Кто я?
Вопрос: Нам советуют поклоняться реальности,  воплощённой в виде Бога или Совершенного Человека. Нас просят не  пытаться поклоняться Абсолюту, поскольку это слишком сложно для  сосредоточенного на уме сознания. Махарадж:  
Истина проста и открыта для всех.  Зачем всё усложнять? Истина излучает любовь и заслуживает любви. Она  включает всё, принимает всё, очищает всё. А не-истина сложна и является  источником проблем. Она всегда хочет, ожидает, требует. Будучи ложной,  она пуста и всегда в поиске подтверждений и доказательств. Она боится и  избегает исследования. Она отождествляет себя с любой опорой, даже самой  слабой и недолговечной. Она теряет всё, что получает, и просит ещё. Поэтому не доверяйте сознательному. Всё, что вы  видите, чувствуете и о чём думаете, на самом деле не является таковым.
 Даже пороки и добродетели, достоинства и недостатки не  являются тем, чем кажутся. Плохое и хорошее — результат соглашения и  обычая, оно приветствуется или избегается в зависимости от использования  слов.В: Разве не существует хороших и  плохих, высоких и низких желаний?М: Все  желания плохие, но некоторые из них ещё хуже.Стоит погнаться за каким-нибудь желанием, и у вас тут же  начнутся неприятности.В: Даже за желанием  освободиться от желаний?М: Зачем вообще  желать? 
Желание состояния,  свободного от желаний, не освободит вас. Ничто не может освободить вас,  потому что вы и так свободны. Просто воспринимайте себя с ясностью,  лишённой желаний, вот и всё.
В:  Требуется время, чтобы познать себя.М: Как  время может помочь вам? Время представляет собой последовательность  мгновений, каждое мгновение появляется из ниоткуда и уходит в никуда,  чтобы никогда не вернуться. 
Как  можно опираться на нечто столь скоротечное?
В: А что постоянно?М: 
Ищите постоянное в себе. Погрузитесь глубже в  себя и найдите, что в вас реально.
В:  Как искать себя?М: Что бы ни случилось,  это случается с вами. Что бы вы ни делали, деятель находится в вас.  Найдите всё то, что делает вас личностью.В:  А чем ещё я могу быть?М: Выясните это.  Даже если я вам скажу, что вы свидетель, безмолвный наблюдатель, это вам  ничего не даст, пока вы сами не найдёте путь к своему собственному  бытию.В: Мой вопрос такой: как найти путь к  своему собственному бытию?М: 
Отбросьте все вопросы, кроме  одного: «Кто Я?»
 В конце  концов, единственное, в чём вы по-настоящему уверены, — это в том, что  вы есть. «Я есть» — несомненно. «Я есть это» — не так убедительно.  Стремитесь узнать, кто вы есть на самом деле.В: Я только этим и занимаюсь последние лет шестьдесят.М: Что плохого в стремлении? Зачем нужны результаты?  Стремление и есть ваша истинная природа.В:  Стремление приносит боль.М: Это потому что  вы ждёте результатов. Стремитесь без ожиданий, боритесь без жадности.В: Почему Бог сделал меня таким?М: О каком Боге вы говорите? Что такое Бог? Разве он не  тот самый свет, благодаря которому вы задаёте этот вопрос? 
«Я есть» само является Богом. Поиск и есть  Бог.
Благодаря поиску вы  обнаруживаете, что не являетесь ни телом, ни умом, а любовь вашего Я  существует для Я всего остального. Два есть одно. 
Сознание в вас и сознание во мне кажутся  двумя, но на самом деле это одно. Ищите единства, это и есть любовь.
В: Как найти эту любовь?М: 
Что вы сейчас  любите? «Я есть». Отдайте этому своё сердце и ум, не думайте ни о чём  другом. Когда это происходит естественно и без усилий, это и есть  наивысшее состояние. В нём любовь сама является и любящим, и  возлюбленным.
В: Все хотят жить,  существовать. Разве это не любовь к своему Я?М: Все желания возникают из Я. Это просто дело выбора  правильного желания.В: Правильное и  неправильное зависят от привычек и обычаев. Критерии зависят от социума.М: Отбросьте все традиционные критерии. Оставьте их  святошам. Хорошо только то, что освобождает вас от желаний, страхов и  ложных идей. Пока вы беспокоитесь о пороках и добродетелях, вам не будет  покоя.В: Я допускаю, что пороки и  добродетели являются социальными нормами. Но могут быть также духовные  пороки и добродетели. Под духовными я подразумеваю абсолютные.  Существуют такие вещи, как абсолютный порок и абсолютная добродетель?М: Порок и добродетель относятся только к личности. Чем  были бы порок и добродетель, не будь порочной или добродетельной  личности? На уровне абсолюта личность не существует, океан чистого  осознания не имеет ни пороков, ни добродетелей. Порок и добродетель  неизменно относительны.В: Я смогу  избавиться от этих ненужных концепций?М:  Нет, пока будете продолжать считать себя личностью.В: По какому признаку я смогу судить, что нахожусь за  пределами порока и добродетели?М: По  собственной свободе от желаний и страхов, от самой идеи того, что вы  личность. Порочны сами мысли «я порочен» или «я не порочен». 
Единственный существующий порок — отождествлять себя  с чем-то конкретным. Безличностное реально, личностное приходит и  уходит. «Я есть» — это безличностное Бытие. «Я есть это» — личность.  Личность относительна, чистое Бытие — абсолютно.
