Эта запись адресуется начинающим журналистам. Журналистам-девственникам, которым первая статья еще не сбила с глаз розовую плеву незнаний. На звание состоявшегося профессионала я не претендую, но мне почему-то регулярно приходят различные вопросы о моей работе, о том как начать и что делать, и мне обычно некогда на них отвечать (а еще чаще мне просто лень говорить одно и тоже). Может от того, что я только в начале своего карьерного пути , я прекрасно помню рой вопросов, который мучал мой мозг… Сохранять целостный взгляд, учитывая все аспекты журналистики мне сложно, поэтому в этой записи вы не найдете ответа на вопрос как написать статью step by step, как взять интервью через интернет, где взять специалиста для комментария и т.д. Ниже собраны ответы на все вопросы, которые мне задавали за последние три месяца, и, когда накопится достаточно новых, я напишу ответы и на них. А пока что…смею надеяться, инфа ниже кому-то поможет.
А тому ли я дала обещание учить?
Чтобы работать журналистом не обязательно на него учиться. Конечно, если вы собираетесь сделать журналистику основным доходом - диплом журналиста пригодится. Но эта одна из тех профессий, в которых теория разбивается о камень практики. Более того, я настоятельно советую идти вам на кого угодно кроме журналиста. Тут все просто. На журфаке вы изучаете историю, философию, русский язык, и прочие гуманитарные предметы, которые, при большом желании можно выучить и без факультета журналистики. Что касается профильных предметов, то основное знание всеравно приходит с практикой. А вот если ваше высшее образование юридическое, кулинарное, медицинское, экономическое, политическое…и т.д = это здорово. Потому что у вас никогда не будет вопроса «О чем писать?». Вы сможете писать о том, что хорошо знаете - экономике, политике или пересадке почек.
Звонок для учителя - выходные не для вас.
Многие прельщаются профессией журналиста-фрилансера из-за свободного графика работы. Имейте в виду - для того свободного графика, который вы себе нафантазировали, нужна нехилая дисциплинированность и владение тайм-менеджментом. Часто приходится работать перед праздниками, и во время праздников, и когда вы болеете тоже- просто потому, что вы, зная о том, что есть еще куча времени в запасе, максимально откладывали работу. Фрилансер как собака на поводке-рулетке. Вроде бы имеется куча свободы, можно отбежать хоть на 4 метра, н нет, вы все равно на поводке.
Когда я только начинала работать, мне было крайне сложно сдавать материалы вовремя, и я часто придумывала себе отмазки. Это сейчас я понимаю, что отсутствие электричества, ангина, смерть тетушки и т.д- это смешно. Отмазок в нашей профессии существует ограниченное количество, и все пользуются именно ими - такими шаблонными и простыми. А теперь подумайте, сколько раз глав.ред уже слышал то, что вы ему сейчас втираете. Не успеваете написать- так и скажите. Предупредите за пару дней до. Скажите, сколько времени вам нужно еще. Когда я не успеваю, я говорю примерно так: Мне необходимо еще время, чтобы отшлифовать текст до того уровня качества, которое принято у вас в издании. И, ребята, не палите сами себя. Если вы пишите глав.реду, что у вас грипп, а на странице в феисбуке, вконтакте или блоге у вас фото где вы тусуете с друзьями или статус о том, что вы едите в кафешку с подружкой.. ну, вы поняли. Да, глав.реды часто гуглят страницы в социальных сетях своих сотрудников.
Начальники редко бывают хорошими. Это касается любой профессии. Мне по большей части везет, но попадались мне и расистки, и женщины, которые, занимая посты глав.редов в журналах мод не знали кто такая Сара Бертон, и так далее. Личностные качества вашего глав.реда – это проблемы глав.реда. Не стоит писать в социалках о том, что ваш редактор недолюбливает афроамериканцев или матерится. Вещь, казалось бы очевидно, но от чего-то всеми забываемая.
Жажда ничто, имидж все.
Весьма часто новый работодатель спрашивает в чем причина увольнения со старого места. В нашем случае работодатель звонит вашему предыдущему или параллельному редактору и спрашивает- стоит ли вас брать. Это не регулярная практика, но бывает, бывает. Если вы напортачили в одном журнале- это нормально, все мы люди, у нас бывают недопонимания. Если в двух- тоже. Но если у вас регулярные косяки везде, то рано или поздно это покроет вашу персону неотмываемым пятном непрофессионализма.
Блог мой-друг мой.
