Завтра в десять утра впервые в жизни будет освящаться моя квартира. Никогда в живом журнале не встречал обсуждение этой темы. А на Лирушечке пишут об этом лишь в жанре ликбеза.
А еще перед освящением дома все домашние должны побывать на исповеди и причаститься. Это было выполнено в воскресный день.
Что происходит во время освящения? На языке Библии освятить это означает отделить для Бога.
Мы молимся, чтобы вся нечистая сила покинула квартиру и сюда вошел и остался в этой квартире ангел-хранитель. И чтобы Бог хранил всех, здесь живущих.
В декабре 2008 мы запускали по адресу MG.ru городскую социальную сеть «Мои города». В намеченный к запуску день (правда, нигде публично не анонсированный) админы в 10 утра сказали, что запуститься не могут. Я адаптировал к текущему моменту какую-то «хрестоматийную» молитву о вхождении в новый дом, вышел на лестничную клетку и произнес, фоново восхищаясь ее слогом. Молитва была услышана, и в 16 часов наша сеть запустилась.
Вот текст, который у меня тогда получился (нашелся спустя восемь лет как раз при переезде):
Боже Вседержитель, сотворивший небеса разумом и основавший Землю на тверди ее. Создатель и Содетель всех, взгляни на раба Твоего Андрея и сотоварищей его, изволивших в державе крепости Твоей воздвигнуть сайт городов. Утверди его и основай по Твоему божественному Евангельскому гласу. Благоволи ему, и в нем жить хотящих храни от всякого навета. Ибо Твое есть держава и сила, и слава, Отца и Сына и Святого Духа, ныне и присно и вовеки веков. Аминь.
А осень в городе моем, как молчаливая тусовщица,
неслышно входит в круг людей, привычно занятых собой.
А осень в городе моем — такая вся перестраховщица,
стремится листья подстелить, где вдруг споткнемся мы с тобой.
А осень в городе моем, как молчаливая тусовщица,
могла б такое рассказать про нарцисстических персон!
Однако ж осень из себя всего-то лишь регулировщица
и после желтого листа мне «зажигает» красный клен.
Рассказ о необычной истории, записанный святителем Игнатием (Брянчаниновым).
Видели мы одного чудного мужа. Он жил в маленькой пещере, в которой возможно было помещаться только одному человеку. К нему во время его трапезы обыкновенно приходила волчица, и редко когда зверь этот ошибался, не попадал в обычный час употребления пищи. Ожидала всегда волчица у входа в пещеру столь долго, доколе пустынник не выносил ей остатков от трапезы своей: тогда она лизала его руки и уходила, как бы исполнив долг свой и получив утешение.
Случилось, что святой отлучился на довольно продолжительное время из пещеры, провожая посетителя — брата, и возвратился только к ночи. В этот промежуток приходила волчица к обычному часу трапезы. Ощутив, что келья пуста, что господин ее находится в отсутствии, она вошла в пещеру, тщательно отыскивая обитателя. В пещере висела корзинка из пальмовых ветвей с пятью хлебами. Из этих хлебов один волчица достала и съела; затем, совершив преступление, ушла. Пустынник, возвратившись, увидел, что корзинка повреждена и что недостаёт одного хлеба. По оставшимся крохам от съеденного хлеба он легко угадал виновного. Справедливость подозрения подтвердилась последствиями: в следующие дни волчица не приходила по обычаю своему, не решаясь в сознании дерзновенного поступка прийти к тому, кому она нанесла оскорбление.
Прерванное знакомство с воспитанницею огорчало пустынника. Призванная его молитвами, она, по прошествии семи дней, возвратилась и села, по обычаю, пред пещерою в то время, как пустынник употреблял пищу. Однако смотрите, какова была стыдливость кающейся! Волчица не осмелилась подойти так близко, как подходила прежде, но сидела вдали, опустив глаза в землю по причине глубокого стыда, чем ясно выражала, что просит прощения. Пустынник, сжалившись над нею, приказал ей подойти ближе и, ласково погладив рукою по голове печальную, угостил ее удвоенным количеством хлеба. Получив прощение, волчица развеселилась и снова начала исполнять принятую ею на себя обязанность — посещать пустынножителя.
Воззрим в этом отношении на силу Христа, Которому повинуется всё, даже лишенное разума, пред Которым укрощается всё зверское: волчица находится в услужении! Волчица сознается в согрешении воровством! Волчица подчиняется действию стыда по причине сознания! Призванная, она приходит, подставляет голову, понимает, что ей подано прощение. Это — Твоя сила, Христос!
То достойно неутешного плача, что звери ощущают Твое величие, — не ощущают его человеки.
В Москве будут вспоминать только два уникальных для Дня города события: визит Aerosmith и дождь. Поэтому прежде, чем рассказать про третье, уже воскресное событие — байка времен лазерного шоу Жана Мишеля Жарра в Москве. Тот как-то поведал, как понял, что мэр Москвы Лужков — самый могущественный человек на Земле: «Я выступаю со своим свето-музыкальным шоу на открытом воздухе во многих городах мира. Когда я выступал в Ватикане, у меня была аудиенция с папой и я ему в шутку предложил перед концертом попросить у Господа хорошей погоды во время концерта. Тот ответил: „Буду молиться, но на всё воля Божья“. В ответ на такую же шутку мэр Москвы совершенно серьезно ответил: «Не беспокойтесь, играйте, погода будет»».
В этом году погоды не было, потому что теперь не столь могущественный мэр в городе-столице. И в День города местами выпало от 6 до 14 мм осадков при месячной норме (для сентября) 65 мм. Но я был уверен, что в момент самого Крестного хода погода будет — молитвами Святителя Петра. Я уже сталкивался с таким случаем в 2009 году на Соловках, где устойчивой солнечной погоды долго не бывает вообще, кроме трех дней августа, когда чествуют святителей соловецких. Тогда их молитвами солнце над Соловками светило в безоблачном синем небе, как над Кабулом.
В первой половине 6 сентября, по словам синоптиков, солнечное утро обеспечил гребень антициклона. А кто управляет антициклонами? Бог и его подручные ангелы из чина Стихий.
