• Авторизация


Борис Гребенщиков попал под суд 28-02-2011 00:49 к комментариям - к полной версии - понравилось!


  Судом было названо необычное мероприятие, прошедшее в Тульском городском Миссионерском центре РПЦ. Целью его было выяснение религиозно-философских взглядов известного российского музыканта Бориса Гребенщикова. Борис Гребенщиков был признан оккультистом , неправославным и экуменистом.

[270x]   "Процесс" был организован Миссионерским отделом Тульской епархии Русской православной церкви.
  Всем пришедшим было предложено стать своего рода "присяжными" по "религиозно-философскому и творческо-музыкальному делу Гребенщикова Б. Б.". Материалы дела (многочисленные интервью, аудиозаписи песен, видеозаписи многочисленных концертов) были предложены сотрудниками Миссионерского отдела. Они же стали и экспертами в области религиоведческих проблем.

 В результате двухчасового исследования творчества и интервью Гребенщикова, независимое жюри вынесло свой "вердикт":
1. Является ли Гребенщиков Б.Б. православным человеком? - Нет.
2. Является ли Гребенщиков Б.Б. по своим религиозно-философским взглядам экуменистом и последователем движения "Нью Эйдж"? - Да.
3. Является (или являлся) ли Гребенщиков практикующим оккультистом? - Да.
4. Является ли Гребенщиков Б.Б. последователем учений тоталитарных сект и культов? - Нет.
5. Является ли творчество Гребенщикова Б.Б. после середины 90-ых годов прогрессом с точки зрения искусства? - Да.

  Сотрудники Миссионерского отдела определили цель мероприятия, как "попытку научения околоцерковных людей умению самостоятельно оценивать жизненную философию и религиозные взгляды того или иного художника, которые он транслирует в своем творчестве".

  Против выводов "суда" выступили между тем общественные активисты и православные священники. Не поддержав некоторые "восточные крены" БГ, они сочли неприемлемой организацию подобных "судебных процессов".

  C письмом по поводу "процесса" к его организаторам обратился известный православный миссионер, настоятель московского храма во имя Сошествия Святого Духа, духовный наставник рокеров, игумен Сергий (Рыбко):
Ваши высокопреподобия, досточтимые отцы!

С недоумением прочитал о "миссионерском мероприятии" Тульской Епархии, и о результатах тамошнего «суда»(обсуждения) творчества Бориса Гребенщикова и его возрений .

Недоумение вызывает, прежде всего, вопрос зачем и кому это надо? Впрочем, вы говорите, что пытаетесь научить молодежь самим разбираться, "отличать добро от зла в творчестве и жизни, известных поэтов и музыкантов ".

Не могу говорить, о ваших уже прошедших меропориятиях, остановлюсь, на последнем, посвященом Борису Гребенщикову. Где он был назван после "голосования"(!) :"экуменистом", "оккультистом" и " не православным"

А у него есть вещи, между прочим, более даже православные, чем некоторые произведения А. С. Пушкина. Например, «Серебро Господа моего» и др. Они прозвучали на всю Россию в такое время, когда Вера Православная, преследовалась властью.

Что заставило задуматься о смысле жизни и вере, миллионы русских юношей и девушек. Если из этих миллионов, хотя бы сотни, хотя бы десятки в конечном итоге пришли в православную церковь – какой это уже великий плод!

А пришли ведь тысячи! И я знаю некоторых из них лично. Деятельность многих ли из вас, досточтимые отцы , братие и сестры , принесла подобные плоды? ...

В Евангелии описан случай, когда ученики Господа пытались запретить проповедовать некоему, который «не ходил с ними» (цитата). Господь не одобрил их ревность, сказав, что кто не против вас, тот за вас.

Православный ли Борис? С точки зрения строгости канонов, ответ не так прост, как получается у вас. Во-первых, БГ крещен в православную веру, во-вторых, считает себя православным, о чем неоднократно говорил и мне в личных встречах, а также не раз заявлял о этом публично , отвечая на вопросы журналистов.

В-третьих, Борис имеет духовного наставника , канонического священника Русской Православной Церкви, которого я знаю лично, и у которого он исповедуется и причащается.

При всем этом , Борис не скрывает своего многолетнего интереса к восточным учениям и философии. Конечно же я, как православный священник, одобрить этого не могу. Но и экуменизмом называть это, на мой взгляд, было бы поспешно.