Заведите блог. Вам не нужно становиться блоггером. Просто блог это чудесная тренировка. Вы же не можете представить себе пловца, который, плавая раз в месяц, будет считаться крутым спортсменом? Никак нет, сэр. Ежедневные тренировки- это залог не только в спорте, но и в нашем журналистском деле. Блог вам в помощь- оттачивайте мастерство в нем.
Трудоустройство Шредингера.
Благодаря сериалу ТБВ не только физики знают о коте Шредингера, который и мертв и жив одновременно (он в коробке и мы не знаем что там с ним (я думаю, что он давным- давно умер, но что с меня взять, я же не физик). Итак, вы одновременно нужны всем и не нужны никому. Пока что не попробуете-не узнаете. Везде есть постоянные авторы, и везде есть фрилансеры. Время от времени кто-то уходит, кто-то заболевает, кто-то подводит. Иногда редактор берет новенького- потому что хочет свежего дыхания. Так что смело пишите и звоните в журналы/газеты, в худшем случае вам вежливо объяснят, что сейчас в вас не нуждаются, в лучшем- закажут материал.
Позвони мне позвони, позвони мне ради Бога.
Вещь, которая мне до сих пор не понятна - ответные письма. Иногда вам отвечают, позитивно или негативно, не суть. А иногда- просто молчат. Может, ваше письмо попало в спам. Может, вам забыли на него ответить. Может, это тишина означает грубое нет. Но чаще всего глав.реды не отвечают, да бы не вступать в утомительную переписку. Выход прост: напишите еще раз через некоторое время. А вообще- всегда лучше звонить в редакцию, а не писать.
Это нам не задавали это мы не походили.
В жизни любого журналиста наступает момент когда он пишет текст на тему, в которой абсолютно не разбирается. Я как то писала статью про футбол. Глав.ред попросила ее выручить, так как один из авторов пропал. И я написала чудесную статью. Просто потому что незнание темы заставило меня досконально ее изучить. Если вы окажетесь в ситуации, когда вам, например, нужны деньги, или еще-что, и вы беретесь за материал, тема которого вам не близка, старайтесь досконально ее изучить. Не переживайте, никто не попросит вас написать статью про коронацию сердца.
Невидимка
То, что не нравится большинству новичков, мне не нравится до сих пор. Итак, ваши статьи должны быть безличными, а вы, в свою очередь, беспристрастными. Никаких «Я считаю, что » «Мне кажется» «По-моему». Пока что вы никто и звать вас никак- ваше мнение никому нафиг не нужно. Может потом, когда вы станете звездой своего дела, в ваших материалах уже будет необходимо присутствие вашего мнения. Я сразу вспоминаю момент в «Сексе в большом городе», когда Кэрри устраивается в Vogue и сдает свой первый материал. Ингрид (главный редактор) крайне недовольна:
-Здесь слишком много Кэрри Брэдшоу и слишком мало Vogue.
-Подразумевалось, что это будет смешно…
-Подразумевалось, что это будет статья о сумочках.
Говорите, говорите, мне приятен ваш голос
Совет: читайте интервью с глав. редами. Они практически в каждом интервью подробно рассказывают чего ждут от авторов, чего не приемлют, что представляет из себя их журнал, чего можно ждать, как нужно одеваться к ним на работу и т.д. Чтение подобных интервью не раз сослужило мне добрую службу.
Старая песня о главном: где взять опыт, если без него никуда не берут.
Мне иногда кажется, что даже у проституток при приеме на работу интересуются опытом. Однако никаких аллегорий про их трудную судьбу. Пойдем другой дорогой. Итак, я знаю рецепт французских пирожных макаронс. Знаю его досконально. Я сто раз видела пошаговые фото-рецепты. Когда я попыталась их приготовить - я была в ужасе. Как так - я же знаю все. Как делать, когда добавлять! Вот-вот, теория и практика вещи разные. Вы приходите и говорите что вы амбициозны и круты - но вы теоретик. Вероятнее всего ваши первые статьи как и мои макаронс окажутся полнейшей невнятностью. Не очень убедительно? Ну, хорошо. У вас есть ребенок. Вашему ребенку должны сделать операцию, но вдруг врач таинственно исчезает. Вам предлагают услуги другого врача- он новенький, но такой умный…Вы согласитесь, чтобы вашего ребенка, а в глазах редактора журнал- это ребенок, резал врач-новичок, который основывается не теории? Не согласитесь. Поэтому не надо наглеть и требовать здесь и сейчас поставить вас на крутую должность. Начинайте с малого и учитесь.
Чем уже, тем лучше.