И солнце светило — большей частью пробиваясь через облака.
А крестный ход обтекал ЦУМ, как бы символизируя, что не потребительством единым жив человек.
Всю дорогу пели Величальную святителю Петру. Я не участвовал до тех пор, пока не нагнал шпаргалку, которую держали посменно.
Красный — не флаг, а стяг, но был замечен и флаг — Российской империи (черно-золотисто-белый). Его несли монархисты, используя реквизит Русских маршей, которые устраиваются 4 ноября. В этом году они получили еще один уместный день.
В 13 часов крестный ход вышел из Успенского собора, основанного по завету святителя Петра в последний год его жизни. В 13.20 он соединился на Моховой с мирянами. В 13.55 все подтянулись ближе к монастырю. В 14.10 патриарх зачитал собственный указ о разрешении монастырю круглогодично служить литургию с открытыми Царским вратами до «Отче наш…».
Когда я возвращался по Петровскому бульвару, то почти лопался от довольства. Послевкусие оказалось много сильнее, чем эмоции во время самого хода.
В тот вечер, когда я дописываю эти немногочисленные строки, вообще в ближайшие сутки (по прогнозу Росгидромета) прольется еще четверть месячной нормы. Но это уже не важно. Крестный ход состоялся.
А таким безлюдным запомнился монастырь 23 августа сего года. Об этом — предыдущая запись блога.
Ни одно городское событие в Москве не начиналось без молитвы покровителю города святителю Московскому Петру. А когда Москвой заключались политические договоры, то в них находили способ упомянуть его имя в качестве гаранта. День, когда память святителя Петра совершается, часто выпадает на День Города, вот и в этом году они совпадают с точностью до одного дня (Петра чествуют 6 сентября).
Митрополит Киевский и всея Руси Петр перенес кафедру в Москву и сделался первым митрополитом московским и всея Руси. Он основал Высоко-Петровский монастырь, где при нем в 1315–1317 годах был выстроен деревянный храм в честь апостолов Петра и Павла, на месте которого в 1514–1517 итальянским архитектором Алевизом Фрязиным был выстроен первый каменный храм за стенами Кремля. Постройка была сооружена на холме, поросшем лесом, а внизу у подножия протекала река Неглинка. Это и дало название — Высоко-Петровский монастырь. Чтобы Петр мог ходить туда из центра города, по повелению великого князя прорубили в лесу специальную улицу, которая при жизни Петра называлась Митрополитчей, а позднее — Петровкой (включала современные улицы Петровку и Моховую, а также Театральную площадь).
Храм (спустя несколько столетий) тоже стал Петровским, в честь своего основателя.
Москва стоит на семи холмах, и монастырь — на одном из них, а храм, как будто венчает вершину холма… Высота храма — 23 метра.
Итальянский архитектор сделал его в форме цветка с восемью лепестками. И это в то время, когда ничего подобного на Руси не было, а храмы строили в форме прямоугольника или креста. Современники решили, что новое веяние не приживется, однако по его примеру было построено немало подражаний. Четыре лепестка — большие, четыре — маленькие, и вместе образуют как бы два креста, символизирующих Путеводительную или Вифлеемскую звезду.
Богослужения в этом храме прервались в 1918 году и возобновились в 2002.
А в 2006 году там при скоплении людей случилось чудо. В понедельник в неделю накануне Рождества Иоанна Крестителя (судя по календарю это было 3 июля) там шла вечерняя служба. Молния ударила в купол, прошила его насквозь через бороду Спасителя на потолке, и ударила в надвратную часть деревянного иконостаса, однако загасилась в нем, оставив (словно напыленные металлом) следы, главным образом, на лике Иоанна Предтечи, но также и на лике Спасителя. Никто из людей в переполненном храме не пострадал, в том числе священник, стоявший перед иконостасом.
Ростовая икона святителя Петра находится в другом храме монастыря, Сергиевском.
Она двухсторонняя.
В этом году отмечается 700-летие начала святительских трудов митрополита Петра в Москве и 700-летие основания им Высоко-Петровской обители. И по этому поводу совсем скоро, 6 сентября в 13 часов, из Успенского собора Московского Кремля по направлению к Высоко-Петровскому монастырю выдвинется патриарший крестный ход с чтимой монастырской иконой святителя Петра с частицей его святых мощей. Сбор участников — с полудня на ул. Моховой (от Б. Никитской и до Тверской). Собравшиеся там миряне присоединятся к патриаршему крестному ходу после его выхода из Никольской башни Кремля. Завершится крестный ход у стен обители молебным пением первому московскому святителю и чудотворцу. После молебна на Петровке начнут работу исторические реконструкции, ярмарки и концерты.
Однако икона Петра
Начиная со Сретения 2012 года, наблюдаю погоду в дни двунадесятых праздников, а также на Пасху и в один из великих праздников (Покров). Она всегда хорошая, как правило, солнечная (исключения как раз обычно на Сретение). Но бывают более тонкие интересные эффекты.
И вот такое небо случилось утром над Москвой в день Успения Пресвятой Богородицы.
«Успение» произошло от слова «усыпать» (уснуть), то есть, конечно, «кончина», но такая, как отход ко сну. И это небо — как взбитая перина, не правда ли?
Прежде у меня были «Испанский цикл», «Истории в ритме танго», «Московский Десперадо», «Осень Алисы», которые состояли только из хороших стихов (ну или по крайней мере из текстов, что мне самому нравились). К этому можно прибавить довольно условный цикл «Осенние песни» и песни из альбома «Живой журнал». А сегодня я закончил «Богородичный цикл» в надежде вернуть себе поэтический голос. Оказалось, что стихи писать я не разучился, но поэтический голос пока не вернул. Так что специально никого не приглашаю. Если вы у меня впервые, лучше сходите по ссылкам выше. Но я не могу этого не сохранить, потому что всё это — быль, во всем этом я поучаствовал, а ведь блоги суть дневники.
21 сентября
В Новоспасском монастыре
и листва еще не хороводится.
Больше золота в алтаре
в день рождения Богородицы.
В Новоспасском монастыре
в сентябре
в число двадцать первое
мало золота во дворе,
всё оно с Пречистою Девой.
И ее возлюбленный Cын,
да и вся священная Троица
вместе празднуют, как один,
день рождения Богородицын.
15 февраля
Сретенье в Оптиной,
в среду справляется,
в дни поворотные
снег согревается.
Сретенье в Оптиной
тихо свершается,
с днями пролетными
переплетается.
Примечание.
У славян нередко месяц март носил название «пролётного», так как им начинается весна, предвестница лета, и вместе со следующими за ним месяцами — апрелем и маем — составляло так называемое «пролетье».
4 декабря
Мой голос в радости и горе
пропеть желает о благом,
но что же делать если горло
полно бутылочным стеклом?
Вдыхая первые морозы,
на вдохе чувствовать в конце
себе подспудные угрозы
в своей недужной хрипотце?
Лицо забыло чувство бритвы.
Но тело помнило поклон.
Я говорил свои молитвы,
но вырывался кашель вон.
И я гонял чаи медово
и славил Бога прямиком,
лишь иногда шлифуя слово
больной гортани наждаком.
Но в день Мариина Введенья
я вроде начал понимать,
каких пятнадцати ступеней
мне не досталось, чтоб взбежать.
И кем я, будучи объятый,
пройду оставшийся свой путь.
Я понял вдруг какие даты
мне могут голос мой вернуть.
7 апреля
А как в нашем СИЗО
не видать сизарей
и тем более голубя белого…
Ведь про наши УДО
нет хороших вестей,
и не шлют почтаря угорелого.
Лишь стоит у ворот,
прислонившись к стене,
воронок, в белый цвет перекрашенный.
Даже птицы сюда
не летят по весне,
разве что сядет ангел безбашенный.
Но есть такой день,
когда в Воркутлаг возвращались вороны с зимовок!
Но есть такой день,
когда наблюдали в бутырском дворе голубей!
Но есть один день,
когда Гавриил приносил Его слово,
И есть один день,
когда отвечала Мария к спасенью людей.
А как в нашем СИЗО
не видать сизарей
и тем более голубя белого…
Но сегодня у всех
день прекрасных вестей,
и увидел я голубя смелого.
[525x700]
Примечание.
Видеоиллюстрации: 2014, 2015 и текстовые подробности.
Традиция в день Благовещения отпускать на волю птиц издавна существовала на Руси. После советского периода забвения древний обычай был возрожден в 1995 году стараниями православного общества "Радонеж". С тех пор ежегодно 7 апреля то там, то здесь, после литургии
В середине нулевых я пробовал читать писательницу А. Нуне (Нуне Барсегян). В интернет-магазине приобрел ее роман «После запятой» (М.: Новое литературное обозрение, 2001), где действие полностью происходит после смерти героини. Там оказалась сплошная психология, я позеленел от скуки и продвинулся лишь до середины. Даже не подозреваю, чем там кончилось. Тираж 3 тыс.
Писательница ныне живет в Берлине.
А в эти выходные дочитал повесть «Мои посмертные приключения» Юлии Вознесенской (М.: Эксмо, 2004), где действие полностью происходит после смерти героини. До чего же бойко написанное христианское фентези! Неоднократно зависал на каких-то эпизодах, чтобы отметить: я бы такое не придумал. 3-е издание тиражом 30 тыс.
Писательница ныне живет в Берлине.
Свою исповедь 14 февраля я построил по книге «Мои посмертные приключения».
20 февраля в Берлине в 2 часа ночи скончалась Юлия Вознесенская, и начались ее посмертные приключения.
Похоронена на православном кладбище в Тегеле 22 февраля.
Фрагмент из недописанного романа "Третий год Волка"
Начало здесь, здесь, здесь, здесь и здесь.
Спрятать в трубы реку, разогнать облака, превратить лес в озеро — все по силам человеку. Есть однако места, где подобное прекратилось давно, когда человек был не так силен, и завоевания его были не так разрушительны.
В этих местах волкам вольготно, и природа потихоньку забирает свое. Леса год за годом наступают на поля, которые раньше с потом вручную расчищались хлебопашцами от деревьев и кустарника. Деревянные дома ветшают, распадаются обратно на бревна, мертвые деревья превращаются в гнилую труху, которая уходит в землю, и из земли поднимаются молодые и сильные стволы, скрывая последние следы былого могущества человека.
Одним из таких мест становится Русский Север — край, который еще совсем недавно населяли люди, бравшие от природы лишь самое необходимое. Через пару-тройку десятилетий лес окончательно поглотит их следы, а сейчас у нас еще есть возможность прикоснуться к последним остаткам этой культуры.
Андрей в одиночку отправился прогуляться по заповеднику с юга на север. Путь лежал через погост. Дорога была весьма глиномесная, и радость от достижения цели была двойная.
Впрочем, разглядеть цель здесь можно и не с первого раза, и он сам не сразу заметил погост, скрытый деревьями. Они здесь в чистом поле, в удалении от остального леса, растут не случайно. Это культурное наследие, утраченное нами и сохранившееся на Севере — священная роща. Священные рощи дошли до нас с тех идолопоклонных времен, когда люди входили в лес как в храм, разговаривали с деревьями, благодарили зверей и просили не обижаться, когда убивали их, чтобы жить самим.
Священные рощи вырастали на священных местах, "местах силы", а их в старину определять умели. Как правило, это были возвышенности вблизи от деревни, и священные рощи представляли собой зеленый островок на холме. В этих местах просили нечистых духов о благожелательном отношении. С приходом христианства языческие обычаи уходили, но священные рощи остались, и зачастую место расположения церкви совпадало с местом, где росла священная роща.
Так произошло и с погостом. Церковный комплекс стоит на вершине холма в старой священной роще, и ограда идет точно по ее окраине.
Дело было в октябре, и темнело рано. На озере пронзительно перекрикивались дикие гуси, которых ночь также застала в пути — они летели на юг. Андрей отложил осмотр погоста на утро и тоже занялся делом — нашел место для стоянки, натаскал валежник из леса и уже в темноте и тишине устроился у костра на берегу озера.
Октябрь — особо любимое Андреем красивое время, когда лес уже прозрачен, но окутан дымкой, утренним туманом и, как и летом, предстает загадочным миром, скрывающим от посторонних свои тайны. Уже не слышно птиц, уже не жужжат насекомые, не трещат сверчки, и в тишине только гуси суетливо перекрикиваются, словно тетки, последними покидающие опустевший курорт и проверяющие, все ли купальники в чемодане, когда такси уже сигналит под окном.
Позавтракав, Андрей двинулся к покинутому людьми миру. Раньше здесь был слышен стук топора, хозяйский взгляд окидывал окрестности, прикидывая, где будет стоять дом, а где будет расти хлеб, и куда будет поставлена баня. Теперь никому не нужен этот дом, никому не интересно, тепло ли там зимой, и как тянет печь. Здесь все закончилось, и со временем земля примет обратно все то, что когда-то поселенцы взяли у нее.
«Металлический» привкус смерти здесь был скорее древесным. Двери в покосившихся домах открыты. Гостя встречает полумрак.
В советском кино раньше был такой прием: вместо того, чтобы писать «прошло три месяца», показывали, как с отрывного календаря слетают листки с числами. Здесь же летят обратно годы и десятилетия. Когда-то аккуратные хозяева клеили на эти газеты обои, стараясь добавить уют своему простому жилищу. Хозяева умерли, и никому не нужен ни их дом, ни их уют. Теперь туристы, небрежно обрывая обои на растопку, слой за слоем обнажают стену, и летит машина времени.
«С веселым праздником, ребята!», — восклицает «Пионерская правда» от 31 декабря 1961 года. Не прошло и года с полета Гагарина, и весь мир волнуется от радости и гордости: «Слава советским ученым! Ура Гагарину!». Не прошло и трех лет с победы кубинской революции, и тридцатипятилетний Кастро — герой
Фрагмент из недописанного романа "Третий год Волка"
Зима убегает темными ночами. Уже близятся к концу Волчьи Святки… В эпоху двоеверия на Руси помнили и отмечали Волчьи Святки с 4 по 10 февраля. «Волчьими» их называли оттого, что в эти дни у волков решается, кто и с кем заведет волчат — играются так называемые «волчьи свадьбы». Как раз начальный день этой недели — 4 февраля — называют «волчий сват, маковый закат».
Кстати, сам Андрей был зачат в брызгах мартовской любви, а вот всех своих детей зачал на Волчьи Святки...
Новая запись названия Млечного пути была сделана в полевой сезон 1999/2000 года в рязанской Мещере. Это обозначение Млечного пути как «Путь волка». Географически обозначение Млечного пути как Пути волка совпадает с современным местом распространения образного оборота речи «на Святках волки женятся».
По-видимому, период волчьих Святок был одним из сроков посвящения юношей, включавшим ритуальное перерождение в волков, что могло быть и началом их брачной жизни. Как известно, в процессе посвятительных ритуалов посвящаемый сначала как бы «умирает», а потом возрождается, но уже в новом возрастном статусе. В народной традиции волк воспринимается в качестве посредника между этим миром и миром усопших, то есть он — проводник между мирами. В то же время, согласно народной традиции, волк выполняет волю святого Георгия. Известное присловье молвит: «Что у волка в зубах, то Егорий дал». Таким образом, выстраивается мифическая цепочка, связывающая образ волка с миром предков, с одной стороны, и с высшими небесными силами, с другой стороны. Поэтому вполне закономерны ассоциации Млечного пути с Волчьим путем...
Некоторые перемены приходят мягко, как осенние волки. Однако символическое прохождение Плутона по натальному Марсу в физическом мире чувствуется так, словно жизнь резко перечеркнули: прошлое перестало иметь значение, его будто нет. По конечному результату, это бывает, пожалуй, еще резче, чем в стихах про новую жизнь. Такой транзит случается один раз в жизни, да и то не каждой. И у Андрея случился на Волчьи Святки 2005 года. Тогда он «зачинался» как «новый» человек, хотя не в христианском понимании этого выражения. Позднее он был скорее готов повторить одну вещь из эзотерической тарабарщины: когда транзит Плутона завершится, ты никогда не будешь испытывать желания вернуться к тому, что было до того, как он начался, каким бы трудным этот транзит ни оказался.
А еще свобода охоты: охота встретиться — встретились. У каждого человека есть встречи, которые делают его центром.
А для того, чтобы увидеть чужую красоту, нужны отрешенность и отсутствие страха. Клетка — тоже отличный символ отрешенности. Вот ты идешь по зоопарку и подходишь к клетке с тигром, говоришь, какие у него прекрасные изгибы спины, какой мех, какие глаза! Но если бы клетки не было, ты бы, встретив тигра, не стал его рассматривать, а полез бы на дерево. И не оценил бы его красоты. Встретив волка, ты бы попытался любоваться «волком с золотыми глазами», или же полез бы на дерево, а?
Однако, увидеть волков, например, в Подмосковье не просто. Но, по крайней мере, в восьмидесятые годы волки в Подмосковье встречались. Их надо было искать от станции Уваровка Белорусской дороги — село Преснецово, село Семеновское и по южному берегу Москвы-реки между Вешками и Астафьево (всё это по границе со Смоленской областью). А также волков можно было найти от станции «Серебряные пруды» Павелецкой дороги на границе с Тульской областью (село Подхожее, Мочилы рядом с автомобильной дорогой на Тамбов)...
Фрагмент из недописанного романа "Третий год Волка"
Начало здесь.
Память — это не библиотека, это процесс.
Как известно, 95% событий жизни мы забываем. Если бы мы вели подробный дневник с 16 до 60, то прочитав его, мы бы удивились этим текстам, ведь почти никакие события не вспомнились бы...
