Кажется, впервые о новом романе Евгения Водолазкина я узнала не до выхода, а после, даже, право, странно. После одной из пар кафедральные магистранты, выйдя вместе со мной в коридор из аудитории, вдруг между делом поинтересовались, читала ли я уже "Чагина", а мне пришлось признаться, что даже не слышала ещё. Всё-таки есть, есть свои минусы, когда выпилишься из ФБ.
Пожалуй, "Чагин" в моём рейтинге романов Водолазкина прочно встраивается на второе место сразу за "Лавром" (понятно, что в моей системе координат превзойти "Лавра" практически невозможно даже тому, кто его написал).
Это удивительно тонкий роман о даре памяти, который может превратиться в наказание (потому что есть вещи, которые лечит только забвение), но в то же время может подарить прощальную радость тому, кто так и не смог забыть. О том, что в жизни каждого человека любому на неё смотрящему видна только какая-то одна сторона (и сам проживающий эту жизнь человек в общем-то не исключение из этого правила). О том, что если у человека нет права пережить свою жизнь заново, то уж точно есть право на то, чтобы изменить свой взгляд на неё (и отменить тот, который был до этого изменения).
История жизни мнемониста Чагина рассказывается в четырёх частях книги пятью разными людьми. Самим Чагиным - в дневнике, который мыслился как история всей его жизни и оборвался после трагедии, разрушившей его жизнь. Сошедшим с ума особистом, описывающим историю невероятной операции, то ли привидевшейся ему в бреду, то ли трансформировавшейся из разнонаправленных потоков информации. Артистом, заявляющим о себе как о полной противоположности Чагину, в повествование которого врывается какое-то страшное количество самых разных сторонних людей, так или иначе оказавшихся фоном для Чагина. Юной девушкой, свидетельницей небывалого закатного счастья тех, чья встреча, кажется, была невероятна. И молодым архивистом Павлом, чья жизнь становится ещё одной параллелью к вечной истории любви, потери и надежды (только ли?) на встречу.
Образ героя складывается из этих историй не как пазл из осколков, но как фотография, которая проявляется в ванночке, когда постепенно проступают сначала силуэт, потом основные цвета и очертания, потом подробности, причём каждый новый уровень "встраивается" в предыдущий, дополняя и проясняя (нет, лучше - уточняя) их все. И в конце пути только кажется, что Фонтанка впадает в Лету, а на самом деле там, где текут одновременно и Лета, и Эвноя (хотите - и Эвноя, и Лета), начинается новый виток, знать подробности которого нам пока что преждевременно, но предчувствовать - необходимо.
https://kvakl-brodakl.livejournal.com/1082653.html