Поскольку я болею, начало года я отмечаю не прогулками и не тусовками, а тихим и размеренным чтением дома. Ибо что ещё делать человеку в соплях, тем более, что болею я с конца прошлого года и выспаться уже успела :-).
Первый роман американской писательницы Донны Тартт - "Тайная история", - на мой взгляд, гораздо сильнее ставшего значительно более популярным "Щегла". Разворачивающаяся на наших глазах жизнь небольшой группы студентов, изучающих классическую филологию под руководством эксцентричного учителя Джулиана Морроу, разумеется, не оценённого по достоинству администрацией университета и игнорирующего бюрократические формальности учебного процесса, но вызывающего безумное обожание своих тщательно отобранных учеников ("По-твоему, в природе существует способ донести до сознания декана, что среди нас обитает божество?"), привлекает внимание своей удивительной антидетективностью (сразу становится известно, и кого убили, и кто убил), но в то же время предлагает погрузиться в не менее интригующие вопросы (почему убили и что же будет дальше). "Тайная история" - это, конечно, роман про то, что убийство не может не поменять в жизни убийцы более чем всё, причём чем удачнее удастся уйти от закона, тем больше, потому что главное вовсе не в том, разоблачат ли тебя внезапно появившиеся следователи из ФБР или сдаст ли тебя полиции внезапно догадавшийся обо всём учитель, неожиданно оказавшийся вовсе не божеством, а обычным и даже довольно заурядным человеком.
В рецензиях довольно много рассуждений про поверхностность параллелей между героями и греческими богами - не уверена, что на самом деле всё так поверхностно. То есть, конечно, конфликт аполлонического и дионисийского начала в романе есть, но, как мне кажется, не на уровне поверхностного противостояния Генри (Аполлона) и Банни (Диониса), а скорее на уровне контраста между тем, кем хочет сделать (и видеть) своих учеников Джулиан, и тем, кем они являются (или становятся) на самом деле. Ведь почти каждый герой романа на самом деле оказывается не тем, кем кажется или за кого выдаёт себя, и для многих из них это противоречие оказывается не просто драматичным, но и трагически несовместимым с жизнью.
И как-то всех очень жалко, потому что за шестьсот страниц успеваешь с каждым из них немножечко сродниться.
https://kvakl-brodakl.livejournal.com/1043315.html