдвинется патриарший крестный ход с чтимой монастырской иконой святителя Петра с частицей его святых мощей. Сбор участников — с полудня на ул. Моховой (от Б. Никитской и до Тверской). Собравшиеся там миряне присоединятся к патриаршему крестному ходу после его выхода из Никольской башни Кремля. Завершится крестный ход у стен обители молебным пением первому московскому святителю и чудотворцу. После молебна на Петровке начнут работу исторические реконструкции, ярмарки и концерты.

Однако икона Петра весит 120 кг.  Для участия в крестном ходе потребуются еще киот (60 кг) и носилки (40 кг). Кто и как понесет эти 220 кг, не представляю. Но может сам Петр поможет несущим? С ним и при жизни были чудесные события. Даже митрополитом он стал не без чудес.

Преодолевая сопротивление Петра, того уговорили принять кафедру митрополита Галицкого. И почти в то же самое время владимирский князь уговорил некого игумена Геронтия принять кафедру митрополита Киевского. И вот они оба каждый на своем корабле плывут в Константинополь для совершения архиерейской хиротонии. А Петр был художником, рисовал иконы, из которых парочка даже дожила до нашего времени. Ну и на корабле Геронтия имелась одна из Богородичных икон кисти Петра (впоследствии названная Петровской). Икона была написана святителем еще в то время, когда он был игуменом на Волыни. Святой Петр поднес его в дар митрополиту Максиму, а последний привез его во Владимир, украсил золотом и драгоценными камнями и до конца жизни хранил в своей келье, молясь перед ним о соблюдении вверенной ему паствы. По кончине митрополита Максима, некий игумен Геронтий, возжелавший принять сан митрополита, забрал святительскую утварь, пастырский жезл и Петровскую икону Богоматери и отправился в Константинополь для получения сана. Многие русские люди, среди которых был и князь Юрий Галицкий, узнав о намерении игумена Геронтия, выразили свое недовольство.  Между тем, по устроению Божию, плавание игумена Геронтия оказалось сложным. Поднялась сильная буря, и встречные ветры, подымая высокие волны, задерживали движение корабля. В бурную ночь игумену Геронтию явилась Пресвятая Богородица в том виде, как Она изображена на иконе свт. Петра, и строго сказала ему: «Напрасно ты трудишься, предпринимая столь дальний путь. Знай, на тебя не возложится святительский сан, который ты хотел восхитить. Но тот, кто написал Мое изображение, Петр, тот будет возведен на верховный престол митрополии Русской, и украсит его, и упасет людей своих, за которых Сын и Господь Мой Иисус пролил Кровь Свою; и так богоугодно пожив, в старости доброй с радостью отойдет к Владыке всех».

Игумен Геронтий рассказал бывшим с ним людям о своем видении и добавил, что они не получат желаемого. Но сразу поворачивать и плыть назад  не хватало съестных припасов, и их корабль с большим трудностями всё же достиг константинопольской пристани. Явившись к патриарху Афанасию, Геронтий  был принужден рассказать о своем видении. (Вероятно, Богородица посетила заранее и Патриарха, сообщив ему обстоятельства дела).

Святитель Петр прибыл в Константинополь раньше Геронтия. Патриарх забрал у неудачливого претендента святительские ризы и посох, а также написанную митрополитом Петром икону Богоматери, и, передавая все это законному святителю, сказал: «Прими святой Богородичный образ, который ты написал своими руками, ибо сего ради воздала тебе дар Сама Владычица, предсказав о тебе». Так в 1308 году Патриарх Константинопольский Афанасий возвел Петра на Русскую митрополию, а Галицкую кафедру упразднил.

Сейчас посох выглядит так. С ним могут служить либо патриарх, либо настоятель.

[525x700]

А Владимирский князь расстроился, что митрополитом стал не его протеже, и принял Петра холодно. Тот, скитаясь по городам, приехал в Москву, и сделал первый шаг по превращению ее в главный город Руси, а ныне духовный центр всего мира...

Главный колокол Высоко-Петровского монастыря также называется Петровским.

[525x700]

На следующей фотографии видно его зафиксированное ботало. Интересно, что это слово сохранилось только в церковном и тюремном жаргонах.

[525x700]

 

Монастырь красив, если глядеть с колокольни. Вот к примеру, Боголюбский храм.

[525x700]

Но вокруг город со всеми его странностями.

Виднеется статуя из Музея современного искусства.

[525x525]

Или какой-то вавилонский профиль строящегося здания в районе Маяковской площади.

[525x393]

А сама улица Петровка никогда не переименовывалась.

[525x700]

А про Петра Митрополита хочу сказать, что он был причислен к лику святых спустя всего лишь шесть месяцев после его смерти. Случай редчайший! Обычно так не торопятся...

В 1689 году (во время Хованщины), скрывавшийся от восставших стрельцов в Троицком монастыре Петр I молится о спасении  и дает обет поставить в Москве храм во имя преподобного Сергия. А, выполняя его, строит два одинаковых храма. В Лавре один из них знаком мне как Трапезный Сергиевский храм (бывал в нем,  как минимум трижды), а его московский брат-близнец — это Сергиевский храм петровской обители. Вы видели его на фотографии выше (с каменной лестницей). Побывав внутри, пытался вспомнить лаврский. Вроде бы получилось.

Но вот еще что важно. Сельским хозяйством, как в Оптиной пустыни, тут заниматься невозможно.

В период возрождения монашеской жизни встала задача найти такую форму общего делания, которая бы помогала развиваться обители, не мешая молитвенной практике. Таким общим для братии делом стали занятия наукой, журналистикой и образованием. Насельники монастыря преподают в Российском православном университете. Кроме того на базе  монастыря издается общецерковный глянцевый журнал «Монастырский вестник», где прошлым летом выходил мой репортаж о посещении Николо-Угрешского монастыря. Между прочим, это моя первая публикация в православной прессе, и сразу на бумаге и за гонорар.

Продолжение последует следующей записью.

#святительПетр #деньСвятителяПетра #ПатриаршийКрестныйХод #КрестныйХод #ВысокоПетровскийМонастырь #700летВПМ #Москва #Петровка.

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Чудеса вокруг Святителя Московского Петра | ljvolk - Андрей Травин | Лента друзей ljvolk / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»