были сегодня с детьми по поводу интеллигентности...
выясняли - что, зачем и надо ли.
Читали при этом Д.С.Лихачева.
Ну удивило ,что детям этот разговор интересен...Что им интересно не только высказаться ,но и послушать, особенно ,когда училка ,"как человек скромный" рассказывает истории из своего опыта. Что еще удивило - все понимают ,что интеллигентность - это - хорошо...И не только так сказать при исполнении...
Но осталось удивительно тревожное чувство. Сродни чувству вины. Насколько детям в этом мире, даже в их - подростково-детском, страшно...Им бесконечно важно быть принятыми толпой ,не выделятся ,не быть "белой вороной". То ли для нас это не было так важно, то ли круг детей и взрослых ,с кем я общалась в 14-17 был другим? Или мир стал так жесток, а мы ,взрослые ,и не заметили этого. Иногда, когда их слушешь ,понимаешь ,что жизнь их невероятно сложна, а помощи они от нас совсем не видят. Мы их только учим и воспитываем ,воспитываем и учим.
Опять же школа...Вот учитель - он должен быть интеллигентом? И только на работе притворяться или действительно? А мы ведь на детей покрикиваем ,часто нетерпимы...И за глаза...
"грустно жить на свете ,господа!"
Но зато потом читали Онегина...Вот когда им читаешь вслух ,они, золотки, все понимают ,реагируют так живо...Приятно!
П.С. А кто мне прислал симпатию? Любопытство меня погубит!