Алексей Ремович Хохлов на FB опубликовал список из начала последней версии проекта перечня специальностей и направлений подготовки высшего образования, по которому планируется осуществлять набор с 2024 года. Обсуждается это уже больше года, насколько я понимаю, как-то в основном при подприкрытых дверях. Признаться, я потратила некоторое время на то, чтобы найти последнюю версию, о которой говорит Алексей Ремович, но мне это не удалось, вижу только
предыдущую, где биология от химии ещё не отделена. Но для моей сферы это не имеет значения, потому что во всех версиях то, что осталось от филологии, называется "04. Язык, общественные коммуникации, медиа и журналистика". А входят в эту общую группу старые УГС "Языкознание и литертуроведение" (объединявшая направления "Филология", "Лингвистика" и "Фундаментальная и прикладная лингвистика"), "Интеллектуальные системы в гуманитарной сфере", "Общественные коммуникации, медиа и журналистика" (реклама и связи с общественностью, журналистика, телевидение, издательское дело, медиакоммуникации) и "Перевод и переводоведение".
Казалось бы, какая разница: ну стало нас больше. Ан нет! Если раньше УГС была важна только при прохождении государственной аккредитации (если в вузе хотя бы одна специальность или направление проваливают аккредитацию, закрывается вся группа), то теперь эти группы будут иметь принципиальное значение. Набирать студентов будут на группу (т.е. всех скопом: филологов, журналистов, лингвистов, переводчиков, рекламщиков) и первые два года у них будет общий учебный план. К концу второго курса каждый из них поймёт, чему он хочет учиться углублённо, и за оставшиеся до окончания бакалавриата два года из них сделают из кого медийщика, из кого филолога, из кого переводчика, из кого журналиста, а из кого рекламщика. После чего, как я понимаю, часть пойдёт работать, а часть сможет доуглубляться ещё два года в магистратуре, если не решит туда пойти по другой УГС, уже поняв, что прогресс в образовании теперь позволяет стать профи всего за два года - так чего же на одном месте-то сидеть?
Список, ксати, вы на досуге почитайте, он интересный. С одной стороны, меня ввиду приближающейся не самыми быстрыми темпами старости всё-таки радует, что на медицину отводится аж пять групп: вдруг я ещё буду нуждаться в медицинсской помощи, когда они уже выпустятся и пойдут работать. То есть понятно, что выпускник школы не может сразу понять, хочет он стать философом или историком, пиарщиком или журналистом, физиком или математиком, но он должен отдавать себе отчёт, хочет он стать фундаменталистом, клиницистом или фармацистом... простите, фармацевтом. Потому что никто не хочет лечиться у врача, которого учили два года. Очень радует лонгрид про искусство: всё-таки понятно, что нельзя пару лет учить немного живописи, немного оперному пению, а немного сценической речи, а потом студент поймёт: он Шаляпин, Пикассо или Фаина Раневская. Но как далеко мы шагнули, если теология стоит гордым и отдельным шестым пуктом, пока религиоведение барахтается в пятом в одном наборе с философией, историей и археологией. И - почему я не удивлена, Господи? - конечно же, отдельной сама_по_себе_группа группой идёт образование и педагогические науки. Потому что гордое имя педагог даётся только тому, кто со школьной скамьи и на всё время, и чтобы профильные специалисты под ногами уже никогда не болтались. Потому что теория урока, методика инклюзивного образования, психология девиантного поведения и прочая, и прочая не терпят суеты. В отличие от классической латыни, видимо.
Любопытно, кстати, было бы посмотреть, как менялся список за всё это время. В нашем случае, насколько мне известно из источников, пожелавших остаться неизвестными, колебания были от группы "Гуманитарные науки" до сохранения нынешней группы "Языкознание и литературоведение". Первое, конечно, ужасно совсем, а второе на этом фоне кажется чуть ли не манной небесной, хотя уже таит в себе такую подводную часть, что мне и эта идея казалась страшной. Вот теперь, говорят, биологию от химии отделили, а почвоведов в науки о земле к геологам и географами присобачили. А вот всё же интересно, что в нынешнем варианте филологии как таковой нет в принципе: есть язык (не языкознание, как раньше, а именно язык, что важно, поверьте!), а литературоведение утратилось безвозвратно. Нет-нет, конечно, в списке квалификаций четвёртой группы фигурируют и бакалавр, и магистр филологии, но название группы это слово игнорирует (и, разумеется, это тоже не случайно).
Вот мы тут недавно с коллегами переделили восьмисеместровый курс русской литературы в бакалавриате: раньше было пять семестров на период до рубежа XIX-XX вв., а теперь стало четыре. Зато на XX-XXI вв. раньше было два с половиной семестра, а теперь три с половиной, почти столько же, сколько на предыдущие девять столетий. Не спрашивайте, я сейчас не об этом. И вот на каком-то горячем обсуждении вдруг спрашивают меня, что я про это думаю ВООБЩЕ. А я и отвечаю, что ВООБЩЕ я думаю, что это нам немного осталось счастья, потому что есть у меня подозрение, что общий курс истории русской литературы сократится в очень ближайшем будущем семестров до четырёх... в лучшем случае. Потому что может и до двух.
Даже те, кто упихнул специалитет в бакалавриат, прекрасно понимают, что сохранить всю систему профессиональной подготовки в таких условиях практически невозможно. Я, конечно, даже не хочу пытаться вообразить учебный план первых двух лет нашей группы, но есть ощущение, что не пострадают только иностранные языки (и то не на уровне ромгерма всё же). Общеобразовательные предметы, физкультуру и БЖД, как мы понимаем, убрать никто не дозволит, так что из всего остального будет вводный микс "понемногу обо всём" с учётом того, что надо как-то убедить сидящих перед тобой в аудитории, что на 3-4 курсах надо выбрать филологию, а не журналистику, PR, рекламу или переводоведение, а после тебя приходят коллеги с других факультетов, которым надо то же самое, но про своё. И, конечно, максимально пострадают те направления и профили, которые требуют сразу углублённого погружения (как, например, классическая филология) или специфического базового учебного плана (как фундаментальная и прикладная лингвистика, единственная в нашей песочнице немыслимая без довольно серьёзной математической состаляющей).
Ах, да: может быть, кто-то не знает, с чего всё началось? 15 января 2020 года в ходе обращения с посланием к Федеральному собранию Путин предложил предоставить студентам возможность после второго курса выбирать новое направление или программу обучения, включая смежные профессии. По мнению президента, это позволит высшей школе быстро реагировать на динамичные изменения на рынке труда. На самом деле, это нам ещё с ковидом повезло, потому что, как я понимаю, были идеи внедрить это настолько оперативно, что мы бы с вами уже сейчас бы там проснулись. А у нас ещё есть возможность пару курсов по старой схеме набрать.
Но, может быть, можно сделать больше?
P.S. Интересно, правильно ли я догадываюсь, что реализация образовательного процесса в первые два года, учитывая большие потоки, преимущественно переместится в дистант?
P.P.S. С другой стороны, может, уже и правда: чем хуже, тем лучше? "Господь, жги!"
https://kvakl-brodakl.livejournal.com/1044749.html