В: Определённо, чистое Бытие не бессознательно и  не лишено способности к различению. Как оно может быть за пределами  греха и добродетели? Пожалуйста, просто скажите нам, есть у него ум или  нет?М: Все эти вопросы возникают из вашей  веры в то, что вы личность. Выйдите за пределы личностного и сами  увидите.В: Что именно вы имеете в виду,  когда просите меня перестать быть личностью?М:  Я не прошу вас перестать быть — это невозможно. Я прошу вас перестать  воображать, что вы были рождены, что у вас есть родители, тело, что вы  умрёте и т. д. Просто попробуйте, сделайте первый шаг, это не так  трудно, как вам кажется.В: Считать себя  личностью — это порок безличностного.М:  Опять личностная точка зрения! Почему вы настаиваете на загрязнении  безличностного своими идеями о пороке и добродетели? Они здесь просто не  годятся. Безличностное не может быть описано в терминах хорошего и  плохого. Бытие — Мудрость — Любовь — всё это абсолютно. Где здесь  возможность порока? А добродетель — это всего лишь противоположность  порока.В: Мы говорим о божественной  добродетели.М: Истинная добродетель — это  божественная природа (сварупа). То, чем вы в действительности являетесь,  и есть ваша добродетель. Но противоположность порока, которую вы  называете добродетелью, — это просто послушание, порождённое страхом.В: Тогда к чему все усилия быть хорошим?М: Это удерживает вас на ногах. 
Вы движетесь вперёд и вперёд, пока не найдёте Бога.  Тогда Бог берёт вас в Себя и делает таким, как Он.
В: Одно и то же действие считается естественным с одной  точки зрения и порочным с другой. Что делает его порочным?М: 
Все действия, мешающие знанию, порочны.
В: Знание зависит от памяти.М: 
Помнить о своём Я — это добродетель, забыть о своём Я —  порок. 
Всё  это сводится к ментальной или психологической связи между духом и  материей. Мы можем назвать эту связь психикой (антахкарана). Когда  психика груба, неразвита, примитивна, она подвержена грубым иллюзиям. По  мере того как развивается её качество и чувствительность, она  становится совершенным связующим звеном между чистой материей и чистым  духом и наделяет смыслом материю и проявления духа.
Существует материальный мир (махадакаша) и  мир духовный (парамакаша). Между ними лежит вселенский ум (чидакаша),  который является также вселенским сердцем (премакаша). Мудрая любовь  делает эти два мира одним.
В:  Есть глупые люди, есть умные. Разница в их психике. Более зрелые имеют  больше опыта. Как ребёнок растёт, занимая себя только едой, питьем, сном  и игрой, так и человеческая психика формируется посредством мыслей,  чувств и деяний, пока не станет достаточно совершенной, чтобы служить  мостом между духом и телом. Как мост позволяет осуществлять движение  между берегами, так и психика соединяет источник и его проявление.М: Называйте это любовью. 
Мост — это любовь.
В: В абсолютном смысле всё есть переживание.  Всё, что мы чувствуем, думаем и делаем, есть переживание. За ним стоит  переживающий. Таким образом, всё, что мы знаем, состоит из этих двоих:  переживания и переживающего. Но эти двое являются одним — переживающий  сам является переживанием. Однако переживающий считает переживание  чем-то внешним. Подобным образом дух и тело суть одно, просто они  кажутся двумя.М: 
Для Духа нет ничего  «другого».
В: Для кого  тогда существует «другой»? Мне кажется, что двойственность — это  иллюзия, вызванная несовершенством психики. Когда психика совершенна,  двойственность исчезает.М: Вот именно!В: И всё же я должен повторить свой самый простой  вопрос: кто создаёт различие между пороком и добродетелью?М: Тот, кто имеет тело и пороки тела, ум и пороки ума.В: Определённо, простое обладание телом и умом не  является пороком. Должен быть ещё третий фактор в основе всего этого. Я  снова и снова возвращаюсь к вопросу о пороке и добродетели, потому что  сегодняшние молодые люди настаивают на том, что такой вещи, как порок,  не существует, что не нужно быть таким щепетильным, а просто с  готовностью следовать сиюминутным желаниям. Они не признают ни традиций,  ни авторитетов, и повлиять на них может только глубокая и честная идея.Если они и воздерживаются от каких-то действий, то  скорее из-за страха перед законом, а не по убеждениям. Несомненно, в  том, что они говорят, что-то есть, поскольку наши ценности меняются  время от времени, от места к месту. Например, сейчас убийство на войне  считается добродетелью, а в следующем веке может стать ужасным  преступлением.М: 
Человек, который вращается вместе с Землей,  непременно будет переживать периоды дня и ночи. А тот, кто поселится на  Солнце, никогда не узнает тьмы. 
Мой  мир — не ваш. 
Как я это вижу, вы все исполняете роли на сцене. В  ваших приходах и уходах нет ничего реального. И все ваши проблемы  совершенно ненастоящие!В: Может, мы  лунатики, или нам снятся кошмары? Неужели вы ничего не можете сделать?М: Я делаю. 
Я  вошёл в ваше сноподобное состояние, чтобы сказать вам: «Прекратите  делать больно себе и другим, прекратите страдать, проснитесь»
.В: Тогда почему мы не просыпаемся?М: 
Вы  проснётесь. Мне не помешаешь! Просто это займёт какое-то время. Когда вы  начнёте сомневаться в своём сне, пробуждение окажется совсем близко.