Бывает, человек рассказывает байку из своей жизни, которая за много повторений отточилась у него до складной занимательной истории. Но вспомнить здесь то, что глубоко забыл — не может. Если какие-то из присутствующих уже слышали эту историю, то они могут смело выйти из комнаты.
Но бывает, что задаешь себе задание, и память начинает работать. Это и есть память как процесс.
Марсель Пруст говорил, что есть события, которые могут пробудить память.
А благодаря метафорам мы проникаем внутрь нижних миров памяти. Когда два течения соединяются и позволяют действительно что-то вспомнить — это актуализированная память.
Пример ее еще свеж: Андрей спустя 24 года умудрился вспомнить… северный ветер.
Ключом, открывшим эту страницу памяти, была легендарная Гиперборея. Как известно, так греки называли страну «за северным ветром» — бореем. И с ним Андрей повстречался много раньше, чем с Белым морем. С северным ветром он впервые встретился на берегу Умбозера, что вытянулось между однотипными горными массивами — Хибинами и Ловозерским тундрами. Уже когда он сотоварищи завершал путь к озеру по долине реки Тульйок, то слышал и видел, как падали от ветра деревья. Сразу стало ясно — это борей. Неясно было только, что «это ко мне».
Трое друзей не решились ставить палатку прямо на берегу залива Тульилухт. Однако и не хотелось уходить от него в пребывающие в апатии Апатиты…
Их поход начался с Имандры… Большое холодное озеро. Маленькая неухоженная станция, на которой поезд стоит одну минуту. И небо, свесившееся литыми стальными облаками на стройные сосенки и кривые березки.
Непрекращающийся день. Непрерывное царство света, из которого, как из рая, изгнана тьма. Уходя на вершину можно не думать о времени — темнота не наступит...
Всего за неделю за спиной остались пройденные от края до края Хибины. Впереди же были Ловозерские тундры со священным для идолопоклонников Сейдозером, где в девяностые годы откроют мегалитические сооружения одного из престолов сатаны — предположительной Гипербореи.
А тогда была только новая песня «Аквариума» про то, что «северный ветер — мой друг». Ей был всего один год, и ее хорошо принимали на концертах. Неужели общее предчувствие?
На перевале Сев. Чорргорр ребята обнаружили табличку «Служебный проход», размещенную заезжими шутниками. Но если без шуток, по службе здесь могли проходить все кроме археологов. До конца XX века слово «Гиперборея» обозначало лишь некую загадочную северную страну из эллинской мифологии. Почему? Потому что территория, на которой по всем мифологическим указаниям следовало искать Гиперборею, была скрыта своей удаленностью и пограничными, военными и прочими запретными зонами, в изобилии устроенными советским начальниками в этих местах. Это уже потом Гиперборея буквально за несколько лет вдруг "проступила" из исторического небытия.
Парацельс, гений, родившийся в год Волка 1493 (в один день с Андреем — 17 декабря) писал: «Есть один народ, который Геродот называет гипербореями. Нынешнее название этого народа — Московия. Нельзя доверять их страшному упадку, который будет длиться много веков. Гипербореи познают и сильный упадок, и огромный расцвет. В этой самой стране гипербореев, о которой никто никогда не думал как о стране, в которой может случиться что-то великое, над униженными и отринутыми воссияет Великий Крест..., воссияет Божественный Свет с горы гипербореев, и его увидят все жители Земли».
В моей комнате — 100 икон, пять фотографий святых и одно изображение страшного суда за занавеской, невидимое тому, кто туда не заглянет специально. Подчеркиваю, не во всем доме — в одной комнате. В доме есть еще две иконы, есть иконы на даче. Но в одном небольшом участке пространства их ровно сто. Я специально подбирал, пока до круглых цифр не дополнят число.
Для чего это мне? Тут влияние Даниила Сысоева в чистом виде. Он говорил, что святые, которым молятся, становятся твоими друзьями — причем, настолько, что некоторые могут встречать тебя и перед мытарствами, в смысле раньше, чем решится твоя посмертная участь.
Но в реализации это не очень просто. Как минимум нужны некоторые знания житий, молитвенное творчество и молитвенная работа... Как и во всём, что есть в моей духовной жизни, тут обозначено лишь намерение.
Подборка икон не лишена интереса.
Выше всех Троица Рублева.
Есть четыре вышитых самодельных иконы: Лидии, Надежды, Луки Крымского и Николая Чудотворца.
Лидию Иллирийскую купить нигде нельзя: ни в России, ни в Сербии. Не ширпотреб. Не продают свечницы. Пришлось изготавливать.
Св. Надежду купить легко, но лишь вместе с матерью и сестрами. Опять отдельно вышивали.
Образ Луки Крымского публикуют в Софрино, но мне ни разу не доставался. А после того, как вышили, встретился в двух размерах. Ну, бывает.
Венчальные иконы дополнены слева иконой Иоанна Златоуста — для чтения перед ними благодарственных молитв по Святому Причащению, переводя обращение справа налево.
Есть копия Надымской Царственной казачьей мироточивой иконы, которая в оригинале поистине огромная 175×210 см. Я ее однажды сгружал и монтировал в храме Олега Стеняева (со товарищи, конечно).
А началось всё только в декабре 2009, когда нам подарили икону Феодора Стратилата. И мало-помалу они начали появляться. К началу 2014 была лишь дюжина. Но потом началось! Многие иконы — картонные. Но они есть.
Анастасии Узорешительнице молюсь об УДО для знакомых зеков, Варваре — о собственной непостыдной и мирной христианской кончине, Андрею Первозванному — об избавлении меня от лени и рассеяния, Луке и Пантелеимону — о том, чтобы прожить в добром здравии до конца дней (уже не получается, видимо). Амвросия Оптинского ни о чем не прошу, а только иногда величаю. Как общаться с Фотинией, Аллой, Ольгой, Еленой, Евгением, Анатолием, пока просто не знаю. Татьяне молился стандартной молитвой, но чувствую, что это не то, нужны свои слова. Очень приятно, что есть два Василия: Великий и Блаженный. Просто рад, что они есть. Жаль, что без молитв, они об этом не узнают.
Среди икон есть одна, написанная не преподобному, и даже скажу больше, тому, кто им вряд ли когда-нибудь станет. Тем не менее, я этой иконе также приветлив. Это Серафим Роуз, который меня отмиссионерил уже одной своей книжкой в начале 90-х.
Киприану и Иустине молюсь о двух своих бывших подругах, которые попали в лапы бесовских сил (одна — через регрессивный гипноз).
Но в целом я много на себя взял. Хорошо, что некоторые иконы не очень обязывают. К примеру, икону Успения Богородицы можно поцеловать в соответствующий праздник и всё.
Неосуществленных желаний по поводу икон осталось только лишь два: Трифон и Варсонофий Оптинский. Хотя и от некоторых бутырских мучеников не отказался бы. Для установления контакта со священномучеником Иларионом я дополнил новым абзацем его жизнеописание в Википедии. Но кроме него и Луки Крымского у меня бутырских нет.
Начало здесь.
29 января в коридорах Храма Христа Спасителя (точнее его нижнего Преображенского храма) случайно встретил профессора Осипова. Эта развиртуализация разъяснилась вечером того же дня: он — член Межсоборного присутствия, которое в тот день в соседнем подъезде обсуждало документ, указанный в заголовке этой записи. Среди членов Межсоборного присутствия — трое моих знакомых мирян: Лосева, Худиев, Катасонов, но в основном там — поповка.
Именно в тот день меня не допустили к причастию в Преображенском храме за то, что я не вычитал три канона, о существовании которых не задумывался.
Сам чин литургии совершается для того, чтобы причастились все, кто принимает участие в этом богослужении. В литургии могут быть только участники, и не может быть зрителей. Поэтому если меня не допускают к причастию, то я сразу беру курточку и закрываю дверь храма с той стороны. А 31 декабря и 29 января я не был допущен к Чаше (по причине того, что не вычитал все положенные по мнению священника молитвословия), но не мог сразу уйти, так как ожидал освящения домашних вышитых икон на водосвятских молебнах. В те дни испытавшему худшее, мне стало ревностно интересно, что за правила будут в 2015 году.
И вот документ опубликован. Полный текст в вордовском формате — по ссылке. Я же опубликую выжимки.
Если же даже более кратко, чем выжимки, то: однодневный пост перед причастием, если соблюдаешь среду и пятницу и причащаешься не реже, чем раз в месяц; вообще без поста, если причащаешься несколько раз в месяц; причастие без поста на Светлую и между Рождеством и Богоявлением. Ах да, оставили и три канона. (То, что сама литургия является достаточной молитвенной подготовкой ко Причащению, как-то вообще не подразумевается что ли?)
Однако главное нововведение: можно не соблюдать почти ничего из указанного по согласованию с духовником. А поскольку у меня духовника не было, нет и он вряд ли появится, то значит, свобода, мне, свобода! Кроме свободы от лени, конечно.
«Ленивый — сам себе помеха» гласит римская поговорка, цитируемая Сенекой.
Но да ладно, начинаю прямо с ключевого абзаца документа.
II.
Требования подготовки ко святому причащению определяются для каждого верующего церковными постановлениями и нормами, которые применяются духовником с учетом регулярности приобщения Святых Тайн, духовного, нравственного и телесного состояния, внешних обстоятельств жизни, например, таких как занятость, обремененность попечениями о ближних.
Духовным отцом (духовником) человека является священнослужитель, у которого он постоянно исповедуется, который знаком с обстоятельствами его жизни и духовным состоянием. При этом верующие могут исповедоваться у иных священников в случае невозможности исповедоваться у своего духовника. Если нет духовника, то верующему следует обращаться с вопросами, касающимися причащения, к священникам того храма, где он желает причаститься.
Памятуя о словах Спасителя, обличающего тех, кто возлагает на людей бремена тяжелые и неудобоносимые (Мф. 23, 4), духовникам следует осознавать, что неоправданная строгость способна воспрепятствовать соединению человека со Христом Спасителем, принести ему духовный вред.
1.
Продолжительность и мера поста перед святым причащением могут быть разными в зависимости от внутреннего состояния христианина, а также объективных условий его жизни. В частности, при острых или хронических заболеваниях, требующих особого режима питания, при беременности и кормлении пост может быть сокращен, облегчен или отменен. Это же касается и христиан, на временной или постоянной основе пребывающих в условиях светского общежития, предполагающего общее питание (войсковые подразделения, больницы, интернаты, спецшколы, места заключения).
Приемлемой следует признать практику, когда причащающийся еженедельно или несколько раз в месяц, и при этом соблюдающий указанные Уставом многодневные и однодневные посты, приступает к Святой Чаше без дополнительного поста, либо сохраняя однодневный пост или пост в вечер кануна причащения.
Особый случай в отношении практики подготовки ко святому причащению составляет Светлая седмица — неделя после праздника Пасхи Христовой. Древняя каноническая норма об обязательном участии всех верных в воскресной Евхаристии в VII веке была распространена и на Божественные литургии всех дней Светлой седмицы (66-е правило Трулльского Собора). Из этого правила ясно следует, что миряне призываются причащаться на литургиях Светлой седмицы. Имея в виду, что на Светлой седмице Устав не предусматривает поста и что Светлой
На встречном автомобиле — пожухлая Георгиевская ленточка: скоро осень. Но ее наступления словно бы вовсе не надо — к сентябрю мир и так изменился, не требуя для своего преображения листопада.
Русскую весну сменило багряное русское лето — возможно, последнее мирное лето Москвы. Новые пешеходные улицы. Фестиваль варенья. «Lady in Red» в исполнении автора в центре Москвы.
Моя жизнь на переломе — буквально и переносно... И — Преображение Христово.
А двумя днями ранее во время Литургии Часов — новость о новорожденной.
Верую в Единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого.
Вера — осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом.
Вера — это действие + созерцательность ожидания.
