26.12. День шестой. Вердон нас не хочет.
Утром дождя уже не было, что очень обрадовало, но, как оказалось, рановато, так как вчерашняя непогода внесла свои коррективы в план поездки. Почему-то нам вчерашний дождь не вспомнился, как не насторожили и утренние +4. С нетерпением дождались прихода администратора отеля в 8 утра, мы рванули в сторону Вердона. По пути, как рекомендовали на форумах, заправились. Тут, правда, немного напряглись, так как на колонке заправки написано Gazole, а сверху бумажка Disel. Пришлось уточнить у заправщицы, то это – одно и то же. Через 65 км были в Эгине – начале ущелья. Полюбовались на рукотворный водоём – озеро Сент-Круа, обратили внимание на сильный ветер, пытались позавтракать в Эгине (бесполезно), зайти в туристический офис (закрыто до 15 февраля), и поехали наверх. План был такой – объехать Вердон по южной стороне (по дороге D71), потом выехать на северную, проехать про Критской дороге, и где-то с середины северной стороны (там, где Критская дорога вливается в D952) поехать в сторону Кастеллана, а оттуда уже по дороге Наполеона к месту ночёвки в Сен-Валье-де-Тье. Исходя из такого большого объёма, мы и выехали пораньше. Так как не хотелось по темноте мотаться по горам. Впрочем, и не пришлось. Первая остановка у нас была на высоте 975 метров, откуда сделали фотографии Вердона, обратили внимание на машину на другой стороне ущелья (на D952), которая была явно ниже нашей дороги. Пока стояли, нас обогнали четыре итальянца на двух мотороллерах. Ну ещё одна деталь, на которую нужно было бы обратить внимание – это знак, что дальше цепи обязательны. Но мы решили, что знак не убрали с прошлого года. Да и какие цепи, вокруг снегом и не пахнет. И это решение было ошибкой. Через несколько минут на высоте 1100 метров снег появился. Пока по обочинам, так что я ехал, не снижая скорости. Тем более помнил, как даже в феврале дороги были очень хорошо очищены (при поездках из Гренобля в Лион). Но на 1200 снег появился уже на самой дороге, причём такой мокрый снег вперемешку со льдом. Температура упала до нуля. И в какой-то момент машина начала скользить. Отказывалась входить в повороты, датчик скользкой дороги загорался регулярно. Не помогло даже снижение скорости до 10 км/час. Похоже, вчерашний дождь обернулся этим снегом и льдом на высоте. Мы надеялись, что, проскочим небольшой проблемный участок, а дальше будет проще, но после следующего поворота увидели, что дорога идёт ещё круче вверх. Остановились. Выйдя из машины, чуть не навернулся, как было скользко. А навстречу нам с горки поехали те самые итальянцы на мотороллерах. Они умудрились забраться ещё выше. Как-то они умудрились объехать машину, а мы решили, что нужно разворачиваться и ехать по северному склону. Но развернуться оказалось непростой задачей. Настя вышла и в повороте смотрела, чтобы никто нам в зад не ударил, а я потихоньку съезжал задним ходом. Характерно воняло тормозами, но это совершенно не волновало. Как не пришло в голову и сфотографировать то место, куда мы попали. Через какое-то время мы нашли место, где можно развернуться. А дальше вниз, через Эгин на D952. Там было всё гораздо проще. Мы опять догнали итальянцев, обогнали и помчали дальше. Но, конечно, на высоте 700 метров такого вида на ущелье, как ранее, не было. После проезда Ла Палю-Сюр-Вердон увидели указатель на Критскую дорогу и сразу рванули туда, но потом обратили внимание на предупреждение, что дорога открыта всего на 7 км. Ну хоть так. А дальше…действительно, правы те, кто говорил, что Критская дорога дарит самые великолепные виды на Вердон. С каждым виражом мы поднимались вверх всё круче, с каждым виражом открывались всё новые площадки с видом на ущелье, где, несмотря на ограждение, к краю подходить страшно. И, хотя на 1200 метров мы не поднялись, поснимали виды вдоволь. И не только ущелья, но и гор – далёких и близких. После чего с чувством выполненного долга поехали в сторону Кастеллана. Снег встретили только в двух местах, но дорога при этом была очищена, так что ехали без приключений. Поскольку время было нетуристическое, никакие забегаловки не работали. С трудом нашли одну на трассе, а потом в отель «Le Prejoly». Там нам выделили дюплекс, т.е. фактически 2 номера в одном коридоре. Вечером решили съездить в столицу парфюмерии Грасс. От нас всего 10 км, правда, мы на высоте 780 метров, где был жуткий ветер, а в Грассе на 300 метрах ветра не было вообще. Грасс не впечатлил, начиная от кривых указателей на дорогах, заканчивая невнятными парфюмерными магазинами, так что, погуляв час, выехали домой. Где ветер тоже поутих.
[465x700]
27.12. День седьмой. Горы и море.
