• Авторизация


Эссе по введению в профессию 14-01-2007 01:03 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Почему-то мне очень захотелось выложить вам свое эссе по введению в профессию на тему "Моя первая книга по психологии". Я писала по Набокову - "Приглашение на казнь". Лично на меня это произведение произвело огромное впечатление. И мне хотелось бы поделиться с вами этими впечатлениями, мыслями... Для меня это очень важно... много для меня значит... Надеюсь ,что вы меня поймете...
P.S. Начало эссе и конец несколько нудные... но мне не хочется обрубать эссе, нарушая композицию) Итак, выкладываю:


Наверное, с тех пор как у человека появилась способность к мышлению и к речи, он начал задумываться о самом себе. Человек всегда старался разгадать тайны своего собственного сознания, но до сих пор не нашлось такого уникума, который смог разгадать или познать свой внутренний мир.
Внутренний мир – это, должно быть, самое дорогое, что есть у человека. Внутренний мир – это то, что отличает homo sapiens от других животных и, в конце концов, это то, что отличает нас друг от друга. У каждого человека свой внутренний мир, у каждого человека он по-своему выражен. У кого-то есть богатый внутренний мир, у кого-то скудный, но он есть у всех. А что, собственно, есть этот внутренний мир? Все зависит от понимания этого слова. Но, думаю, самый оптимальный вариант растолкования этого слова – это наши мысли, чувства, наша нравственность, совесть, ценности. Совокупность всех этих понятий и есть внутренний мир. И под влиянием этого внутреннего мира, который начинает формироваться с детства, человек совершает какие-то поступки. Будь то добродетельные или аморальные поступки. Люди всегда пытались найти способ объяснить те или иные действия. И нашли. Оказывается, все лежит внутри нас самих. И человек начал искать всевозможные способы, чтобы забраться вглубь своего сознания. Психология – и есть то, что пробирается вглубь нашего сознания, анализирует мысли, сны, поступки. Психология как наука очень важна. Сравниться с психологией по важности может, наверное, только анатомия, ибо обе эти науки дают нам представление о самих себе. Анатомия дает представление о строении человеческого организма и дает возможность вылечить то или иное заболевание. А психология дает нам представление о «структуре» человеческого сознания и дает нам возможность устранить те или иные недуги, которые пробрались вглубь нашего сознания. Будь то комплексы, затаенные обиды, которые в конечном итоге могут выплеснуться наружу в весьма неприятных формах и в итоге привести к ужасным последствиям, будь то серьезные расстройства психики. Везде помогает психология, призванная на помощь человеку самим человеком.
На тему психологии было создано множество различных научных работ. Ведь в психологии разделяют столько различных сфер, и по каждой сфере было и есть много трудов гениальных людей, населяющих и украшающих нашу планету. Но, помимо научных работ, существует и художественная литература, пронизанная психологизмом. Русская литература полна гениев, которые в своих произведениях старались исследовать глубины человеческой души. К примеру, тот же Достоевский. Один из самых гениальных писателей в русской литературе. Современники отзывались о нем, как о великолепном психологе, однако, Фрейд в книге «Зигмунд Фрейд, психоанализ и русская мысль» говорил о Достоевском всего лишь как о человеке, который до конца дней своих не смог справиться с комплексом Эдипа. Именно этим объяснял отец психоанализа загадочность жизни и творчества Достоевского. «Загадочные характеры, сбивающиеся с пути извращенцы – таковы герои его романов; они задают вам одну загадку за другой…», - так писал Фрейд в уже упомянутой книге о творчестве Федора Михайловича.
Особым психологизмом отличался и Лев Николаевич Толстой, которого волновала диалектика человеческой души. Многие свои произведения (в частности самое великое свое творение «Война и мир») он посвятил этой теме. Психологичен и Чехов, посвятивший свое творчество проблеме «маленького человека» (это своеобразный комплекс, который Антон Павлович старался искоренить из сознания русского народа своими произведениями), нельзя не вспомнить и о Максиме Горьком (его рассуждения о человеке в пьесе «На дне»). Но, говоря о психологизме в классической русской литературе, нельзя не сказать о Владимире Набокове. Он создал много гениальных произведений, но, одним из самых сильных его творений, безусловно, является роман «Приглашение на казнь».
