[303x500]
Яна Станиславовна Дягилева (Янка) родилась 4 сентября 1966 года в Новосибирске. Стихи начала писать еще в школьные годы, но первые ее известные стихотворения датируются 1985 годом. Оставила после себя около сотни стихотворений и песен, несколько музыкальных альбомов. Участвовала в музыкальных проектах «Гражданская Оборона», «Инструкция по обороне», «Великие Октябри». 9 мая 1991 года погибла, по одной версии, в результате несчастного случая, по другой – покончила жизнь самоубийством.
На творчество Яны Дягилевой в целом оказали большое влияние поэзия символистов начала XX века, в особенности Марины Цветаевой, и русская фольклорная традиция. Сюжеты большинства ее стихов так или иначе связаны с темой смерти. Причем, в каждом произведении эта тема представлена в виде определенного образа, который остается неизменным в пределах одного стихотворения.
На черный день
На черный день – усталый танец пьяных глаз, дырявых рук,
Второй упал, четвертый сел, восьмого вывели на круг,
На провода из-под колес да на три буквы из-под асфальта –
В тихий омут буйной головой,
Холодный пот – расходятся круги.
Железный конь, защитный цвет, резные гусеницы в ряд,
Аттракцион для новичков – по кругу лошади летят,
А заводной калейдоскоп гремит кривыми зеркалами –
Колесо вращается быстрей,
Под звуки марша – головы долой.
Поела моль цветную шаль, на картах тройка и семерка,
Бык, хвостом сгоняя мух, с тяжелым сердцем лезет в горку,
Лбов бильярдные шары от столкновенья раскатились
Пополам по обе стороны,
Да по углам просторов и широт.
А за осколками витрин обрывки праздничных нарядов,
Под полозьями саней живая плоть чужих раскладов,
За прилавком попугай из шапки достает билеты
На трамвай до ближнего моста,
На вертолет без окон и дверей,
В тихий омут буйной головой,
Колесо вращается быстрей.
Стихотворение «На черный день» было написано в 1987 году.
Основной образ, присутствующий здесь – это круг как символ смерти. Причем смерть эта, как правило, насильственная – если не убийство, то по крайней мере самоубийство.
В тихий омут буйной головой,
Холодный пот – расходятся круги.
В этом стихотворении заметно подражание, быть может, не сознательное, Александру Башлачеву, с которым Дягилева была хорошо знакома. Во всяком случае, здесь повторяются некоторые характерные для его творчества образы, но им придан другой, более мрачный оттенок. Например, у Башлачева восьмой круг символизирует жизнь
после смерти, бессмертие, покой:
Короткую жизнь - семь кругов беспокойного лада –
Поэты идут и уходят от нас на восьмой
Здесь же, наоборот, «восьмого вывели на круг» означает не бессмертие, а только смерть, убийство. Непосредственно само слово «круг» настойчиво повторяется несколько раз, и дальше по ходу стихотворения образ круга принимает различные формы – площадь, калейдоскоп, колесо.
Действие происходит, как это становится видно из описания, на ярмарочной площади, с такими ее атрибутами, как балаганы, кривые
зеркала, карусель.
Аттракцион для новичков – по кругу лошади летят,
А заводной калейдоскоп гремит кривыми зеркалами
Сама по себе площадь символизирует место большого скопления людей – толпы, в которую попадает авторское «я». Площадь может также представляться и как место публичной казни, и как место бунта. Ведь слова «выйти на площадь» для бунтарей всех эпох означают: выйти – по своей воле – на смерть. В этом стихотворении площадь является одним из символов смерти и одновременно местом веселых развлечений. Но вся эта праздничная мишура ярмарки – это всего лишь внешняя атрибутика, которую может принять за чистую монету только человек без всякого жизненного опыта – поэтому «аттракцион для новичков». Автору же, как и читателю, ясно виден образ смерти, которая предстает
здесь в виде танков, окруживших площадь:
Железный конь, защитный цвет, резные гусеницы в ряд
Балаганное веселье и смерть здесь не просто параллельны – они все
время обнаруживают связь между собой.
Колесо вращается быстрей,
Под звуки марша – головы долой.
Здесь колесо означает не только колесо карусели, но также и орудие смертной казни, колесования. Либо шестеренку дьявольской машины
тоталитарного государства, перемалывающую человека. Либо, пользуясь
марксистским термином, колесо истории. Для этого колеса смерти человеческая личность – ничто. Если и происходит борьба героя со смертью, то она абсолютно неравная, с известным заранее исходом.
И в этот страшный мир смерти попадает героиня из совершенно другого
мира, даже из другого времени – начала XX века.
Поела моль цветную шаль, на картах тройка и семерка
Судя по ее атрибутам – цветная шаль, карты – это цыганка, чей образ довольно часто встречается в творчестве Марины Цветаевой – цыганка или Кармен, вполне подходящий персонаж для площади. Трагедия ее заключается в том, что она попала на площадь не своего времени, а почти столетия спустя – и значит, обречена на гибель. Ее цветная шаль уже изъедена молью, да и цифры 3 и 7 на картах – это не только отсылка к пушкинскому «тройка, семерка, туз» из «Пиковой Дамы», но и возрождающийся 37-й год – судьба, выпавшая как самой цыганке, так и тем, кому она гадает. Поэт Егор Летов, друг Дягилевой, сказал об этом
так:
Пружина перестройки замедляет ход,
Незаметно для нас уготовив –
Новый тридцать седьмой!
Происходит столкновение двух миров – «старого», с такими присущими ему элементами, как цыганка, праздничные наряды, сани, - и «нового», жестокого, урбанистического, милитаристского. Новый мир – грубая военная сила – безусловно побеждает, а старый – рвется, разрушается,
гибнет под гусеницами танков.
А за осколками витрин обрывки праздничных нарядов,
Под полозьями саней живая плоть чужих раскладов
В последней строфе перед нами предстает еще один характерный персонаж ярмарочной площади – попугай, достающий из шапки
«счастливые» трамвайные билетики.
За прилавком попугай из шапки достает билеты
На трамвай до ближнего моста
Учитывая общую мрачную композицию стихотворения, можно догадаться, что билеты эти в данном случае могут быть только билетами на тот свет. Кроме того, в русской символической традиции мост означает переход из одного мира в другой. Героини русских народных песен часто кончали с собой от несчастной любви, бросившись с моста в воду. Цветаева описывает образ моста именно как переход из мира
живых в мир мертвых:
Последний мост
(Руки не отдам, не выну!)
Последний мост,
Последняя мостовина
Вода и твердь
Выкладываю монеты
Деньга за смерть,
Харонова мзда за Лету
Сама Яна Дягилева в другом своем стихотворении выводит такой образ смерти, самоубийства: «в небо с моста». То есть, мост символизирует место смерти. Герой погибает, либо перейдя по мосту в мир мертвых, либо, что более вероятно, не дойдя до конца моста, бросившись с него – вверх, в небо, или вниз, в воду – в данном случае это равным образом
означает смерть.
На вертолет без окон и дверей,
В тихий омут буйной головой
Смерть – это единственный возможный исход для героя. Убежать живым из описанного в этом стихотворении мира никак нельзя – можно только погибнуть.