На мой взгляд, Борис еще только идет, к подлинному православию(как впрочем и иные многие наши рокеры), и к единоспасительной святой вере нашей и Церкви.

Однако же дух православия в его мировоззрении и творчестве является преобладающим и неотъемлемым, и за последние годы это усиливается. Мало того, творчество Бориса интересно своей искренней устремленностью к православию. Всякий ищущий находит. Как русский «поэт-бродяга», он то ближе к православию, то отступает от него. Но ведь он же еще не умер, это же живой человек! Господь пришел спасти грешников, и христианство -- это религия кающихся разбойников, мытарей и блудниц, а не самодовольных праведных фарисеев. А мы с вами не отступаем ли ежедневно от православия? Не знаю, как вы, а я нередко отступаю, несмотря на мой священный сан.

Уважаемые отцы! Оставьте пожалуйста Бориса! Дайте самому ему определиться! Ваш поспешный инквизиторский суд слишком жесток! К счастью, это только суд миссионерского отдела, а не суд священноначалия. Если под ваши принципы подвести известных русских поэтов и писателей, почти у всех них обнаружится "ересь". А. С. Пушкина я уже упоминал. М. Ю. Лермонтов также небезупречен, поэты серебряного века, вообще, по-видимому, "сатанисты", а очень похожий с БГ, убитый чекистами верующий христианин Есенин, конечно же, по вашим меркам "далек от православия "и заслуживает только геенны огненной.

Уважаемые отцы!
Жестоко осуждая Бориса, вы также отталкиваете от православной церкви миллионы почитателей его творчества, большинство из которых являются думающими интеллегентными русскими людьми. И насколько я знаю эту среду, а поверьте, я хорошо ее знаю, в их мировоззрении преобладают как раз христианские(православные) взгляды, а некие восточные изыски Бориса воспринимаются,лишь как "творческие оригинальные поэтические приемы", да и то , таковых ныне весьма не много.

Подумайте теперь, уважаемые отцы, делаете ли вы что-нибудь доброе, расставляя, как вы считаете, точки над i, не слишком ли большую берете на себя ответственность, не боитесь ли вы Бога, отталкивая миллионы людей, идущих к православию вместе с Борисом? И не лучше ли вам отказаться от этой бесполезной затеи, и просто извиниться перед Борисом за ваш по сути публичный "суд", который вас никто не уполономачивал устраивать, и уж тем более, выносить на нем оскорбительные "решения", путем "демократического голосования".., самозванных "присяжных заседателей" , "вкупе с народом"..

Осмелюсь напомнить вам содержание хартии, которую держал в руках усопший прп. Виталий: «Мужи александрийские! Не судите никого прежде суда Божия!» «Не судите, да не судимы будете».

С уважением, игумен Сергий (Рыбко)
Настоятель Храма Святого Духа Сошествия , что на б.Лазаревском кладбище . Москва.



  Свою позицию в отношении "дела" Гребенщикова высказал и известный сектовед Александр Дворкин, опубликовавший открытое письмо игумену Сергию (Рыбко):
  Ваше Высокопреподобие, досточтимый отец Сергий!

  С удивлением прочитал Ваше обращение к руководителю и сотрудникам Миссионерского отдела Тульской епархии по поводу рок-музыканта Бориса Гребенщикова ( http://dniester.ru/content/boris-grebenshchikov-ok...-tsentre-religioznogo-skandala ) и посчитал необходимым ответить Вам.

  Во-первых, хочу поблагодарить Вас, что Вы поддержали весьма важную дискуссию о нынешнем статусе этого человека. Она важна, т. к. Борис Гребенщиков является кумиром, образцом и примером для подражания для многих наших соотечественников и любой его поступок или высказанное им мнение реверберируется сотнями тысяч колебаний в душах этих людей.

  Поэтому мне кажется, что устроенное Миссионерским отделом обсуждение творчества и воззрений Бориса Гребенщикова было весьма актуальным и своевременным.

  Вы жестко упрекаете Ваших тульских собратьев, в том, что они констатировали факт неправославия Гребенщикова, когда некоторые его ранние произведения «более даже православные, чем некоторые произведения А. С. Пушкина» (надеюсь, все же, что только некоторые, а не вообще все, А. Л. Д.). Вы пишете, что благодаря этим произведениям тысячи молодых людей пришли к вере и Церкви, и Вы знаете некоторых из этих тысяч.

