• Авторизация


Анализ стихотворения Я.С.Дягилевой "На черный день" 09-11-2006 18:55 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[303x500]
Яна Станиславовна Дягилева (Янка) родилась 4 сентября 1966 года в Новосибирске. Стихи начала писать еще в школьные годы, но первые ее известные стихотворения датируются 1985 годом. Оставила после себя около сотни стихотворений и песен, несколько музыкальных альбомов. Участвовала в музыкальных проектах «Гражданская Оборона», «Инструкция по обороне», «Великие Октябри». 9 мая 1991 года погибла, по одной версии, в результате несчастного случая, по другой – покончила жизнь самоубийством.
На творчество Яны Дягилевой в целом оказали большое влияние поэзия символистов начала XX века, в особенности Марины Цветаевой, и русская фольклорная традиция. Сюжеты большинства ее стихов так или иначе связаны с темой смерти. Причем, в каждом произведении эта тема представлена в виде определенного образа, который остается неизменным в пределах одного стихотворения.

На черный день
На черный день – усталый танец пьяных глаз, дырявых рук,
Второй упал, четвертый сел, восьмого вывели на круг,
На провода из-под колес да на три буквы из-под асфальта –
В тихий омут буйной головой,
Холодный пот – расходятся круги.
Железный конь, защитный цвет, резные гусеницы в ряд,
Аттракцион для новичков – по кругу лошади летят,
А заводной калейдоскоп гремит кривыми зеркалами –
Колесо вращается быстрей,
Под звуки марша – головы долой.
Поела моль цветную шаль, на картах тройка и семерка,
Бык, хвостом сгоняя мух, с тяжелым сердцем лезет в горку,
Лбов бильярдные шары от столкновенья раскатились
Пополам по обе стороны,
Да по углам просторов и широт.
А за осколками витрин обрывки праздничных нарядов,
Под полозьями саней живая плоть чужих раскладов,
За прилавком попугай из шапки достает билеты
На трамвай до ближнего моста,
На вертолет без окон и дверей,
В тихий омут буйной головой,
Колесо вращается быстрей.

Стихотворение «На черный день» было написано в 1987 году.
Основной образ, присутствующий здесь – это круг как символ смерти. Причем смерть эта, как правило, насильственная – если не убийство, то по крайней мере самоубийство.
В тихий омут буйной головой,
Холодный пот – расходятся круги.

В этом стихотворении заметно подражание, быть может, не сознательное, Александру Башлачеву, с которым Дягилева была хорошо знакома. Во всяком случае, здесь повторяются некоторые характерные для его творчества образы, но им придан другой, более мрачный оттенок. Например, у Башлачева восьмой круг символизирует жизнь
после смерти, бессмертие, покой:
Короткую жизнь - семь кругов беспокойного лада –
Поэты идут и уходят от нас на восьмой
Здесь же, наоборот, «восьмого вывели на круг» означает не бессмертие, а только смерть, убийство. Непосредственно само слово «круг» настойчиво повторяется несколько раз, и дальше по ходу стихотворения образ круга принимает различные формы – площадь, калейдоскоп, колесо.
Действие происходит, как это становится видно из описания, на ярмарочной площади, с такими ее атрибутами, как балаганы, кривые
зеркала, карусель.
Аттракцион для новичков – по кругу лошади летят,
А заводной калейдоскоп гремит кривыми зеркалами
Сама по себе площадь символизирует место большого скопления людей – толпы, в которую попадает авторское «я». Площадь может также представляться и как место публичной казни, и как место бунта. Ведь слова «выйти на площадь» для бунтарей всех эпох означают: выйти – по своей воле – на смерть. В этом стихотворении площадь является одним из символов смерти и одновременно местом веселых развлечений. Но вся эта праздничная мишура ярмарки – это всего лишь внешняя атрибутика, которую может принять за чистую монету только человек без всякого жизненного опыта – поэтому «аттракцион для новичков». Автору же, как и читателю, ясно виден образ смерти, которая предстает
здесь в виде танков, окруживших площадь:
Железный конь, защитный цвет, резные гусеницы в ряд
Балаганное веселье и смерть здесь не просто параллельны – они все
время обнаруживают связь между собой.
Колесо вращается быстрей,
Под звуки марша – головы долой.
Здесь колесо означает не только колесо карусели, но также и орудие смертной казни, колесования. Либо шестеренку дьявольской машины


тоталитарного государства, перемалывающую человека. Либо, пользуясь
марксистским термином, колесо истории. Для этого колеса смерти человеческая личность – ничто. Если и происходит борьба героя со смертью, то она абсолютно неравная, с известным заранее исходом.
И в этот страшный мир смерти попадает героиня из совершенно другого
мира, даже из другого времени – начала XX века.
Поела моль цветную шаль, на картах тройка и семерка
Судя по ее атрибутам – цветная шаль, карты – это цыганка, чей образ довольно часто встречается в творчестве Марины Цветаевой – цыганка или Кармен, вполне подходящий персонаж для площади. Трагедия ее заключается в том, что она попала на площадь не своего времени, а почти столетия спустя – и значит, обречена на гибель. Ее цветная шаль уже изъедена молью, да и цифры 3 и 7 на картах – это не только отсылка к пушкинскому «тройка, семерка, туз» из «Пиковой Дамы», но и возрождающийся 37-й год – судьба, выпавшая как самой цыганке, так и тем, кому она гадает. Поэт Егор Летов, друг Дягилевой, сказал об этом
так:
Пружина перестройки замедляет ход,
Незаметно для нас уготовив –
Новый тридцать седьмой!
Происходит столкновение двух миров – «старого», с такими присущими ему элементами, как цыганка, праздничные наряды, сани, - и «нового», жестокого, урбанистического, милитаристского. Новый мир – грубая военная сила – безусловно побеждает, а старый – рвется, разрушается,
гибнет под гусеницами танков.
А за осколками витрин обрывки праздничных нарядов,
Под полозьями саней живая плоть чужих раскладов
В последней строфе перед нами предстает еще один характерный персонаж ярмарочной площади – попугай, достающий из шапки
«счастливые» трамвайные билетики.
За прилавком попугай из шапки достает билеты
На трамвай до ближнего моста
Учитывая общую мрачную композицию стихотворения, можно догадаться, что билеты эти в данном случае могут быть только билетами на тот свет. Кроме того, в русской символической традиции мост означает переход из одного мира в другой. Героини русских народных песен часто кончали с собой от несчастной любви, бросившись с моста в воду. Цветаева описывает образ моста именно как переход из мира
живых в мир мертвых:


Последний мост
(Руки не отдам, не выну!)
Последний мост,
Последняя мостовина
Вода и твердь
Выкладываю монеты
Деньга за смерть,
Харонова мзда за Лету

Сама Яна Дягилева в другом своем стихотворении выводит такой образ смерти, самоубийства: «в небо с моста». То есть, мост символизирует место смерти. Герой погибает, либо перейдя по мосту в мир мертвых, либо, что более вероятно, не дойдя до конца моста, бросившись с него – вверх, в небо, или вниз, в воду – в данном случае это равным образом
означает смерть.
На вертолет без окон и дверей,
В тихий омут буйной головой
Смерть – это единственный возможный исход для героя. Убежать живым из описанного в этом стихотворении мира никак нельзя – можно только погибнуть.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (4):
n-839 11-11-2006-23:19 удалить
Не против, если я выскажу несколько мыслей по поводу творчества Яны Дягилевой и анализа?

Янка за короткую жизнь написала около восьмидесяти песен, при жизни ее записи не издавались. Серьезно относиться к своей поэзии она стала, по слухам, после знакомства с Сашей Башлачевым (если верить Святославу Задерию, книга "Дети равновесия").
Жизнь ее оборвалась в сибирской речке Ина. Некоторое время перед трагедией Яна была подавлена, испытывала ангедонию...

Насчет анализа.
У меня созрело много мыслей по поводу ее песен, вот и повод.
Метод нанизывания строчек у Янки весьма своеобразен. Она отталкивается от ассоциации на предыдущее словосочетание. Иногда цепь обрывается, иногда закручивается. Причем ассоциации могут быть далеко не очевидными, основанными на семантике, форме употребления, грамматике и смысле строки.
Вот и в самом начале мы слышим:
"На черный день - усталый танец пьяных глаз, дырявых рук"
Здесь черный день - как праздник ("Как на наши именины...); а в России любое празднование не отделимо от пьянства.
Я вижу еще одну аналогию с Башлачевым, такую же тонкую. Здесь строчки из песни "Некому березу заломати":

Вот тебе медовая брага,
Ягодка, злоейка, отрава.
Вот тебе, приятель, и Прага,
Вот тебе, дружок, и Варшава!

Такой же хмельной праздник оборачивается жестокостью, насилием, танками.

Поэзия Янки образна, метафорична. И во многих случаях она не поддается анализу. Стихотворения нелогичны, они основаны на чувствах и переживаниях, на страхах и видениях. Это сны, облеченные в слово. И бесполезно искать все входящие в них ассоциации...
n-839 14-11-2006-14:04 удалить
Да, кстати, шаль у башлачева тоже есть. В песне "Егоркина былина". Там упор как раз и делается на ее краски.

Беда цыганская - да ничего не жаль.
Продаю свою расписную шаль.
А цены ей нет -
Четвертной билет.
Жалко четвертак -
Ну, давай пятак.
Пожалел пятак -
Забирай за так!
Расписную шаль...

и далее:

Все как есть на ней
Ярко вышито
Черным крестиком...
Янка_Д 17-03-2007-11:51 удалить
на мой взгляд, глупо что-то анализировать. Это либо чувствуешь, либо нет. А анализ всякого литературного или музыкального произведения больше всего напоминает мне следующее: красивый цветок валяется на земле, разорванный по курочкам, а все по тому, что кому-то хотелось понять как же устроено это чудо природы.
14-11-2009-23:00 удалить
а я наоборот - скажу спасибо за анализ. я плохо знакома с творчеством янки, можно сказать первые шаги.

"на черный день" очень тронула, слушала пять раз. не могла понять и связать. отдельные картины понятны, но я не увидела ни символику круга, ни цыганку. у меня шаль тоже с началом того века ассоциировалась, но скорее с модой Золотых 20-ых. поэтому решила, что речь идет о коротком существовании материального мира (так как шаль поедена молью).

да и ярмарочная площадь для меня скрылась. мне показалось, что слова "аттракцион" и "калейдоскоп" использовались как метафоры орудиям войны - в продолжение первой строчки куплета. очень грубо например, "катюша".

я ушла совсем далеко и очевидное пропустила. поэтому ещё раз спасибо за анализ. многое разъяснил!


Комментарии (4): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Анализ стихотворения Я.С.Дягилевой "На черный день" | Лесная_Сестра - Дневник Лесная_Сестра | Лента друзей Лесная_Сестра / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»