Бог — языческое слово, которое христиане оставили (греки и евреи сделали то же самое). Происходит из санскрита, где слово «Бгаван» переводится как «обладатель всех богатств». Этот дословный перевод полностью вписывается в христианские представления о Боге, который является обладателем всех богатств мира по праву Творца. Все остальные существа неба и земли эти богатства арендуют.
Вседержитель не покидает мир, тогда как гностики считают, что он устранился.
В «Плаче Иеремии» говорится, как Бог каждое утро обновляет свои благословения (Плач Иеремии 3:23). Не знаю, откуда узнали про это муслимы, но их Аллах тоже каждый день творит мир заново. И поэтому они молятся ему еще до рассвета, чтобы Он успел учесть их пожелания до того, как начал творить мир снова.
Благодать — это незаслуженная милость (формулировка — дефиниция).
Верующие являются детьми Божьими по благодати.
У евреев обращение к Богу как к Отцу присутствует только в коллективных молитвах. То есть — как к Отцу народа израильского.
Наш язык недостаточно духовно организован. Например, из-за ограничения языка мы неточно говорим о Троице, используя человеческие понятия типа «рожден»…
Единство лиц св. Троицы — в Божественной любви.
В иудаизме — единство свойств Бога (правосуден + любвеобилен + справедлив + гневлив).
В исламе единство Бога — это его единичность и неповторимость. «Нет Бога кроме Бога».
Странно звучит, кстати: кредо религии начинается со слов «Нет Бога». Но муслимов это не смущает, большинство не задумывается, а муллы объясняют, что «нет Бога» — это значит, что все наши представления о нем не верны.
Небо — мир духовный, земля — мир видимый, включая моря, звезды и планеты.
Силуэт Девы Марии — в небе над Кот-д'Ивуаром днем 20 апреля 2011 (неразборчивый силуэт можно рассмотреть на ЭЛТ-мониторе с яркостью менее 50). А 31 марта там же появлялся сиреневый луч с небес на землю — его в кадре видно хорошо. Но свидетелей события много — дело было в столице. В то время там шла гражданская война.
Появление Богородицы в местах боевых действий замечено не раз: над Куликовым полем, на Курской дуге, во время последней войны в Южной Осетии и на сирийской войне. А вот из Киева никто не сообщал о таких эпизодах.
Среди мужчин, которые могут найти себе девушку в любом баре, и теми парнями, что вынуждены довольствоваться чтением книжек, я был, так сказать, типажом переходным. То есть всю жизнь я окружен обществом прекрасных женщин, большинство из которых меня не хотят. Конечно, тех девушек, что меня все же захотели, не пересчитать по пальцам. Но это лишь потому, что свое совершеннолетие я отметил весьма давно. А так… большинство из тех, что рядом, меня не хотят… даже те, что целуют меня на прощание в губы… даже те, кто без всякого повода заявляют, что я хороший.
Я знаю, что тексты этого дневника кажутся холодными, как остывший кофе… Хотя они всего лишь прохладны, как воздух в ночном дозоре… Когда и без кофе уже не уснуть.
Да и как же могло быть иначе, если я целыми днями нахожусь на границе человеческих отношений, где слова не терпят выкриков, а слог упруг, как походка. Где горячность прячется внутрь, чувства — как сжатая пружина, а зрение и слух обострены… Тонкая грань дарит острые ощущения. Тело может бросать в жар или оно может покрываться гусиной кожей… Но ум… он должен в этом случае оставаться холодным, как мои тексты. Точнее бесстрастным. Ведь граница всегда полна неожиданностей. Граница, к которой давно привык. Граница, привыкнуть к которой все равно невозможно.
Снежные горы — моя самая неизменная любовь — это по сути граница между землей и небом. Мне повезло увидеть в синем солнечном небе и острую призму Казбека, и покатые горбы Эльбруса, и воспетые Визбором Домбай и Софруджю… Но точнее всего горы были воспеты Владимиром Капгером: «Кавказ твой контур затуманенный прописан в памяти моей». Точнее не скажешь, ни про горы, ни про границы человеческих отношений. Границы чаще всего размыты и зыбки, особенно для тех, кто наблюдает за ними издалека...
Дюжину лет назад в моей жизни случился показательный эпизод. Однажды моя партнерша по теннису потянула ногу аккурат в том месте, где она крепится к попке. Судя по тем советам, которые без малейшего желания спошлить давали мне мужики, пока я шел к раздевалке, они все лето пребывали в полной уверенности, что моя партнерша — это моя девушка, и после корта я дотащу ее до постели, скажу раздеться, лечь на живот, и начну экстренно исцелять… Да, вот так, наверное, выглядит моя жизнь со стороны.
Из-за чего вдруг такой поток сознания?
Поскольку из своей жизни я делаю собственный миф, то имею право выбрать версию, которая мне подходит. Но все ж для начала уместнее исходить из того, что пограничные ситуации проявляют переходные качества. Чтобы тут разбираться, хорошо опираться на форму сюжета. На некоторое путешествие героя, в котором человек постепенно перемещается из одной смысловой зоны в другую.
В чем тут важность и смысл? В том, что нет жестких переходов, есть перетекание бытия, где каждый день, час и секунда принципиально отличаются друг от друга. Например, лунный день — смысловая дробность, взятая для удобства — в то время как жизнь непрерывна. Если человек родился на границе лунных дней, то это именно так и надо расшифровывать, как самодостаточную ситуацию — на границе — не прикручивая ее полностью ни к одному дню, ни к другому.
Пока я появлялся на свет, 11-й лунный день переходил в 12-й, а на линии горизонта, на востоке, созвездие Овна переходило в Тельца.
Что же, во фразе "на роду написано" нет вообще ничего, если не осознать, а что именно написано. Однако мое рождение было пограничным, разве это не знак?!
Очевидно, что сюжеты, в которые мы оказываемся вовлечены, чаще всего определяются нашим "вектором", то есть волей внутри определенного отрезка времени. Обыденное сознание живет глаголами. Если найдешь верные глаголы (что я делаю в данный момент, что делает близкий человек в данный момент), то поразишься тому, с какой легкостью проявится схема неизбежного конфликта там, где глагольные задачи пересекаются. Собственно, конфликт есть простейший способ заметить интересы другого существа.