Позвольте, Ваше Высокопреподобие, рассказать Вам о других: о десятках, если не сотнях тысяч нынешних поклонников Бориса Гребенщикова, которые благодаря его творчеству и воззрениям отпали от Церкви (или так и не пришли в нее), увлекшись пропагандируемым им буддизмом или вовсе тоталитарными сектами. Я лично знаю десятки таких людей (а опосредованно – сотни). Их родители звонят нам в Центр св. Иринея Лионского и с плачем рассказывают о попадании сына или дочери в секту, адептом которой называл себя их кумир БГ и которой они, благодаря этому, заинтересовались.

Вы пишете:
"Православный ли Борис? С точки зрения строгости канонов, ответ не так прост, как получается у вас. Во-первых, БГ крещен в православную веру, во-вторых, считает себя православным, о чем неоднократно говорил и мне в личных встречах, а также не раз заявлял о этом публично, отвечая на вопросы журналистов."

Но также Гребенщиков публично, отвечая на вопросы журналистов, называл себя буддистом. Может ли «с точки зрения строгости канонов» человек быть православным и буддистом одновременно? Гребенщиков неоднократно заявлял, что считает Богом лидера индийской тоталитарной секты Саи Бабу (кроме всего прочего, неоднократно обвинявшегося в заказных убийствах и педофилии). Может ли «с точки зрения строгости канонов» православный человек иметь другого Бога, кроме Пресвятой Троицы? Гребенщиков называл себя учеником и последователем лидера другой тоталитарной секты Шри Чинмоя, хвастался тем, что получил от него религиозную инициацию и новее сакральное имя Пурушоттама (что означает «выходящий за пределы ограничений»). Может ли «с точки зрения строгости канонов» православный человек иметь своим Учителем кого-л., кроме Господа Иисуса Христа, принимать от него посвящение и, отрекаясь от своего святого, принимать другое имя?

Да, Вы правы, «БГ крещен в православную веру». Значит, «с точки зрения строгости канонов», он отпал от нее, о чем как мы видели, неоднократно заявлял публично, и может вернуться в Церковь лишь после публичного же покаяния в своих заблуждениях и через чин воссоединения с Ней.

И тем более вызывает обеспокоенность Ваши следующие слова:
"В-третьих, Борис имеет духовного наставника, канонического священника Русской Православной Церкви, которого я знаю лично, и у которого он исповедуется и причащается."

Значит ли это, что в нашей Церкви существуют двойные стандарты? Представим себе обычного человека, который придет на исповедь с подобным набором верований в одной отдельно взятой голове. Допустит ли его священник до Причастия? Думаю, однозначно нет. Но если этот человек сам «великий Гребенщиков», получается, что обычные каноны Церкви к нему неприменимы? Вот уж воистину человек «выходящий за пределы ограничений»! Но, увы, наша Церковь не знает таких различий. Перед Господом все равны: богатый жертвователь и неимущая вдовица, неграмотный крестьянин и великий писатель Лев Толстой, глухонемой попрошайка из электрички и известный музыкант. Прелюбодеяние – для всех прелюбодеяние, отпадение – для всех отпадение, предательство – для всех предательство. Разница только в том, что тем выше и влиятельнее человек, тем большую ответственность он несет, ибо своим положением соблазняет многих. Почему Церковь публично объявила об отпадении Л. Н. Толстого, а не каких-н. рядовых толстовцев? Потому что именно Л. Н. Толстой в силу своего положения и авторитета в тогдашнем обществе соблазнял очень многих и уводил из Церкви, от Христа, от спасения.

Вы критикуете тульских миссионеров за то, что они назвали воззрения Гребенщикова «экуменизмом». Я тоже думаю, что тут они ошиблись, но совсем по иным причинам чем Вы. Конечно, Гребенщиков – не экуменист, ведь экуменизм стремится к объединению ХРИСТИАНСКИХ конфессий. Воззрения Гребенщикова весьма далеки от экуменизма. Их правильнее охарактеризовать, как оккультно-синкретические, типичные для неоязыческого оккультного движения Нью-Эйдж, многие последователи которого провозглашают Гребенщикова своим пророком.

Вы пишете о неуместности критики БГ, поминая его былые заслуги. Но Церковь – это не музей восковых фигур Мадам Тюссо, куда попадаешь за заслуги и остаешься вечно молодым и недвижимым восковым изваянием. Люди живут и меняются, причем, увы, не всегда к лучшему. И великие подвижники с великими заслугами отпадали от Церкви и великих умов, приведших многих в Церковь, но затем уклонившихся в лжеучения, отлучали от нее. И чем больше былые заслуги Гребенщикова, тем опаснее его нынешнее состояние, как для него, так и для других, помнящих о его ранних текстах и благодаря ним безоглядно верящим ему, ныне уже совсем другому.

