В рамках опросов исследователи довольно часто задают респонденту вопросы о его поведении в прошлом, однако такой подход связан с целым рядом трудностей и проблем, поскольку он базируется на предположении о том, что респондент способен дать точное описание того, что именно он делал, как часто он это делал, а также сколько времени, сил и денег он на это потратил и т.п. Но проблема в том, что наша память подводит нас гораздо чаще, чем мы привыкли думать. Респонденты довольно часто и непреднамеренно делают ошибки, когда пытаются вспомнить события и факты прошлого, что приводит к их избыточному или недостаточному вниманию собственным действиям и поступкам.
Среди факторов, которые влияют на способность участников исследований вспоминать события и факты, можно назвать следующие:
-тип события, о котором идет речь
-смысловая нагрузка и эмоциональное восприятие события
-частота события
-срок, прошений с момента события
-формулировка вопроса
Все эти факторы влияют на нашу способность вспомнить конкретное событие в рамках исследования и/или отнести такое событие к конкретному периоду времени (так называемый телескопический эффект, при котором недавние события кажутся событиями далекого прошлого и наоборот).
Читать далее:
http://www.fdfgroup.ru/?id=286