Забавно, что до сих пор конфликтное, сюжетное действо остается основой искусства, особенно романа и пьесы. Развитию конфликтного, действенного ряда учат в институтах, и, кстати, не всем эти схемы даются легко.
Конечно, у отдельных личностей давно возникло осознание, что конфликт — лишь частная форма сравнения, хотя обществу в целом это очень трудно принять. Я же вообще такой отщепенец, что мне иногда удается сразу мыслить в определениях, существительных, эпитетах и стихах, а потом (со скрипом) искать этому объяснение через глаголы конфликта. И целых семь лет понадобилось для того, чтобы, как проявляется лик на фотопластинке, проявился смысл отнесения себя к "пограничникам".
Так вот пограничник — моя жизненная миссия.
В первый месяц года я ехал на исповедь, но думал о разном. Когда до храма оставалось две остановки метро, я решил, что буду теперь думать только о том, что говорить Христу, который невидимо предстоит. И на следующей остановке в ближайшую дверь вагона вошли два мужика со стремянкой, что я сразу воспринял, как знак. Интерпретация: начинать выкорчевывать тонкие грехи, читать "Лествицу".
"Лествица" написана в конце VI века по просьбе Иоанна, игумена Раифского монастыря: «Преподай нам невежественным то, что ты видел в боговидении, как древний Моисей, и на той же горе; и изложи это в книге, как на богописанных скрижалях, в назидание новых израильтян».
"Лествица" написана для монахов, но считается полезной и мирянам. Современные лекторы (Осипов, Сысоев) то же всячески ее пропагандировали.
Лично мне интересно именно то, что "Лествицу" называют скрижалями духовными. И хотя она не получена, как скрижали Моисея, непосредственно от Бога, Иоанн Лествичник обдумывал ее именно на горе Синай. На этой горе есть каменная лестница, но там по дороге наверх она была мне не по пути, потому что я хожу на вершины по ночам, а по тропе-лестнице ходят днем. А на обратном пути мои попутчики не захотели пойти по ступеням и мы вернулись той же тропой, что и поднимались.
Сочинение Иоанна Лествичника состоит из 30 слов, представляющей собой «ступени» добродетелей по которым христианин должен восходить на пути к духовному совершенству. Символика использованного числа «30» объясняется в предисловии к Лествице следующим образом:
Преподобный отец премудро рассудил, устроивший для нас восхождение, равночисленное возрасту Господнему по плоти; ибо в возрасте тридцати лет Господнего совершеннолетия гадательно изобразил лестницу, состоящую из тридцати степеней духовного совершенства, по которой достигнув полноты возраста Господня, мы явимся поистине праведными и непреклоняемыми к падению.
Первая ступень — отречение от мирского жития, далее отложение попечений и печали о мире и уклонение от мира. С одной стороны полезно (для борьбы с гордостью) думать, что ты на первой ступени и не выше. Но еще полезнее для духовного роста представлять, на какой ступени ты сейчас реально находишься. По оптимистической оценке я сейчас поднялся на 12-ю ступень, и 13-я ступень, на которой надо преодолеть уныние и леность будет полем моей духовной брани в ближайшие годы. Предыдущие ступени со смертной памятью, правдивостью и борьбой с гневом были все же легкотой по сравнению с тем, что начинается: отсутствие уныния и лености, борьба с чревоугодием, целомудрие, борьба со сребролюбием. Ну, а далее пойдут ступени, связанные с аскетикой, и даже неизвестно доберусь ли я до них хоть когда-нибудь.
Иаков вышел из Вирсавии и пошел в Харран, и пришел на одно место, и остался там ночевать, потому что зашло солнце. И взял один из камней того места, и положил себе изголовьем, и лег на том месте. И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и Ангелы Божьи восходят и нисходят по ней. И вот, Господь стоит на ней и говорит: Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака...
Подробности здесь.
...Весной 1971 года музыканты сняли для репетиций пустующий склад в английском поместье.
И вот, когда новая тема стала вырисовываться, за работу взялся «текстоплет» Роберт Плант. И тут Планта окатил потный вал вдохновения.
Р. Плант: «Я просто сидел рядом с Пейджи в Хэдли Грандж напротив огня. Пейджи записывал аккорды и наигрывал их мне. Я держал в руках бумагу и карандаш… и почему-то у меня было отвратительное настроение. Вдруг моя рука сама стала писать слова. «Жила-была леди, и она была уверена, что все, что блестит — золото, и она покупает лестницу на небеса». Я посмотрел на слова и подскочил на месте от радости».
Д. Пейдж: «Три четверти слов он написал сходу. Он думал, никуда не уходя».
Будущий хит назывался «Stairway to Heaven» — «Лестница в Небо». Он не имеет ничего общего с библейским сном Иакова. Напротив песня полна языческих фольклорных образов. Это и Майская королева, и зовущий в путь человек с дудочкой, и внезапно понятные голоса птиц, ручьев и деревьев. Во всем звучал призыв к обретению внутреннего зрения, возвращению к природе. Как утверждал сам Плант, эти образы родились после прочтения книги Л. Спенсера «Искусство магии в кельтской Британии».
См. перевод «Stairway To Heaven» Кормильцева
См. перевод «Stairway To Heaven» Аверьянова
Д. Пейдж: «Я бренчал на акустической гитаре. Придумал несколько секций, которые потом слепил в одно целое. Мне хотелось сделать такую песню с барабанами в средней части с переходом в широкое крещендо. Кроме того, я знал, что будет быстрая часть, которая как бы противопоставлялась музыкальной. Это была еще одна фишка Zeppelin. Пусть вещь начинается в каком-то темпе, не беспокойся, она сама найдет свой собственный темп. Вот так мы и добились этого великолепного оргазма в конце»…
Мишка Михайлов сыграл мне эту песню в 1977 или 1978 году на акустике. Аккорды меня удивили. В оригинале довелось услышать лишь в десятые годы нового века. Ничем не поразила.