-сказал мне как-то мой знакомый. С его позиции, позиции юного самца-оплодотворителя, все понятно. С моей позиции- тоже. Чем уже ваша специализация, тем лучше. Как журналист, вы должны ориентироваться в большом количестве тем и должны уметь писать различные материалы. Но при всем при этом у вас должна быть ваша фишка, то в чем вы спец. Например, вы можете писать статьи обо всем на свете, но специализироваться на путешествиях, или кулинарии, или моде.
Хорошей статьи должно быть много.
Представьте себе, что дизайнер шьет платье. В его руках роскошная ткань. Итак, платье сшито. Но вот беда- если одеть его на человека, окажется, что длина платья больше на пару метров. Но ткань такая роскошная! «Я не хочу ее отрезать!»- сокрушается дизайнер. Кому будет нужно это платье? Никому. Вывод- режьте. Глав.ред заказывает мини- так и пишите. Вам заказали пышное бальное платье с километровым шлейфом- вперед и с песней. Не предлагайте глав.реду маленькое черное платье, если он просил бальное, вышитое жемчугом.
[показать]Мы стали более лучше одеваться.В своей третьей статье я написала, что героиня оделась в платье. Я забыла, что платье надевают... С их- ихний
я тоже часто путалась. Одно из основных требований к кандидатам- врожденное чувство грамотности.
У меня его нет. У многих его нет. Это чувство контролируется вордом и вашей внимательностью. Помню, во время школьных сочинений по литературе или обществознанию стоял актуальный вопрос: «А грамматика тоже проверяться будет?»
Узнав, что нет, класс облегченно вздыхал и работать было как-то легче. Вот и вы не переживайте. Вашу статью еще проверят корректоры и редакторы, и если уж у вас проскользнула ошибка- ее исправят. Это не значит, что можно высылать текст с тонной ошибок.
Одной жопой на двух стульях не усидишь.
Вам в голову пришла нереально крутая тема для статьи. Вы предложили ее одному журналу- ее утвердили- вы написали текст. И так случайно вышло, что и другому журналу вы предложили эту же тему, и ее тоже взяли. Ну, вы человек умный, и можете, воспользовавшись синонимами, написать одно и тоже разным языком. Однако, даю вам зуб - вас спалят с потрохами. Можно брать одну и ту же тему только в очень редких случаях. Например, если для одного журнала вы пишите статью о свиданиях и в ней рассказываете как заинтересовать собеседника, а в другом ,в такой же статье о свиданиях, делаете ставку на другой аспек. У меня был подобная ситуация. В одном журнале тема утверждена - материал сдан и тоже утверждён, в другом- глав ред просит срочно написать текст, так как пропал новенький журналист. Это были тексты о духах, и мне повезл о- линия этого бренда широка, и я легко рассмотрела их с двух позиций- в одной статье как ароматы растений, в другой как ароматы вкусняшек вроде булочек и сгущённого молока. Но это скорее исключение, подтверждающее правило.
Даешь разнообразие.
Ваши материалы как секс. Первый редко бывает удачным. Потом у вас появляется опыт, которого вы достигаете трудом, но с удовольствием. Никакой дурак не будет всю жизнь заниматься сексом в миссионерской позе. Это наскучит. Ваши новые позы - это новые стили, новые формы. Эссэ, новости, аналитические тексты, заметки, пресс-релизы. Пробуйте. Ваш любовник- редактор обязательно подскажет что вы сделали так или не так.
Глянцевые джуманджи.
Когда я только начинала работать, мне казалось, что контакты редакторов- это нечто таинственное и недоступное. На самом деле, имеил редактора часто можно увидеть под письмом редактора в каждом журнале или на странице, в которой описываются авторы номера, корректоры, редакторы, издательство и т.д. (обычно это в самом начале журнала). Еще контакты можно найти на сайтах издательств и самих журналов. В этом плане идеален CondeNast- практически все редактора указаны с имэйлами. Еще момент- вам не обязательно покупать журналы. Вы можете их скачать или полистать он-лаин. Я для этих целей использую сайт журналик.
И еще:
Не забывайте об одах к журналу и редактору в частности. Но не перебарщивайте. Я бы даже посоветовала добавить немного критики. Капельку.
Мониторинг прессы – дело обязательное, и, по началу, утомительное. Я советую читать все журналы подряд - от охоты и садоводства до космополитана и журналов по интерьерам и еде. Вы расширяете кругозор, вы в теме актуальный событий, вам проще генерировать идеи.
Регулярно заходите на сайты издательских домов и журналов. Раздел вакансии и контакты- для вас. Даже если в вакансиях пусто- это не повод не написать глав. реду письмо о сотрудничестве.