• Авторизация


Кухня начинающего журналиста 30-03-2013 19:36 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Эта запись адресуется начинающим журналистам. Журналистам-девственникам, которым первая статья еще не сби
ла с глаз розовую плеву незнаний. На звание состоявшегося профессионала я не претендую, но мне почему-то регулярно приходят различные вопросы о моей работе, о том как начать и что делать, и мне обычно некогда на них отвечать (а еще чаще мне просто лень говорить одно и тоже). Может от того, что я только в начале своего карьерного пути , я прекрасно помню рой вопросов, который мучал мой мозг… Сохранять целостный взгляд, учитывая все аспекты журналистики мне сложно, поэтому в этой записи вы не найдете ответа на вопрос  как написать статью step by step, как взять интервью через интернет, где взять специалиста для комментария и т.д. Ниже собраны ответы на все вопросы, которые мне задавали за последние три месяца, и, когда накопится достаточно новых, я напишу ответы и на них. А пока что…смею надеяться, инфа ниже кому-то поможет. 

Чтобы работать журналистом  не обязательно на него учиться. Конечно, если вы собираетесь сделать журналистику основным доходом - диплом журналиста пригодится. Но эта одна из тех профессий, в которых теория разбивается о камень практики. Более того, я настоятельно советую идти вам на кого угодно кроме журналиста. Тут все просто. На журфаке вы изучаете историю, философию, русский язык, и прочие гуманитарные предметы, которые, при большом желании можно выучить и без факультета журналистики. Что касается профильных предметов, то основное знание всеравно приходит с практикой. А вот если ваше высшее образование   юридическое, кулинарное, медицинское, экономическое, политическое…и т.д = это здорово. Потому что у вас никогда не будет вопроса «О чем писать?». Вы сможете писать о том, что хорошо знаете - экономике, политике или пересадке почек.


Многие прельщаются профессией журналиста-фрилансера из-за свободного графика работы. Имейте в виду - для того свободного графика, который вы себе нафантазировали, нужна нехилая дисциплинированность и владение тайм-менеджментом. Часто приходится  работать перед праздниками, и во время праздников, и когда вы болеете тоже- просто потому, что вы, зная о том, что есть еще куча времени в запасе, максимально откладывали работу. Фрилансер как собака на поводке-рулетке. Вроде бы имеется куча свободы, можно отбежать хоть на 4 метра, н нет, вы все равно на поводке.

[показать]Мою домашнюю работу съела собака!

Когда я только начинала работать, мне было крайне сложно сдавать материалы вовремя, и я часто придумывала себе отмазки. Это сейчас я понимаю, что отсутствие электричества, ангина, смерть тетушки и т.д- это смешно. Отмазок в нашей профессии существует ограниченное количество, и все пользуются именно ими - такими шаблонными и простыми. А теперь подумайте, сколько раз глав.ред уже слышал то, что вы ему сейчас втираете. Не успеваете написать- так и скажите. Предупредите за пару дней до. Скажите, сколько времени вам нужно еще. Когда я не успеваю, я говорю примерно так: Мне необходимо еще время, чтобы отшлифовать текст до того уровня качества, которое принято у вас в издании. И, ребята, не палите сами себя. Если вы пишите глав.реду, что у вас грипп, а на странице в феисбуке, вконтакте или блоге у вас фото где вы тусуете с друзьями или статус о том, что вы едите в кафешку с подружкой.. ну, вы поняли. Да, глав.реды часто гуглят страницы в социальных сетях своих сотрудников.

[показать]Не кусай руку, которая тебя кормит

Начальники редко бывают хорошими. Это касается любой профессии. Мне по большей части везет, но попадались мне и расистки, и женщины, которые, занимая посты глав.редов в журналах мод не знали кто такая Сара Бертон, и так далее. Личностные качества вашего глав.реда – это проблемы глав.реда. Не стоит писать в социалках о том, что ваш редактор недолюбливает афроамериканцев или матерится. Вещь, казалось бы очевидно, но от чего-то всеми забываемая.

Весьма часто новый работодатель спрашивает в чем причина увольнения со старого места. В нашем случае работодатель звонит вашему предыдущему или параллельному редактору и спрашивает- стоит ли вас брать. Это не регулярная практика, но бывает, бывает. Если вы напортачили в одном журнале- это нормально, все мы люди, у нас бывают недопонимания. Если в двух- тоже. Но если у вас регулярные косяки везде, то рано или поздно это покроет вашу персону неотмываемым пятном непрофессионализма.  

Благодаря сериалу ТБВ не только физики знают о коте Шредингера, который и мертв и жив одновременно (он в коробке и мы не знаем что там с ним (я думаю, что он давным- давно умер, но что с меня взять, я же не физик). Итак, вы одновременно нужны всем и не нужны никому. Пока что не попробуете-не узнаете. Везде есть постоянные авторы, и везде есть фрилансеры. Время от времени кто-то уходит, кто-то заболевает, кто-то подводит. Иногда редактор берет новенького- потому что хочет свежего дыхания. Так что смело пишите и звоните в журналы/газеты, в худшем случае вам вежливо объяснят, что сейчас в вас не нуждаются, в лучшем- закажут материал.

В жизни любого журналиста наступает момент когда он пишет текст на тему, в которой абсолютно не разбирается. Я как то писала статью про футбол. Глав.ред попросила ее выручить, так как один из авторов пропал. И я написала чудесную статью. Просто потому что незнание темы заставило меня досконально ее изучить. Если вы окажетесь в ситуации, когда вам, например, нужны деньги, или еще-что, и вы беретесь за материал, тема которого вам не близка, старайтесь досконально ее изучить. Не переживайте, никто не попросит вас написать статью про коронацию сердца. 

