В чем-то наивная, в чем-то фантастическая история «платы вперед», как что-то чистое и безгрешное, просто обречена появиться в мыслях у маленького мальчика видящего деградацию окружающего его мира, но так нежелающего с этим мириться. Выливая в раковину очередную бутылку спиртного из личной заначки матери, глядя на здорового и сильного человека 30—35 лет, проживающего на помойке… Тревор ищет способ помочь им всем, чтобы они помогли другим.
Идея героя фильма настолько же проста в своем содержании, насколько сложна в реализации - никогда не знаешь, кому можно передать эстафетную палочку и передаст ли он ее дальше. Тревор даже сам отчаялся, перечеркивая три круга нарисованные на листе бумаги, пока его идея продолжала идти по дорогам западного побережья. Будь то черный преступник, состоятельный владелец «Ягуара», женщина без определенного места жительства или опустившийся на дно наркоман, они должны «платить вперед».
Тут и всплывает наивность идеи. С чего это человек должен выполнить какое-то условие за оказанную ему помощь. Тем более, что он может сделать? Маленький человек в таком огромном мире, он по определению беспомощен, а тут еще предлагать помощь другим. Если присмотреться, то помощь нужна многим, но где гарантия, что он продолжит «платить вперед», да и заслуживает ли черный парень бегущий от полиции с магнитофоном в руках помощи? Герои фильма не задаются этими вопросами, они по инерции «платят вперед», что в реальной жизни, наверное, встречается редко. В этом и прелесть кино.
Неудивительно, что режиссер фильма - женщина, только женщина может преподнести под конец тяжелый сюжетный поворот, а потом постараться немного пафосно историю продолжить. Женщина-режиссер не стесняется заставлять своих героев переживать сюжетные трудности, предполагая привлечь зрителя на сторону сочувствия к героям и фильму. Черт возьми, Мими Ледер в фильме «Заплати другому» это с блеском удается, не усложняя повествованиие, заставить зрителя задуматься над тяжестью жизни и ее трагичностью.
Особого внимания заслуживает Хэйли Джоэл Осмент, самый талантливый молодой актер, который играет каждую роль настолько уверенно, что непроизвольно создается впечатление, что знаком ты с ним много лет. Он как раз объединяет фантастичность и наивность картины в возможную реальность, говоря о «плате вперед» с таким чувством, что невольно понимаешь, а ведь детский ум подобен чуду. Правда, режиссер не до конца справилась с такой сильной историей, под финал, свалившись в банальность и пафос, но, тем не менее, актеры прикрыли ей спину.
Каждый герой фильма, так или иначе оказавшийся в этом круговороте истории «платы вперед», скорее фантастичен, кроме троицы главных персонажей. Кевин Спейси в роли школьного учителя неподражаем. Этот герой на людях создает впечатление уверенного человека, которого не страшат жизненные трудности, не говоря уже о внешнем уродстве, при этом рассуждающего на темы естествознания. Стоит же ему остаться в кадре одному и это уже уставший от одиночества человек, привыкший жить по расписанию, крайне нелюбящий изменения в своем мире и расписании. Спейси обе эти стороны персонажа объединяет в одно, по ходу фильма меняясь до неузнаваемости.
Как хорошо, что эту простую, но гениальную идею «pay-it-forward» вложили в голову именно ребенку. Ведь только ребенок может так легко, непринужденно и, в то же время, отчаянно приняться за выполнение задания изменить весь мир. А главное, только ребенок своими действиями может дать тот необходимый толчок, который подтолкнет взрослых начать менять мир к лучшему. Если бы только та схема, которую рисовал Тревор на доске, осталось у каждого внутри.
Цитаты из фильма:
Многие боятся думать, что мир можно изменить. Мир не такое уж дерьмо. Но это нелегко признать тем, кто привык к тому что есть. Они не хотят ничего менять, они поднимают лапки. И тогда они… проигрывают.
* * * *
Тревор, класс считает эту идею совершенно утопичной. Найдите это слово в словаре.
* * * *
А мы продолжаем вести себя так как будто времени у нас навалом и все решения уже имеются, я всего лишь ребёнок и у меня всех этих решений нет, но я хочу, что бы вы осознали, что нет их и у вас… Вы не знаете как заделать дыры в озоновом слое, вы не знаете как вернуть сёмгу в мёртвый ручей, вы не знаете как воскресить уже вымерших животных и вы не можете вернуть леса, что когда то росли там где теперь пустыня. Если вы не знаете, как всё это исправить, прошу вас перестаньте разрушать это.
* * * *
Это как ремонт человека…
* * * *
Где ваш поток возможностей? Он здесь, в мозгу… тут. И вы это сможете, вы сможете удивить. Всё зависит от вас самих.
* * * *
Надо попробовать, когда по-настоящему трудно.
* * * *
Мне плевать на оценку. Я хотел изменить мир.
Трейлер к фильму: