В конце 19 века в Европе большую популярность стали приобретать природоведческие музеи, ставящие своей целью собирать, обобщать и демонстрировать успехи естественных наук. Выставляемые экспонаты делалились из всевозможных материалов. В данном случае речь пойдет о стекле и о том, что до сих пор поражает воображение экскурсантов в различных ботанических музеях мира. Эти модели животных настолько искуссно сделаны мастерами-стеклодувами, жившими в конце 19 века, что кроме того представляют еще и художественную ценность. К сожалению российские граждане всю эту красоту смогут увидеть лишь за пределами России.
Речь идёт о моделях различных морских обитателей, в основном беспозвоночных. Это многочисленные гидроиды, медузы, морские лилии, полипы, осьминоги , моллюски, представляющие собой в их родной стихии роскошное зрелище, но сразу же превращающиеся в жалкие бесформенные комочки на суше. Коллекция их стекляных моделей была создана между 1863 и 1890 годами и включает более 700 различнейших видов животных, практически не подлежащих в то время из-за своего строения и свойств консервации. В наши дни Музеем естественных наук в Утрехте ведётся учёт сохранившихся ещё экземпляров и всё чаще их можно увидеть на выставках, где они рассматриваются уже как настоящие произведения искусства, представляющие удивительную комбинацию зоологической достоверности и изысканной эстетики.
Леопольд и Рудольф Блашка, 1895 г.
Авторами этих замечательных во всех отношениях моделей являются всего два человека - Леопольд и Рудольф Блашка. Были они потомственными стеклодувами и имели маленькую мастерскую на окраине Дрездена в Хостервице. Леопольд Блашка родился в 1822 году в Северной Богемии. Эта область на протяжении столетий славилась целыми династиями искусных ремесленников, которые занимались обработкой металла, стекла и драгоценных камней, удивляя мир своими достижениями. К одной из таких семей маленького богемского городка Айха (сегодня Чешски Дуб) принадлежал и Леопольд Блашка, выучившийся в юности на золотых дел мастера, показавший особую сноровку в обработке и шлифовке камней, а также овладевший к этому ещё и профессией стеклодува. Наивысшего мастерства достиг он в технике выдувания тончайших ажурных нитей из стекла.. Молодой мастер Леопольд Блашка нашёл себе увлечение среди развивающихся наук, а именно стал заниматься изучением ботаники и зоологии. По рисункам, увиденным им в книгах по естественной истории, он начал изготавливать копии экзотических цветов из стекла. Его первым заказчиком стал некий Камиль де Роан, пожелавший пополнить свою коллекцию сотней стеклянных орхидей, созданных ловкими руками Леопольда Блашки.
В 1853 году Блашка предпринял длительное путешествие в Америку на парусном судне. За время путешествия им была собрана завидная коллекция животного мира Атлантического океана, - каждое существо при этом было воссоздано мастером с предельной точностью, с мельчайшими деталями внешнего строения. Его модели были сразу же по заслугам оценены учёными специалистами.
С 1876 года отцу стал помогать и подросший сын Рудольф, который также проявлял незаурядный интерес не только к семейному ремеслу, но и к естественным наукам. Рудольф занимался систематическим изучением флоры Центральной Германии и фауны Северного, Балтийского и Средиземного морей. Посыпались многочисленные заказы. Стеклянные чудеса морских пучин охотно покупали десятки выставочных учреждений, университетов и институтов, а также частные коллекционеры со всего мира. Одним из первых заказчиков стал Королевский музей естественной истории Дрездена, где стеклянные актинидии Блашки выставлялись в аквариуме. Большой заказ был выполнен в 1876 году и для лондонского Музея естественной истории.
К 1890 году каталог изделий дрезденских мастеров художественного стекла Леопольда и Рудольфа Блашка насчитывал более 700 наименований. Одним из важных поворотных моментов в развитии дальнейшего производства художественных моделей из стекла в мастерской Блашка стало изготовление Рудольфом ещё в 1880 году 131 экспоната беспозвоночных для Музея естественной истории в Бостоне. Однажды эти произведения увидел там профессор ботаники Линкольн Гудейл. Он высоко оценил качество предметов и вдохновился идеей создания образцов из такого же материала для Ботанического музея Гарвардского университета. В 1886 году Гудейл отправился в Дрезден и уговорил обоих мастеров обратиться к другой области естественных наук и взяться за выполнение его заказа. Вначале Леопольд и Рудольф занимались параллельно изготовлением моделей и морских животных, и растений, но к 1890 году окончательно переключились на выполнение Гарвардского заказа, подписав с Университетом эксклюзивный контракт. Хотя в молодости Леопольд и занимался уже изготовлением экзотических цветов, этот заказ потребовал от обоих мастеров не только дополнительных научных изысканий, но и изобретения новых видов стекла. Мастерская Блашка поставляла заказанные модели в Гарвард вплоть до 1937 года, - практически до конца своего существования. За это время сначала обоими мастерами, а затем, после смерти отца в 1895 году, одним Рудольфом было создано около 4000 экспонатов 164 различных видов растений, - это сами растения в целом, а также их цветы, листья, плоды, корни в отдельности. И сегодня учёные и любители ботаники из многих стран стремятся в Гарвард, чтобы увидеть это уникальное собрание, в экспонатах которого нет ни единой морфологической ошибки.
Рудольф Блашка скончался в 1939 году, не оставив после себя ни наследников, ни учеников. Самые первые, изготовленные Леопольдом Блашка орхидеи погибли при пожаре ещё в XIX веке. А многочисленные стеклянные модели морских животных, каждая из которых являлась уникатом, с самого начала были распроданы по всему свету, - они имеются в Великобритании, Индии, Японии, России, Новой Зеландии, Австрии. В Германии осталось три изделия Блашка в Готе, три – в Гёрлитце, шесть – в Лейпциге, девять – в Ростоке и 32 - в Берлине. В 2000 году в Дрездене было основано общество «Естественнонаучное стеклодувное искусство семьи Блашка». Его члены задались целью создания музейного мемориала, а также изучением деятельности и творчества обоих мастеров.
Ещё при жизни Леопольда и Рудольфа Блашка их изделия считали «художественным чудом в области науки и научным чудом в области искусства».
Еще работы Леопольда и Рудольфа Блашка можно посмотреть вот тут: Леопольд и Рудольф Блашка