Утром выписались из отеля и поехали в Монако. Очень долго спускались к морю (с наших 780 метров до 5 надо уровнем моря). Выехали в районе Канн и поехали по платной трассе в Монако. Там добрались до Монте-Карло по впечатляющим туннелям и припарковались на подземной парковке в районе Казино. Что удивительно, цены были не конскими – первый час вообще бесплатно. Правда, 1 час 20 минут – 2,4 евро, а потом по 1 евро каждые 20 минут. Не мало, конечно, но и не много. Светил солнце, температура +17. Благодать. Перед Казино изобразили ёлку и некое подобие снега. С настоящими пацанами было всё в порядке – Линкольны, Феррари и т.д. парковались прямо перед казино. Мы же спустились вниз к порту, где на месте боксов команд Формулы-1 был базарчик с вкусностями, а также импровизированные уличные кафе с блинчиками, глинтвейном, сэндвичами…. Вместо бассейна был каток, а также установили колесо обозрения. О Формуле напоминала только стартовая решётка, которая не затёрлась за прошедшие с гонки 7 месяцев. Оставив бабушку у катка, поднялись к княжескому дворцу той же дорожкой, что и в 2004м. Нахлынули воспоминания. Наверху посмотрели развод караула и отправили себе открытку через почтовый ящик «Монако». Будем надеяться, что придёт. Да ещё Пашка попытался подойти ближе к дворцу, перешагнув через ограждение, но из-за угла со свистом (из-за имеющегося свистка) выбежал грозный караульный и предотвратил попытку проникновения русских нарушителей в княжеский дворец. Пообедав блинчиками, взяли машину и попытались сделать круг Формулы-1, записав его на видео. Поскольку в конце круга попали в пробку, телефон не оценил 18 минут видеозаписи и завис. Тоннелями выехали на платную трассу и через час были уже в следующем нашем пункте остановки – во Фреджю. Там нас ждал отель «La Tour de Mare» с апартаментами в 3 комнаты с кухней. Приключения дня закончились вечером, когда мы подъехали за заправку, принадлежащую магазину «Casino», на которой (на заправке) персонала не было. Попытка заправки закончилась списанием с карты 120 евро притом, что потом заправились на 65 евро.
28.12. День восьмой. По местам боевой славы (вспоминаем 2004й год).
Утром рванули в Монако – доделать то, что не сделали вчера – проехать круг Формулы-1. Кстати, платная дорога сделана довольно-таки бестолково – вместо талончика на въезде и оплаты на выезде через определённое число конкурентов все останавливаются перед пунктами оплаты, где нужно вставить карту, с которой списывается 1,8-3,7 евро, после чего едем до следующего пункта. В этот раз в Монако проехали круг минут за 5 (машины Формулы едут за минуту 40), после чего поехали в Ниццу. Припарковались в районе вокзала и пошли к церкви Святого Николая – самой большой православной церки Западной Европы. Идёшь по улицам, вроде ничего особенного и вдруг за углом, за кустами открывается красавец-храм. После чего дошли до английской набережной – сегодня самолёты в Ницце летают, а всего 2 дня назад аэропорт был закрыт из-за ветра, так что не только нам не повезло позавчера. На набережной куча народа – кто бегает, кто катается на велосипеде, кто гуляет, как мы. Полюбовались зданиями, морем. Через некоторое время заморосил лёгкий дождь, и мы выдвинулись в сторону вокзала. Хотели заехать в Канны, но дождь превратился в ливень, и мы поехали во Фреджус. Заехали в магазин «Casino» по поводу вчерашних проблем с заправкой, но там сказали, что ничего не знают, а нужно придти через пару часов, когда появится начальник. Вот тебе и хвалёная иностранная клиентоориентированность. Обезьяны, да и только. Вернулись через 2 часа, встретили начальника. Та сказал, что блокировка 120 евро – это обычная практика для держателей иностранных карт. Сказала, что остаток вернётся через сутки-двое. Так и вышло.
29.12. День девятый. Не везёт, так не везёт.
Сегодня у нас очередной переезд – в Марсель с заездом в Экс-ан-Прованс, поэтому выехали пораньше. Через 5 минут доехали до магистрали, и я обнаружил, что карточка, из-за которой в последние 2 дня было столько шума, тю-тю. Перерыли всю машину – нет. Вернулись к магазину – он закрыт. Вернулись в отель – ничего нет. Настроили WiFi и быстро перекинули деньги с моей карты на карту Насти, благо у неё тоже было карточка Сбербанка. Потом уже задним умом поняли, что, скорее всего, карточка выпала на парковке отеля, когда я выходил из машины вечером. А, поскольку был дождь, спешил, и внимания не обратил. До бывшей столицы Прованс – Экс-Ан-Прованс доехали за 1 час. Честно говоря, город ни о чём. Т.е., наверное, туда не нужно приезжать наскоком, так как интересных достопримечательностей кот наплакал. А нужно туда заселяться на ночь, гулять по нему не спеша, сидеть в ресторанах… Тем более, что жизнь там не замирает. А так…рынок, карусели, ларьки с едой и сувенирами на улице. До Марселя доехали за 30 минут, и тут уже трасса бесплатная. Отель «Ibis budget» нашли быстро, а потом тоже недолго искали открытую в воскресенье заправку с тем, чтобы залить бензин и пропылесосить машину. Сдали машину (накатав за неделю 1200 км) и домой на метро. Вечерком ещё вышли на прощальный ужин и погулять, благо погода позволяла – температура +12. Правда, у меня она была несколько выше, так что чувствовал себя неважно. За один день 2 проблемы – потерял карту и заболел. А через 2 дня – Новый Год.
