[406x400]
Вчера, рано вернувшись со школы и не затягивая со страданием ерундой, я так и не нашла подходящих фильмов и выставок и решила отправиться куда глаза глядят. Глаза глядели в свежий журнальчик комиксов, пока я ехала в вагоне метро до Арбатской, а потом поглядели налево, и я пошла по широкому, скользкому и многолюдному Гоголевскому бульвару. Там какие-то двое с гитарой на лавке исполняли «Давай вернёмся» Чайфов, а я открыла для себя тамошний памятник Шолохову, восседающему в наполненной снегом лодке, небольшой вернисаж и деревянный дворик. Бульвар довёл меня до храма Христа Спасителя, откуда я свернула на Остоженку и пилила по ней до самой станции Парк Культуры. Затоварившись там в Теремке традиционным блином со сгущёнкой, я завершила марш-бросок, по мосту дотопав до Горькопарка, а оттуда, попускав слюни на каток, - до Октябрьской, а потом уже вернулась домой. Ночью приснилась куча коротких снов, один бредовее другого, и в последнем перед пробуждением я ходила по натянутому канату на уроке ОБЖ, в то время как остальные представляли свои презентации со всякими графиками и таблицами. А проснулась я в половине десятого, чтобы успеть сделать уроки на вторник и прочие общественно полезные дела и выйти из дому пораньше. Погода, конечно, не располагала к неспешным прогулкам: если тепло в начале осени называют бабьим летом, то нынешние холод и снег в начале весны следовало бы назвать бабьей зимой; впрочем, всё лучше, чем сидеть дома, и засим я пешком дотопала до метро и поехала – куда? в театр, конечно. А именно – на Пушкинскую, в МХАТ имени Горького, туда, куда я однажды уже пыталась сходить на Лес, но была замена, и я в итоге, насколько могут помнить внимательные читатели, посмотрела с первого ряда Уличного охотника, который мне весьма понравился. Времени было навалом, и в долгом переходе, соединившем несколько станций метро и Тверской пассаж, я сначала присмотрела в витрине каменную свинью, но она при ближайшем рассмотрении оказалась слишком топорной, а потом прикупила уже в свою коллекцию маленькую керамическую собачку – белого скотча, стоящего на передних лапах (и ради этого в подтверждение своей легендарной упёртости простояла в очереди минут двадцать). Далее последовало несколько шагов по Тверскому – и МХАТ открыл передо мной свои двери во второй раз, и уж со второй-то попытки я поняла по афишам, что попала-таки на Лес и ни на что другое. Успев в гардеробе поучаствовать в опросе общественного мнения, проводимому младшими сотрудниками театра с планшетами (они напомнили мне мою журналистскую молодость), я поднялась в буфет, где ничего, кроме чипсов со сметаной и луком, съедобного не оказалось. Пришлось поедать эту гадость (и как некоторые могут есть её почти каждый день?), изучая программку; за этим занятием застал меня первый звонок, второй же прозвучал тогда, когда я уже отыскала в зале своё боковое место в предпоследнем ряду партера, вполне претендующее на звание «жопы мира», но не торопилась его занимать. Не торопилась потому, что впереди было предостаточно свободных мест, и я пересела поближе к сцене почти на десять рядов, как только бабка-надзирательница, самозабвенно прогонявшая желающих переместиться в партер обратно на балконы, отвернулась от меня. Там, на вполне удобном с точки зрения лицезрения (простите за тавтологию) происходящего на подмостках месте, я и осталась – и вот что увидела.
После этого увиденного всем ещё не читавшим «Лес» можно будет его не читать: за почти четыре (!) часа действия со сцены прозвучал практически весь текст лучшей, на мой взгляд, из пьес Островского. Да-да, вы не ослышались: вопреки школьной программе я считаю «Грозу» самым неудачным творением мастера, а «Лес» - достойным обязательного всеобщего ознакомления самым вдумчивым методом. И ладно бы если просто прозвучал – художественным чтением владеют в совершенстве и актёры Малого, который никогда меня особенно не вдохновлял, – так нет же, пьеса сыграна отменно, то есть с тем юмором, той самоотдачей и тем вкусом к классике, которые вполне соответствуют пресловутой золотой пропорции. Не шедевр, но смотрится с неослабевающими интересом и удовольствием – во многом благодаря исполнителям главных ролей. Доронина, в свои (кажется) 75, и как кокетничающая и поющая Гурмыжская, и как худрук, несомненно, заслуживает уважения. Но кто порадовал особенно – так это Клементьев в роли Несчастливцева, тот самый, которого в «Охотнике» я видела в роли алкоголика Сергея и теперь сразу узнала по хриплому голосу. Мало сказать, что этот Несчастливцев был обаятельным, харизматичным и настолько убедительным, что впору самому Клементьеву, взяв пример со своего персонажа, было бы сыграть Гамлета. Главное, что к воплощению таких героев, как Несчастливцев, то есть несущих тонны психологической нагрузки, я всегда отношусь наиболее придирчиво – а здесь мне придраться было не к чему: комический пафос, в первую очередь бросающийся в глаза при прочтении текста, снижен почти до нуля, а благородство, на котором зиждется вся мораль пьесы, не просто подчёркнуто, а живописано в самых реалистичных тонах, без намёка на донкихотство. И именно благодаря этой реалистичности спектакль с первых секунд после появления на сцене Несчастливцева цепляет с неожиданной силой, именно в ней главный плюс и именно за неё главное спасибо. Остальное же – незначительные достоинства и недостатки, оправдывающие друг друга: декорации замечательны, но их необходимо менять от действия к действию довольно-таки продолжительное время, которое зрители просиживают в темноте; актёры второго плана местами переигрывают, но никогда не бывают статичными и потому запоминаются; и так далее. Не вижу смысла расчленять на мелкие составляющие цельное, крепко сбитое и ладно скроенное зрелище, да ещё и не лишённое изюминки – а засим мне ничего другого и не остаётся, кроме как порекомендовать посмотреть «Лес» в Горького: как говорится в какой-то рекламе, за качество отвечаю.
А после этого – всегда ласкающие душу аплодисменты стоя всем залом, очередь в гардероб и обратный путь. И теперь, в столь поздний час заканчивая вышеизложенную рецензию, я не могу не порадоваться тому, что впереди ещё не один, а целых два выходных, которые надо бы постараться потратить с максимальной пользой. А поскольку польза всегда выливается в посты, фотографии и прочие проявления моей активной блоггерской деятельности, надеюсь, что прощаюсь ненадолго. Всем, кто ложится спать, спокойного сна © )