В колонках играет - Инок, воин и шут - АлисА Настроение сейчас - Ыыыы....
ОПЫТ ФОЛЬКЛОРНО-ЭТНОГРАФИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Фанаты рок-групп “Алиса” и “Кино” занимают особое, пограничное положение среди молодежных субкультур. Выделяясь из неформального мира объектом поклонения – отдельной рок-группой (ср. панки, хиппи – система ценностей; рэпперы, гранжеры – музыкальное направление), они отличны и от фанатов (ср.: фанаты “Зенита”, группы “На-На”, Ф.Киркорова) близостью к неформалам и, следовательно, характерной для неформалов символикой. Двойственный характер данных субкультур и будет предметом нашего рассмотрения. Совместное рассмотрение алисо- и киноманов представляется возможным из-за одновременности их появления, одного возраста фанатов, а также сходства атрибутики и поведения. Алисоманы и киноманы - подростки 14-16 лет (число юношей и девушек примерно равно). Большинство - школьники, учащиеся ПТУ, как правило, дети небогатых родителей. Появились с 1985 года, наибольшее распространение получили в 1987-91 годах, многочисленны по сей день. Облик фаната в идеале копирует внешний вид лидера группы. В обоих случаях это стрижка “каскад”, куртка “косуха”, заправленные в ботинки джинсы, футболки с символикой группы, значки, фенечки (предпочтение отдается кожаным и металлическим). Выходят из моды тельняшки, перчатки без пальцев, пионерские галстуки (у алисоманов), значки на шнурках (надевались на шею). Киноманы одеваются в черное (как В.Цой); алисоманы предпочитают сочетание черного и красного (как К.Кинчев): “классический” вариант - красный шарф на черном фоне. Внешних отличий между юношами и девушками мало, одежда поношенная (джинсы, рубашка, свитер), одеваться дорого и опрятно не принято. При встрече фанаты одной группы могут приветствовать друг друга знаком “козы” (вверх поднимается указательный палец и мизинец). Существуют варианты рукопожатий, например “замком” у киноманов и “замком” с “козой” у алисоманов. Результаты контактов фанатов “Кино” и “Алисы” непредсказуемы и колеблются от выражения взаимной симпатии до полного неприятия (тяготеют к симпатии, по принципу “они как младшие братья”). В поведении, как и во внешнем виде, фанаты ориентируются на лидера группы. Их отличает нарочитая грубость; в почете матерные ругательства, алкоголь. При этом киноманы более сдержанны, алисоманы более развязны (ср. имидж Цоя и Кинчева). Любопытно, что после принятия К.Кинчевым православия (1993 год) многие алисоманы также крестились и стали посещать церковь. Следование лидеру может подразумевать также выбор той или иной марки пива (например, «Балтики №3» – любимого пива К.Кинчева) или манеры курения:
“Я лично курила, ну, раньше когда, как Кинчев, левой рукой. Он курит левой рукой, и, вот, было увлечение”.
Трепетной любовью у фанатов пользуются имена Цоя и Кинчева (называемого также Кистя Кончев, Доктор, Кот), название группы “Алиса”:
“Она так на Косте помешана. Ищет парня, похожего на Костю. Она всех парней Костями называет, все парни обижаются...”
Многие фанаты носят “системные” имена (клички). Они могут быть связаны с символикой групп, текстами песен (Лихоманка, Мясо, Змей, Легенда, Кэт Ниоткуда). Основные места встреч фанатов в Петербурге в настоящее время: магазин Castle Rock (Лиговский пр.,47), в меньшей степени - “Труба” (подземный переход у станции метро “Невский проспект”), “Ротонда” (ул.Гороховая, 57), раньше они собирались в Рок-клубе (ул.Рубинштейна,13). Культовое место киноманов – Богословское кладбище (“Богословка”), место захоронения В.Цоя. Общение фанатов обычно сводится к совместному курению и употреблению спиртных напитков. В это время может происходить прослушивание кассет “Кино” и “Алисы”, пение песен под гитару, обмен значками, слухами. Главное событие в жизни алисомана – концерт “Алисы”. Ходят на концерт компаниями. При отсутствии средств пытаются “вписаться” (пройти “на халяву”, бесплатно), или "нааскать"(от англ. to ask-просить) денег на билет у прохожих. Многие приезжают на концерты из других городов, ведут счет концертам, на которых побывали (чем больше, тем престижней). На концерте фанаты толпятся у сцены с поднятой “козой” и подпевают. В начале тихих песен принято опускаться на колени, на песню “Спокойного сна” включать зажигалки (в память об авторе – В.Цое ). Концерты группы “Кино” с 1990 года (смерть В,Цоя) прекратились, их место заняло Богословское кладбище, куда приезжают в день рождения (21 июня), в день смерти В.Цоя (15 августа), в свободное время. Многие остаются ночевать на кладбище. В августе 1990 года, после похорон В.Цоя, там возник палаточный городок. На могилу приносят цветы, причем стараются купить желтые (любимый цвет В.Цоя), оставляют фенечки, значки, стихи и фотографии. .... и т.д. и т.п.