Временами, я чувствую, что трачу жизнь впустую. Мне кажется, я сам виноват в этом. Понимаете, о чем я? Я чувствую, что должен сделать что-то. Что-то более основательное и глубокое.
Уэйн: Чем вы занимаетесь в жизни?
Работаю в компании. Мы проектируем известную во всем мире электронную аппаратуру. Компания довольно успешна. Я начинал с ресторанного бизнеса, специализирующегося на сыром питании...
Уэйн: Можно попробовать еще что-нибудь, если есть возможность.
Есть очень много вещей, которые можно попробовать. Я не рассчитываю найти что-то, что даст мне доход, обеспечит комфортом и также прибылью. Когда-то бизнес был моей страстью. Но не теперь. Сейчас это просто хороший бизнес, который предоставляет мне ресурсы.
Уэйн: Почему же вы так и не сделали ничего?
Я не чувствую, что ничего не сделал. Я не сделал всего, что мог.
Уэйн: Почему вы не сделали всего, что могли бы?
Возможно потому, что отвлекался на что-то другое, на какие-то увлекательные ситуации. Они казались забавными в то время, но после их выполнения не остается чувства полноты, удовлетворения.
Уэйн: Итак, мы снова возвращаемся к вопросу, почему вы не делали что-то другое. Что заставляло Рейнхальда преследовать маленькие желания охотнее, чем любые другие?
Их моментальное удовлетворение.
Уэйн: Я знаю, что такое маленькие желания. [Смех, хохот.] Я знаком с этим, я сам большой любитель мелких радостей. Но я не шлю проклятья с чувством того, что следует делать что-то другое, в то время когда я удовлетворяю свои маленькие слабости.
Я тоже не чувствую в это время ничего такого.
Уэйн: К сожалению, чувствуете после. Таким образом, стоит рассмотреть то, что производит чувство «мне следует делать противоположное тому, что я делаю».
Не знаю. Возможно, это что-то внедренное в данную операционную систему, похоже, это пришло из Германии, где учат тому, что всегда нужно трудиться в поте лица – или еще Бог знает что.
Уэйн: Итак, если это что-то привнесенное вашим воспитанием, вашей культурой, стало быть, вы не напрашивались на такое воспитание или на то, чтобы родиться в Германии, - вы не способствовали этому. Мы называем это программированием. Если вы запрограммированы производить эту реакцию, где здесь Рейнхольд? Исследование этого вопроса может быть крайне продуктивно для вас.
Я спрашиваю себя. Возможно, все нормально, и вся проблема в приятии. Я не знаю. Есть два пути, чтобы идти, но я не знаю, каким. Может быть, необходимо лишь избавиться от чувства, что я должен сделать что-то… или может быть мне действительно нужно делать что-то более глубокое.
Уэйн: Посмотрим. У нас нет ни малейшего понятия, что вы сделаете в будущем. Мы можем только фантазировать на этот счет. Тем не менее, мы можем посмотреть на природу того, что вы делали, и что стоит за всем этим. Вы говорите: «Я чувствую вину, потому что сделал то, что я сделал».
Иногда.
Уэйн: Итак, вы ощущали вину в тот самый момент, когда делали то, что вы делали. Я предлагаю вам исследовать источник этой вины. Вы говорите, что это идет от традиций вашей культуры, вашего окружения – вашей программы. Как Рейнхольд вовлечен в это программирование? Где связь между Рейнхольдом и программированием?
Похоже, она во мне, или контролирует меня каким-то образом, воздействует на меня.
Уэйн: Давайте посмотрим на это «я», которое управляется программой. Какова природа этого «я», которое, как вы говорите, контролируется программой? Я не могу работать за вас, Рейнхольд. Поищите сами.
Я ищу годами. Я не знаю…
Уэйн: Я веду вас к богатой жиле.
Вижу, но это не совсем новая жила. Я уже пытался приблизиться к ней.
Уэйн: Жила всегда новая. Каждый раз, когда вы приближаетесь к ней, она новая, до тех пор, пока вы не добыли её. Это все еще там. Но давайте же вернемся к вашему опыту. Вы спрашиваете: «Я просыпаюсь утром, и что я делаю?» Вот то, где мы начали. Вы просыпаетесь утром, и что-то делаете, что-то воспринимаете, что-то переживаете. Как Рейнхальд делает то, что Рейнхальд делает?
Хороший вопрос. Сам задаюсь им. Есть ли у нас свобода, или я словно запрограммированная ракета лишь пролетаю жизнь? Согласно высшему предначертанию я достигаю цели, что тоже предопределено. И все, что кажется происходящим по свободной воле, - лишь иллюзия и в действительности никакой свободы выбора нет.