30.12. День десятый. Чемодан-вокзал-Марсель-Париж-вокзал-чемодан.
На вокзал в лучших российских традициях приехали задолго до поезда, поэтому больше часа сидели в местном кафе. Одновременно спокойно пофотографировали знаменитую лестницу, что спускается от вокзала. В 10.35 сели в скоростной поезд, а дальше 3 часа поездки, когда солнце сменяется туманом, степи-горами, а скорость замечается разве, что когда машины обгоняются как стоячие. В Париже сразу заметно, что прохладнее. Нырнули в метро, а там…. «Калинка» в исполнении группы певцов – человек 7-8. Как-то прямо даже в тему. А затем заполненное метро (хотя середина дня) и неприспособленные для перевозки вещей переходы. Плюсом стало то, что от метро «Reaumur-Sebastopol» до квартиры пешком всего минут 5. В квартире нас уже ждала какая-то китаянка, которой мы отдали оставшиеся 470 евро и получили инструкции. Квартира в 34 метра, но по виду я бы столько не дал. Две небольшие комнаты, причём одна с кухонным уголком, пара маленьких кладовок и душ с туалетом, где слив был плохой, что, вспоминая 2004-й год, наводило на мысли, что это – общая беда Парижа. Что ещё интересно – квартиры в доме были не только друг на другом, но и как бы на середине лестничного пролёта. Причём пролётом это тоже можно было назвать с трудом – круговая узкая лестница, даже непонятно, как они мебель заносят. Поскольку самочувствие было не очень, а на улице пошёл дождь, что сходили только в магазин вместо первоначальных планов погулять.
31.12. День одиннадцатый. Самолёты и башня.
В 9 утра выдвинулись в Ле-Бурже. Метро-RER-автобус – на весь транспорт 40 минут. Т.е. приехали к открытию. Но уже была небольшая очередь. В Ле-Бурже можно заходить бесплатно, но, если хочешь залезть в самолёты или побывать на аттракционах, то это уже платно. Мы заплатили и полазили в «Боинге-747» и в «Конкорде». Вообще же количество самолётов уступает музею в Монино, но состояние самолётов, конечно, куда лучше. Есть зал, посвящённый космонавтике. Очень много детей возраста 5-6 лет, которых у нас в цирк водят, а у них в музей. Выходя из музея, увидели, что очередь увеличилась человек до 50ти. Так что сделали всё вовремя. На обратном автобусе доехали не до RER, а прямо до одной из конечных станций метро. Увидели местный контингент – кучу арабских женщин с сумками-тележками. При выходе они создали толпу, но, слава богу, у нас ничего не украли. Мы же на метро доехали до Cite, где Настя пошла в Консьержи, а все остальные – гулять. В Нотр-дам была огромная очередь, поэтому туда не пошли. Кто бы знал, что будет наутро у Эйфелевой башни. Париж изменился. 10 лет назад такого количества блинных или сэндвичных фастфудов не было. Дождались Настю, и в ресторан, где я наконец-то поел свой любимый французский луковый суп, которого не было ни в Гренобле, ни в Провансе. К 6 вечера город как будто вымер, хотя днём толпы были ещё те. Редкие машины спешили домой. Правда, зайдя в один из магазинов, мы поняли, куда спрятались люди. В 9 вечера отметили Новый год по Москве, правда, без российских каналов. В 22.30 поехали под Эйфелеву башню. Метро в Париже сделали бесплатным с 5 вечера 31го до 12 дня 1го числа, что было очень удобным. Вагон нам попался почему-то англоязычным. Ну хоть поняли, о чём говорят. Под башней народа было очень много. Проходя к башне, услышали аплодисменты – один парень делал предложение своей девушке, стоя на одном колене. Что странно – в такой толпе не встретили соотечественников, хотя днём они были на каждом шагу. В 12 ночи башня начала искрить огнями, а мы поздравляли друг друга с Новым Годом и с тем, что мечта встретить его под башней сбылась. Обратный путь занял гораздо больше времени, чем путь туда, так как организация посадки в метро в Париже была организована бестолково. В итоге мы прошли 2 остановки метро, а потом сели в другую сторону – в Париже всё-таки очень много возможностей добраться до места назначения. Ну а дома были в 2 часа ночи.
[700x465]