В первый месяц года я ехал на исповедь, но думал о разном. Когда до храма оставалось две остановки метро, я решил, что буду теперь думать только о том, что говорить Христу, который невидимо предстоит. И на следующей остановке в ближайшую дверь вагона вошли два мужика со стремянкой, что я сразу воспринял, как знак. Интерпретация: начинать выкорчевывать тонкие грехи, читать "Лествицу".
"Лествица" написана в конце VI века по просьбе Иоанна, игумена Раифского монастыря: «Преподай нам невежественным то, что ты видел в боговидении, как древний Моисей, и на той же горе; и изложи это в книге, как на богописанных скрижалях, в назидание новых израильтян».
"Лествица" написана для монахов, но считается полезной и мирянам. Современные лекторы (Осипов, Сысоев) то же всячески ее пропагандировали.
Лично мне интересно именно то, что "Лествицу" называют скрижалями духовными. И хотя она не получена, как скрижали Моисея, непосредственно от Бога, Иоанн Лествичник обдумывал ее именно на горе Синай. На этой горе есть каменная лестница, но там по дороге наверх она была мне не по пути, потому что я хожу на вершины по ночам, а по тропе-лестнице ходят днем. А на обратном пути мои попутчики не захотели пойти по ступеням и мы вернулись той же тропой, что и поднимались.
Сочинение Иоанна Лествичника состоит из 30 слов, представляющей собой «ступени» добродетелей по которым христианин должен восходить на пути к духовному совершенству. Символика использованного числа «30» объясняется в предисловии к Лествице следующим образом:
Преподобный отец премудро рассудил, устроивший для нас восхождение, равночисленное возрасту Господнему по плоти; ибо в возрасте тридцати лет Господнего совершеннолетия гадательно изобразил лестницу, состоящую из тридцати степеней духовного совершенства, по которой достигнув полноты возраста Господня, мы явимся поистине праведными и непреклоняемыми к падению.
Первая ступень — отречение от мирского жития, далее отложение попечений и печали о мире и уклонение от мира. С одной стороны полезно (для борьбы с гордостью) думать, что ты на первой ступени и не выше. Но еще полезнее для духовного роста представлять, на какой ступени ты сейчас реально находишься. По оптимистической оценке я сейчас поднялся на 12-ю ступень, и 13-я ступень, на которой надо преодолеть уныние и леность будет полем моей духовной брани в ближайшие годы. Предыдущие ступени со смертной памятью, правдивостью и борьбой с гневом были все же легкотой по сравнению с тем, что начинается: отсутствие уныния и лености, борьба с чревоугодием, целомудрие, борьба со сребролюбием. Ну, а далее пойдут ступени, связанные с аскетикой, и даже неизвестно доберусь ли я до них хоть когда-нибудь.