«Искусство есть заражение чувствами других людей», - заметил Лев Николаевич Толстой. Произведения Набокова бесспорно можно назвать искусством. Они просты и интересны для прочтения, но тяжелы своей смысловой нагрузкой. «Приглашение на казнь» - одно из таких его романов, от которых остается неизгладимое впечатление. Прочитав этот роман, нельзя его просто поставить на полку с остальными банальными и запылившимися книгами и забыть о нем, мысли не дают покоя сознанию. Набоков заставляет людей задумываться над простыми истинами, о которых люди забывают в суматохе дней.
Роман «Приглашение на казнь» начинается с того, что главному герою объявляют смертный приговор. В дальнейшем действия происходят в тюрьме. Главным действующим лицом в романе является человек по имени Цинциннат, который приговорен к смертной казни за «гносеологическую гнусность», которая считалась страшнейшим преступлением. Слово «Гносеология» означает науку о возможностях и границах познания. Вина Цинцинната перед обществом заключалась в том, что он был непрозрачен и непознаваем для окружающих.
Поскольку в «Современных записках» роман Набокова «Приглашение на казнь» начинает печататься в 1935 году, в то время, когда в России был коммунизм, смертная казнь за «гносеологическую гнусность» может указывать и указывает на черты антиутопии. Набоков с явным сарказмом описывает события и поведения героев в романе. Возьмем, к примеру, поведение добродушного директора тюрьмы, палача, который жил в соседней комнате (о палаче будет идти речь чуть позже, ибо этакая ситуация особенно интересна).
Роман состоит из двадцати глав. Каждая глава – новый день в тюремной жизни Цинцинната (или продолжение дня, описанного в предыдущей главе). События в произведении интенсивно развиваются, но в непривычном для читателя русле. В «Приглашении на казнь» нет вступления (как таковое), завязи, кульминации, то есть тех классических частей, присущих произведению. Развитие событий происходит монотонно и постепенно. Изо дня в день. Хотя, в некоторых главах события набирают совсем неожиданные обороты. Роман своим своеобразным построением выбивается из стереотипа основной массы читателей о произведении. Этим, собственно, произведение и интересно (помимо вложенного смысла).
Цинциннат проводит двадцать дней в ожидании казни в крепости. При чем по началу он был единственным узником этой крепости. Поскольку Цинциннат был приговорен к смертной казни, к нему в крепости относились по-особенному. Каждый день приносили ту же еду, что подавалась на стол директору тюрьмы, камера постоянно убиралась, охранник и сам директор вели себя очень приветливо и дружелюбно по отношению к узнику. Но Цинциннат отвергал заботу о нем со стороны сотрудников тюрьмы, ибо был погружен в свои мысли и переживания.
В этом романе Набоков использует весьма необычные приемы для описания внутреннего состояния героя. Описания событий, которые прерываются ощущениями и воспоминаниями узника, богаты метафорами, сравнениями, эпитетами. Безгранично долго тянется время в романе, но этого времени не заметно. Во время чтения погружаешься в глубину строк и уже не замечаешь ничего, что происходит вокруг, в реальном мире.