Не понимая, чем Гребенщиков похож, как Вы считаете, на Есенина (разве что разгульным образом жизни, который и погубил крестьянского поэта), позволю себе провести другую историческую параллель. Когда наша Церковь опубликовала документ с горькой констатацией факта отпадения графа Льва Толстого от Церкви, многие реагировали буквально теми же словами, что и Вы:

Жестоко осуждая Льва Николаевича (в Вашем случае Бориса), вы также отталкиваете от православной церкви миллионы почитателей его творчества, большинство из которых являются думающими интеллигентными русскими людьми.

Я не сравниваю Гребенщикова с Толстым по масштабам дарования (в наш оскудевший талантами век ставятся совсем иные мерки), но по степени влияния на умы при вездесущности современных СМИ, первый значительно превосходит последнего, и, значит, пропагандируемые им взгляды делаются гораздо опаснее.

Вы, заклеймив миссионерскую акцию Ваших тульских собратьев ярлыком «инквизиторский суд», призываете их оставить Гребенщикова в покое, дать ему самому определиться, подчеркивая, что «он же еще не умер, это же живой человек» и может де еще отказаться от своих заблуждений. Но как же ему от них отказаться, когда десятки, если не сотни православных ласкателей в сане и без сана уверяют его, что он православный человек (ну, может, разве что слегка заблуждающийся), что его взгляды и его жизнь вполне (или почти вполне) совместимы с Православием, перед которым он имеет особые заслуги, так как привел в него тысячи людей? Думаю, такой подход опасен не только для тех, кого Гребенщиков соблазняет своими жизнью и высказываниями, но и в первую очередь для самого музыканта, который, не видя необходимости меняться, рискует остаться на всю вечность со своими Саи Бабой и Шри Чинмоем.

А вот предупредить – четко и ясно, без экивоков, умолчаний и иносказаний – Бориса Гребенщикова о несовместимости его позиции и его жизни с Православием, с Церковью, со Христом – нравственный долг любого пастыря и христианина. Что и сделали – наконец-то – тульские миссионеры, проявив мужество и не побоявшись нападок и злословия, которые не замедлили на них обрушиться, в том числе и от Вас, досточтимый отче.

В связи с этим последний вопрос: отец Сергий, а Вы проверяете контекст, в котором появляются Ваши высказывания? Например, на сайте, где было размещено Ваше мнение, оно предварялось словами:
Данная позиция околоцерковных деятелей вызвала волну возмущения в среде священников и православных активистов.

Отец Сергий, Вы действительно считаете Ваших собратьев, сотрудников Миссионерского отдела Тульской епархии, ведущих чрезвычайно важную и очень плодотворную работу, благодаря которой очень многие люди отвращаются от сект и приходят в Церковь, выдерживающих постоянные нападки и угрозы антицерковных и антиобщественных групп и организаций – Вы действительно считаете их «околоцерковными деятелями»? В отличие от «члена Церкви, православного христианина» Бориса Гребенщикова?

Остающийся в недоумении, Ваш искренний почитатель,
А. Л. Дворкин,
Профессор,
Зав. кафедрой сектоведения ПСТГУ


Ссылки по теме:
Гребенщиков Борис: «О буддизме и православии»
Сергий Рыбко: «Гребенщиков ближе к Православию, чем когда бы то ни было»
Павел Кашин: «Христианство – это буддизм для чайников»
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (5):
Neofitov 28-02-2011-04:46 удалить
"Это то, что всегда возмущало меня в православии. То, чего нет ни в Новом Завете, ни в Писаниях первых святых. Только в процессе долгого врастания православия в жизнь, испытания его государственностью появилось то, чего никогда в нем не было: «Мы правы — все остальные не правы». Я могу подтвердить это сотней примеров из Евангелия, из деяний и писания апостолов. А это, по-моему, оскорбление самого себя и других. И я, честно говоря, всегда знал, что я больше рамок, в которые государственное православие меня загоняет насильно..."
Борис Гребенщиков «О буддизме и православии»

Похоже на то, что Борис никогда Библии в руках не держал, а знает о ней со слов толкователей от буддизма и прочих культов.
Neofitov 01-03-2011-02:23 удалить
Еще несколько отрывков из статьи о БГ (о его верованиях):

Зовут его теперь официально так: Борис Пурушоттама Гребенщиков.
В пресс–релизе было сказано, что официально Гребенщикова пригласили в ООН как «человека, способствующего сближению различных культур и взглядов». Концерт на фоне голубого флага ООН начался с медитации музыканта и его гуру (Шри Чинмой).
В ходе концерта БГ время от времени блаженно улыбался и кланялся наставнику, который восседал в отдельном кресле и в ответ благосклонно кивал ученику-неофиту.