То, что не нравится большинству новичков, мне не нравится до сих пор. Итак, ваши статьи должны быть безличными, а вы, в свою очередь, беспристрастными. Никаких «Я считаю, что » «Мне кажется» «По-моему». Пока что вы никто и звать вас никак- ваше мнение никому нафиг не нужно. Может потом, когда вы станете звездой своего дела, в ваших материалах уже будет необходимо присутствие вашего мнения. Я сразу вспоминаю момент в «Сексе в большом городе», когда Кэрри устраивается в Vogue и сдает свой первый материал. Ингрид (главный редактор) крайне недовольна:

 

Мне иногда кажется, что даже у проституток при приеме на работу интересуются опытом. Однако никаких аллегорий про их трудную судьбу. Пойдем другой дорогой. Итак, я знаю рецепт французских пирожных макаронс. Знаю его досконально. Я сто раз видела пошаговые фото-рецепты. Когда я попыталась их приготовить - я была в ужасе. Как так - я же знаю все. Как делать, когда добавлять! Вот-вот, теория и практика вещи разные. Вы приходите и говорите что вы амбициозны и круты - но вы теоретик. Вероятнее всего ваши первые статьи как и мои макаронс окажутся полнейшей невнятностью. Не очень убедительно? Ну, хорошо. У вас есть ребенок. Вашему ребенку должны сделать операцию, но вдруг врач таинственно исчезает. Вам предлагают услуги другого врача- он новенький, но такой умный…Вы согласитесь, чтобы вашего ребенка, а в глазах редактора журнал- это ребенок, резал врач-новичок, который основывается не теории? Не согласитесь. Поэтому не надо наглеть и требовать здесь и сейчас поставить вас на крутую должность. Начинайте с малого и учитесь.

-сказал мне как-то мой знакомый. С его позиции, позиции юного самца-оплодотворителя, все понятно. С моей позиции- тоже. Чем уже ваша специализация, тем лучше. Как журналист, вы должны ориентироваться в большом количестве тем и должны уметь писать различные материалы. Но при всем при этом у вас должна быть ваша фишка, то  в чем вы спец. Например, вы можете писать статьи обо всем на свете, но специализироваться на путешествиях, или кулинарии, или моде.

Представьте себе, что дизайнер шьет платье. В его руках роскошная ткань. Итак, платье сшито. Но вот беда- если одеть его на человека, окажется, что длина платья больше на пару метров. Но ткань такая роскошная! «Я не хочу ее отрезать!»- сокрушается дизайнер. Кому будет нужно это платье? Никому. Вывод- режьте. Глав.ред заказывает мини- так и пишите. Вам заказали пышное бальное  платье с километровым шлейфом- вперед и с песней. Не предлагайте глав.реду маленькое черное платье, если он просил бальное, вышитое жемчугом.


[показать]Мы стали более лучше одеваться.В своей третьей статье я написала, что героиня оделась в платье. Я забыла, что платье надевают... С их- ихний  я тоже часто путалась. Одно из основных требований к кандидатам- врожденное чувство грамотности. У меня его нет. У многих его нет. Это чувство контролируется вордом и вашей внимательностью. Помню, во время школьных сочинений по литературе или обществознанию стоял актуальный вопрос: «А грамматика тоже проверяться будет?»  Узнав, что нет, класс облегченно вздыхал и работать было как-то легче. Вот и вы не переживайте. Вашу статью еще проверят корректоры и редакторы, и если уж у вас проскользнула ошибка- ее исправят. Это не значит, что можно высылать текст с тонной ошибок.

Вам  в голову пришла нереально крутая тема для статьи. Вы предложили ее одному журналу- ее утвердили- вы написали текст. И так случайно вышло, что и другому журналу вы предложили эту же тему, и ее тоже взяли. Ну, вы человек умный, и можете, воспользовавшись  синонимами,   написать одно и тоже разным языком. Однако, даю вам зуб - вас спалят с потрохами. Можно брать одну и ту же тему только в очень редких случаях. Например, если для одного журнала вы пишите статью о свиданиях и в ней рассказываете как заинтересовать собеседника, а в другом ,в такой же статье о свиданиях, делаете ставку на другой аспек. У меня был подобная ситуация. В одном журнале тема утверждена - материал сдан и тоже утверждён, в другом- глав ред просит срочно написать текст, так как пропал новенький журналист. Это были тексты о духах, и мне повезл о- линия этого бренда широка, и я легко рассмотрела их с двух позиций- в одной статье как ароматы  растений, в другой как ароматы вкусняшек вроде булочек и сгущённого молока. Но  это скорее исключение, подтверждающее правило.

Когда я только начинала работать, мне казалось, что контакты редакторов- это нечто таинственное и недоступное. На самом деле, имеил редактора часто можно увидеть под письмом редактора в каждом журнале или на странице, в которой описываются авторы номера, корректоры, редакторы, издательство и т.д. (обычно это в самом начале журнала). Еще контакты можно найти на сайтах издательств и самих журналов. В этом плане идеален CondeNast- практически все редактора указаны с имэйлами. Еще момент- вам не обязательно покупать журналы. Вы можете их скачать или полистать он-лаин. Я для этих целей использую сайт журналик.  

И еще:

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Кухня начинающего журналиста | Настя_Марципан - Marzipan_New | Лента друзей Настя_Марципан / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»