Набоков гениально передал ощущения Цинцинната. С такой точностью и тонкостью переданы ощущения, что кажется, будто и сам переживаешь, быть может, последние часы жизни. Автор заметил и запечатлел ту главную истину, на которую люди обычно закрывают глаза. Он запечатлел жизнь... Настоящую жизнь... и жизнь, как выразился сам Набоков, в паузе... Герой пребывает в том подвешенном состоянии, когда не понимаешь: живешь ты или уже нет... Не понимаешь, что делать дальше... сколько осталось... для чего? стоит ли чего-то стремиться? Совершать какие-то начинания? Или все без толку? Ведь все равно скоро умрешь. Что делать в последние дни жизни и не на свободе? Любоваться окружающим миром через призму крохотного тюремного окна, прикрытого решеткой? Ито... через это окно толком-то и ничего не видно... Видно лишь живые лучи солнца, игриво заглядывающие в положенный час в тюремную камеру, составляя компанию главному герою. А как Набоков рисует окружающий мир? Цинциннату все кажется таким прекрасным... Все, что его окружает. Те старые и привычные пейзажи приобрели новый облик, преобразились... С какой жадностью Цинциннат смотрит на город... видимо от осознания того, что скоро ничего этого он видеть не будет. Волею других людей, было решено лишить его жизни, а вместе с ней и всего прекрасного, всего того, чего не замечаешь, если жизни ничего не грозит. Но когда в сознании постоянно пульсирует мысль о том, что скоро наступит смерть, но неизвестно когда, хватаешься за каждое мгновенье. Стараешься запомнить каждую мелочь, дышать полной грудью, совершать жадные глотки свежего воздуха.
Разве не саркастично то, что к Цинциннату - человеку, приговоренному к смертной казни – все служащие тюрьмы относятся с особым вниманием, даже нежностью (к примеру, охранник тюрьмы Родион постоянно убирался в комнате узника, разговаривал ласковым голосом, относился с сочувствием; или участливый и жизнерадостный директор), стараются выполнить все его просьбы, но самую главную и жизненно необходимую просьбу, и, по сути, самую простую и незначительную, выполнять отказываются. А просьба заключается, всего-то, в том, чтобы сообщить Цинциннату день казни. С одной стороны, это даже комично, но, с другой стороны, несоизмеримо печально. Ибо нет ничего страшнее для человека, чем знать, что скоро уйдешь из жизни, но не знать когда, хотя существует возможность быть осведомленным в данном вопросе.
С явным сарказмом (как я думаю) Набоков писал причину заточения в крепость главного героя. Любопытно то, что начало романа автор начинает со сцены объявления смертного приговора. Однако причина заключения Цинцинната в тюрьму раскрывается лишь в шестой главе. До шестой главы читатель, очевидно, предполагает, что главного героя приговорили к смертной казни за какое-то аморальное, безнравственное и жестокое преступление (за убийство, например), ибо, согласно закону, человеку дают самую высшую меру наказания (в современном обществе эта мера – заключение в тюрьму на длительный срок, величина которого варьирует в зависимости от тяжести преступления, ибо на смертную казнь наложен мораторий) за убийство. И каково же удивление, когда узнаешь истинную причину приговора главного героя к смертной казни.
В современном обществе человек, выражаясь языком Набокова, подверженный «гносеологической гнусности», вызывает интерес. Ибо его внутренний мир является загадкой для всех, кроме него самого. А неизвестность привлекает и манит людей. Более того, такой человек является неординарным, необычным, нестандартным (к такому индивиду можно подобрать целое множество подобных синонимов).
Согласно исследованиям, человеку может хватить трех секунд на то, чтобы влюбиться. Первая секунда затрачивается на то, чтобы заметить и выделить человека, вторая уходит на то, чтобы оценить внешность человека, а третья – на то, чтобы понять нравится или нет этот человек. Представители современного общества, как правило, выделяют для себя из «толпы» неординарного и яркого человека по каким-то параметрам (для каждого эти параметры свои – в зависимости от индивидуального восприятия окружающего мира и людей ), который, в конечном итоге, может стать спутником жизни. Выходит, «гносеологическая гнусность» в современном обществе является полезным качеством, которое привлекает внимание людей. А отсюда вытекает то, что приговор к смертной казни за подобное качество является явным сарказмом. Своеобразной насмешкой над советской властью.
