• Авторизация


Повтор темы 18-10-2007 16:17 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Уважаемые ПЧ! Сейчас наше количество и качество в этом сообществе стало приемлимым, можно вернуться к главной теме сообщества. Повторяю 1-ю тему, дальше буду выклдывать новые.

Огромное количество людей не считает историю наукой. Не вдаваясь в полемику по этому поводу, скажу только, что так говорят в основном, те люди, которые, действительно, с историей как наукой, не работали. «Отец истории» Геродот называл свой труд «логос». Античные авторы потивопоставляли логос поэтическому повествованию или мифу. Положил начало собственно греческой историографии.
В ряде учебников и монографий историю называют наукой «о наиболее общих законах развития человечества». Убежден, что История – наука о развитии общества.

Русско-американский социолог Питирим Александрович Сорокин считал, что вся социальная жизнь – нескончаемая цепная реакция акций – реакций, а их взаимодействиесуть исторического процесса.

Историю многие не считают наукой. но это (на самом деле) только в том случае, если не соблюдается ряд правил:

  1. Историк должен быть максимально объективен в своих высказываниях, выводах, подборе материалов и пр.;

  2. История - не перечень дат, имен  и событий (обобщ. - фактов), а понимание связей между ними (закономерностей);

  3. Задача историка - не найти новый факт, а осмыслить комбинацию имеющихся;

  4. Необходимо пользоваться как можно большим количеством инструментов (методов, вспомогательных дисциплин и пр.) ;

  5. Историк не имеет права на собственную оценку исследуемых фактов;

  6. Историк - не творческая личность (как художник или музыкант) и не имеет права на "домысливание" фактов;

  7. Реальные события объективны, а работа историка - субъективна, поэтому не бывает окончательных мнений;

  8. Разных точек зрения много, и не следует просто "отмахиваться" от каких-то из них, нужно анализировать все;

  9. С одной точки зрения взгляд на любой исторический факт неполноценен;

  10. Для того, чтобы понимать историю, необходимо знать историософию.



вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (14):
Yan_Ko 18-10-2007-17:25 удалить
Могу ошибаться, но по-моему многие пункты больше подходят к званию ИСТОРИОГРАФ, а не ИСТОРИК
ГЛАГОЛЪ 18-10-2007-20:41 удалить
Не понятно. Мы что - на уроке? И нам что теперь, нужно согласиться с Вашими доводами или нет?
"Историй много - он один, у переправы..."
Yan_Ko, верно, в том то и смысл.
ГЛАГОЛЪ, не понял, сам же просил. Могу этого не делать, пожалуйста... И потом, почему обязательно соглашаться? Что, полемический задор иссяк?
man-yak 19-10-2007-10:17 удалить
3-e - не должен быть целью ради цели поиск новых фактов, но он необходим, отказаться от этого – уйти в область исключительно историографии и источниковедения (в застывшем состоянии)
man-yak 19-10-2007-10:18 удалить
Алексушин, кстати, можно посмотреть что-то поподробнее про историософию?
man-yak, насчет 3-го - не согласен, историку предоставляют факты другие - археологи, архивариусы, геральдисты, т.д. Сам он не в состоянии искать факты. Все уже найдено до него.

Поподробнее про историософию буду выкладывать.
man-yak 21-10-2007-13:48 удалить
Алексушин, вот тут-то я, кажется, и понял, что такое для вас история (не это ли историософия?) - анализ и осмысление добытых фактов?.. Без участия в самих практических действиях - чтения архивов, раскапывания памятников и т.д. Так?

Если да - то не очень правильный, на мой взгляд, подход... Это как в артиллерии - все таблицы для стрельбы, формулы и т.п. сделали, собственно, математики - но не смогли бы, если бы не попробовали ручками - поскольку просто не учли бы с точки зрения чистой теории поправки - на ветер, дерривацию, влажность заряда и т.д.
man-yak, понял правильно, да, историософия - основа истории. Но ее одной недостаточно - есть другие всопомгательные дисциплины, кое чего достиг в топонимике, например, но основное понято правильно - историк - осмыслитель, а не копатель. Все охватить невозможно.
man-yak 24-10-2007-15:12 удалить
Алексушин, тогда это отдельная песня… так же как, скажем, в физике теоретическая физика – сама по себе…
история все-таки совокупность множества практических, прикладных в основе своей дисциплин
историософия тогда в моем понимании ближе к социологии… как в «Основании» Азимова – история+социология+математика= прогноз развития человечества, основанный на закономерностях, выявленных на опыте прошлого?
ГЛАГОЛЪ 24-10-2007-18:50 удалить
Алексушин, Проблема в объективности историографии. Историография во все века являлась особой социальной наукой, вход в которую сознательно ограничивался и позволялся только особенно надежным людям. Так в советское время на исторический факультет любого вуза можно было поступить только по рекомендации райкома ВЛКСМ, а то и районного комитета коммунистической партии (что у меня получилось и без рекомендаций). Ибо разобраться в современности было весьма сложно, а любая точка зрения на нее может быть опровергнута контрпримерами; что же касается прошлого, то оно должно было стать той базой, на которой воздвигается разумное и совершенно закономерно вытекающее из него будущее, вопреки многоликому и противоречивому настоящему. Прошлое становится маяком для разумного будущего, строить которое должен любой член данного общества.
man-yak 24-10-2007-19:14 удалить
ГЛАГОЛЪ, насчет обязательных рекомендаций для поступления на истфак – неправда (вы ж сами поступили!), не было такого нигде.
и еще вопрос – судя про посту здесь же об историографии, мы под этим словом разные вещи понимаем…
хотя с ходом вашей мысли здесь выше - я полностью согласен
ГЛАГОЛЪ 24-10-2007-20:46 удалить
man-yak, были, были рекомендации! и меня заставляли даже идти её получать перед поступлением. за все города я конечно сказать не могу...
man-yak 24-10-2007-23:20 удалить
ГЛАГОЛЪ, не знаю, вервые про такое слышу... хотя особое внимание факультетам всегда уделяли, опять же конора всегда вербоала из историков много :)
man-yak, многие считают историю мета-наукой, даже в любых диссертациях первый параграф - история вопроса.
ГЛАГОЛЪ, не надо путать истософию с историографией - абсолютно разные дисциплины, и, хотя историография важна, историософия - основа любого грамотного исторического исследования.
man-yak, насчет рекомендаций - правда, только в необязательном порядке. Просто с рекомендациями брали обязательно (были еще целевики и рабфаковцы). А вот насчет конторы - верно, многие в партии и госбезопасности делали карьеру с историческим образованием.


Комментарии (14): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Повтор темы | История_как_наука - Дневник История_как_наука | Лента друзей История_как_наука / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»