На пресс-конференции БГ конечно же спросили о Шри Чинмое.
«Я к нему отношусь с огромным уважением, — сказал БГ. – Я слышал о нем очень давно, с тех пор как он стал учителем Джона Маклафлина и Карлоса Сантаны, но знаком с ним лично полтора года. Он любит и уважает то, что я делаю, и от него исходит мощная энергия мудрости и света... Он безусловно великий человек. Нам всем есть чему у него учиться».

Как Вы относитесь к утверждениям Шри Чинмоя, что он спит полтора часа в сутки, может поднимать 400 кг, написал четыреста книг и 80 тысяч поэм?
«Поскольку я знаю, что все это правда, и я все это видел, могу сказать, что перед его работоспособностью я склоняюсь в почтительном поклоне. Когда великие музыканты, такие как Рави Шанкар, говорят, что это очень серьезный человек, я с ними соглашаюсь. В музыке я учусь у него свободе. Вы не представляете, насколько заштампованы мозги каждого из нас. У меня этих штампов еще столько осталось, как, наверное, на Лубянке. Решеточка за решеточкой, мы их снимаем потихоньку».

А как семья отнеслась к вашей духовной трансформации?
А никакой трансформации нет, — кротко улыбнулся Пурушоттама. – Просто я нашел человека, который думает так же, как и я».

Борода – символ веры или эпатаж?
«Это символ глубокого отношения к астральным потокам».

Борис Пурушоттама выступил с концертом в штаб-квартире ООН
p4ela50 03-03-2011-19:08 удалить
Творческие люди не вписываются в каноны. Сегодня - День писателя.
Neofitov 04-03-2011-09:42 удалить
Ответ на комментарий p4ela50 # Некоторые мне кажется вполне могут, вписываются. Но суть всего происходящего даже не в этом. Но в том, что: стоит ли делать нормой поведения выходы за рамки элементарной культуры? Или если человек эту культуру теряет, то почему бы не сказать ему об этом?

С Днем писателя!

Даже в День писателя, наверное, не всё можно писать!?. ;)
Neofitov 30-06-2011-03:53 удалить
Борис Гребенщиков :
— Со мной ведет борьбу часть тульской епархии. Они вдруг решили, что я черный маг. Невежественные люди готовы свое невежество проецировать вовне бесконечно. Они все время создают себе бесов, с которыми они борются. И из меня они просто создали себе очередного беса.

Религия может существовать только там, где нет Бога. Человек находится в постоянном тождестве с Богом двадцать четыре часа в сутки. Незачем идти в церковь, когда Бог везде. Незачем слушать священника, когда можно спросить у Бога напрямую. Не нужны посредники. Поэтому, я в религиях, конечно же, ничего не понимаю.

Да, я православный. Я люблю приходить в церковь, там особая атмосфера. Православие — это чудо, которое я не могу объяснить. И свои собственные чувства я тоже объяснить не могу. Потому что, как мы только что говорили, Бог значительно больше меня.

Мне нравится буддизм, мне нравится суфизм, мне нравится индуизм, мне нравится даосизм, мне нравится конфуцианство. Мне почти все нравится.

И я могу сказать, что я все — буддист, или еще кто-то. Но это будет не совсем точно. Потому, что услышу: «Ах ты сука! Как же ты можешь быть и тем и тем сразу?». Поэтому я говорю, что я интересующийся. Если приходишь в мечеть и выходит страшный дядька и смотрит на тебя, как зверь, и говорит: «Ты что тут делаешь?». Можно сказать только одно: «Я — искатель». Он тогда мягчеет на глазах и говорит: «А… Ну, проходи» …

Я ищу везде красоту, восторг, физический экстаз, духовный экстаз, любой экстаз...

  Источник , +  
http://www.pravoslavie.ru/smi/47281.htm


Комментарии (5): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Борис Гребенщиков попал под суд | Neofitov - Дневник неофитов | Лента друзей Neofitov / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»