Как уже писалось выше, роман «Приглашение на казнь» был создан в двадцатом веке, в веке, когда особенно популярны были жанры утопии и антиутопии. Русская литература породила много гениев, писавших в этом жанре. Итак, «Приглашение на казнь» является антиутопическим произведением, своеобразным протестом против советской власти. И, если большинство писателей-антиутопистов волновала в основном материальная сторона побочного эффекта советской власти, то Набокова больше интересовала духовная сторона побочного эффекта коммунизма. Сама по себе идея коммунизма является утопией. Задача писателей, работающих в жанре утопии и антиутопии, показать бессмысленность и даже своеобразную трагичность подобной идеи.
Набоков хотел показать, что во время царствования коммунизма, основной идеей которого можно назвать лозунг «Свобода, равенство, братство», людей старались подровнять друг под друга как в материальном, так и в духовном плане. Из общества делали слаженный аппарат - своеобразную машину, состоящую из множества одинаковых винтиков и болтиков, - работающий на благо государства. Пестрое общество превращалось в однообразную скучную серую массу.
Главный герой романа Цинциннат с детства привык скрывать свою неординарность. Как писал Набоков, у Цинцинната был непрозрачный взгляд, по которому нельзя было прочесть или понять то, что творится внутри этого человека. Вследствие такой особенности, герой должен был «надевать на себя» воображаемую маску, чтобы быть похожим на остальных людей и не выбиваться из общей массы. И, видимо, когда с Цинцинната соскочила эта маска на какое-то время, люди увидели настоящую сущность этого человека и посадили его в тюрьму.
В «Приглашении на казнь» Набоков неоднократно указывал на раздвоение личности Цинцинната. Помимо прямого повествования о наличии «двух Цинциннатов», Набоков, возможно, подчеркивал это существование раздвоения еще и через своеобразное описание окружающего Цинцинната мира. Возможно, желанием автора показать явное раздвоение личности героя объемно объясняется тот факт, что в романе сливаются в одну единую линию две параллельные прямые реального и воображаемого, иллюзорного мира.
Особо интересна та часть романа, когда в соседнюю камеру поселяют еще одного человека. Этим человеком оказался мсье Пьер, добродушный, веселый, разговорчивый толстячок, который был весьма миловидной внешности и физически проворен. Мсье Пьер всевозможными способами пытался познакомиться с Цинциннатом поближе, сдружиться с ним, разузнать как можно больше информации о своем соседе. Как сказал сам Пьер Цинциннату, он оказался в крепости из-за него (Цинциннат предположил, что Пьер старался помочь ему совершить побег, но был замечен и моментально задержан). Довольно часто «добродушный толстячок» навещал своего соседа. Они играли в различные игры (по инициативе мсье Пьера), вели долговременные беседы (опять же по инициативе Пьера). Однажды Пьер в компании с директором прорыл туннель из своей камеры в камеру Цинцинната. Процесс рытья туннеля длился в течение нескольких дней и ночей. Цинциннат не был осведомлен о том, что сосед намерен совершить подобные действия, поэтому все эти несколько дней в голове главного героя жила надежда о скором освобождении (особенно, если брать во внимание разговор Цинцинната с Эммочкой, дочкой директора, которая обещала спасти его и бежать вместе с ним).
Личность мсье Пьера начинает настораживать тогда, когда он начинает заговаривать с Цинциннатом о его поведении. Сосед уличил главного героя в равнодушии, в грубости по отношению к директору крепости и Родиону, которые изо всех сил старались на благо Цинцинната. Когда речь зашла о том, почему Пьер не хочет покидать этот мир, он начал говорить о наслаждениях разного вида. Туда входили так же еда и женщины. Но разве человек, осознающий, что ему в скором времени предстоит смерть, будет думать о каких-то обыденных и примитивных человеческих потребностях? Истинность того, что мсье Пьер действительно приговорен к смертной казни подвергается сомнениям. Достаточно просто сравнить с мыслями Цинцинната, который с несоизмеримой тоской старался углядеть хоть краешек внешнего мира через крошечное окно, который мечтал вновь пройтись по улицам города, подышать свежим воздухом. У Цинцинната в голове на момент повествования были только возвышенные светлые мысли, связанные с горечью скорого расставания с жизнью. Он даже начал писать какое-то послание неизвестно кому, где выкладывал свои мысли, приходящие ему в голову чуть ли ни ежеминутно.