Уэйн: Вы спрашиваете, есть ли у вас свободная воля. Давайте посмотрим на природу ваших действий. Вы говорите: «Я решил что-то делать. Я решил встать с кровати, и поэтому встал». Как вышло, что сегодня вы решили встать с кровати и провести день продуктивно, а в другой день вы решили встать, но снова свалились и уснули? Уверен, было и такое.
Было.
Уэйн: Как вышло, что такие различные результаты произошли от одного и того же решения?
А условие времени и то, как я себя чувствую?
Уэйн: Хорошо. Вы говорите, что в разные дни вы чувствуете себя по-разному. Но то, как вы себя чувствуете – разве не является чем-то, что решаете вы?
Нет.
Уэйн: Нет? Разве не вы решаете? Если решаете вы, то, по-видимому, вы могли бы принять решение чувствовать себя хорошо каждый день, в любой день.
Так не происходит.
Уэйн: Так не происходит для большинства из нас. Как же получается, что в один день вы чувствуете себя хорошо, а на другой нет? По-видимому, есть силы вне вашего контроля, которые вызывают ощущение «я чувствую себя хорошо» или «я не очень хорошо себя чувствую». У вас разный гормональный баланс, разный уровень сахара в крови, различные условия окружающей среды, разные обстоятельства жизни день ото дня. Всё это происходит вне вашего контроля и вызывает ощущение «я чувствую себя хорошо» или «я не очень хорошо себя чувствую».
Похоже, так и происходит. Может потому, что я ожидаю чего-то определенного?
Уэйн: Итак, вы ожидаете определенного ощущения. Как получается, что в один день вы ожидаете определенные ощущения, а на другой день у вас нет таких ожиданий? Находятся ли эти ожидания в пределах вашего контроля? В какой-то день появляются ожидания определенных ощущений, а в другой нет?
Да, так и происходит.
Уэйн: Хорошо. Если это не находится в пределах вашего контроля, как это действие может быть вашим? Если оно затронуто чем-то вне вашего контроля, то очевидно этим и продиктовано.
Я чувствовал много раз, что это биологический процесс, происходящий в теле или сила, действующая со стороны.
Уэйн: Если это так, тогда кто или что берет на себя ответственность за это?
Ответственность за то, что происходит со мной?
Уэйн: Вы говорите, «я выбираю». Если вы делаете плохой выбор, вы чувствуете вину. Если вы делаете хороший выбор, вы чувствуете гордость.
Я не могу, я не должен винить себя за внешние влияния.
Уэйн: Как происходит, что вы вините себя за влияния, которые приходят со стороны? Осуждаете ли вы себя за ураган «Иван», который снес половину Флориды?
Да нет.
Уэйн: Таким образом, мы возвращаемся к основному вопросу: какая часть этих реакций и действий принадлежит Рейнхальду?
Не выглядит, будто я оказываю влияние на это. Я могу повлиять только на принятие этого.
Уэйн: Итак, если вы способны повлиять на то, как воспринимать это, тогда вы можете определить и принятие этого, не так ли?
Кажется это единственный выбор, который у меня есть.
Уэйн: Тогда почему вы плохо принимаете это?
Хороший вопрос.
Уэйн: Вы говорите, что у вас есть выбор принимать. Я спрашиваю вас, так ли это.
Не похоже, что так. Просто реагируешь... Выглядит так, будто что-то происходит, и в ответ ты действуешь или не действуешь автоматически определенным образом.
Уэйн: Только что вы сказали, что поступаете автоматически, но у вас есть выбор не вовлекаться в это или ответить на это. Я спрашиваю, есть ли у вас такой выбор?
Думаю, в некоторой степени есть, только иногда его очень трудно осуществить.
Уэйн: Если у вас есть выбор, но вы не можете его осуществить, - действительно ли у вас есть выбор?
Ну, может быть, «выбор» не подходящее слово. Может быть это возможность, которая не вполне еще созрела? Как насчет этого?
Уэйн: Вам нравится. Это замечательно. Мы можем иметь дело только с тем, что имеем, - с тем, «что есть».
Так, мы не имеем никакого выбора?
Уэйн: Я не говорю, есть у вас выбор или нет выбора. Ясно, что выборы делаются. Мы смотрим на источник выбора. Локален он или универсален? Этот организм тела-ума является инструментом или аспектом тотальности? Имеет ли он собственный источник? Является ли он источником своих действий? Источником своих реакций? Вот вопросы, которые поднимаются здесь. И только вы можете ответить на них. Нет доктрины. Я не говорю вам, чему следует верить или что должно случиться.
спасибо
ru_advaita