Как выяснилось позже, сомнения об истинности того, что мсье Пьер приговорен к смертной казни подтвердились. Более того, он оказался руководителем казни Цинцинната. Еще один сарказм заключается в том, что палач (назовем «руководителя казни» своим именем) прикладывает максимум усилий, чтобы сдружиться со своей «жертвой». «Не стану говорить о том, как драгоценна для успеха общего дела атмосфера теплой товарищеской близости, которая постепенно, с помощью терпения и ласки, создается между приговоренным и исполнителем приговора. Трудно, или даже невозможно, без содрогания вспомнить варварство давно минувших времен, когда эти двое, друг друга не зная вовсе, чужие друг другу, но связанные неумолимым законом, встречались лицом к лицу только в последний миг перед самым таинством», - цитата из романа «Приглашение на казнь» (реплика мсье Пьера).
Звучит абсолютно парадоксально и невероятно то, что палач выказывает желание установить дружеские отношения с приговоренным. Ибо человек с нормальными понятиями и представлениями о дружбе не то, чтобы лишить жизни, а даже просто нанести какой-то физический или моральный вред своему другу не сможет. Также комично звучит то, что любимые занятия мсье Пьера – рыбалка и фотографии. Почему комично? Дело в том, что фотограф запечатлевает какие-то моменты в жизни: будь то радостные моменты, или печальные. Фотограф снимает жизнь в разных ракурсах. Именно жизнь, такой, какая она есть. Но исполнитель приговора лишает человека жизни. Разве не парадоксально и не комично то, что человек, по профессии лишающий других людей жизни, любит запечатлевать, возможно, жизни этих же людей на пленке? В любом случае, подобным несоответствием профессии человека и его увлечений Набоков разрушает стереотипы… в частности, стереотипы о палачах.
Весьма любопытно название места казни – Интересная площадь. Но еще более любопытно отношение обычных горожан к казни. Мещане воспринимают казнь как представление, а руководитель казни – всеобщий любимец. Набоков изобразил эшафот в совершенно ином и непривычном свете. Может, подобным описанием автор хочет подчеркнуть то, что смерть отнюдь не страшна и несет за собой открытие новой жизни? Или, может, хочет еще больше указать на сарказм, который прослеживается на продолжении всего произведения? Или, быть может, Набоков хочет указать на абсурдность сложившейся ситуации? В любом случае, привычные стереотипы разрушены благодаря гениальности и психологизму автора.
Набоков, очевидно, весьма недурно разбирался в психологии, ибо сумел построить свой роман так, что он задевает все человеческое существо, проникает в самые глубины души. Переживания главного героя так живо и реалистично описаны, будто Цинциннат стоит перед читателем и подробно передает свое состояние.
Роман Владимира Набокова «Приглашение на казнь» - одна из первых прочитанных мною книг, отличающихся особым психологизмом. Автор гениально и очень подробно раскрыл интересовавшие его темы, которые по сути своей являются вполне философскими. Набоков сумел пробудить во мне желание вновь и вновь возвращаться к темам, затронутым в романе. Набоков учит анализировать и понимать человеческое поведение. Целый роман посвящен описанию человека, ожидающего смерти. На примере ощущений Цинцинната в читателе просыпается желание пересмотреть отношение к этому миру. Отношение к столь незначительным и банальным проблемам, которые сопровождают повседневную жизнь человека. Но в свете этой гонкой за богатствами, за известностью, да и просто за благополучием, человек не замечает самой жизни. Владимир Набоков своим произведением сумел воздействовать на психику человека так, что он начинает видеть жизнь, начинает ее ценить и любить такой, какая она есть. А ведь любовь к жизни, к жизни такой, какая она есть – это немаловажный фактор счастливого существования человека. Ведь никто не знает, сколько ему отпущено времени для жизни.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Эссе по введению в профессию | Анна_Максимовна_я - sometimes I think I'm crazy... | Лента друзей Анна_Максимовна_я / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»