Итак, сегодня ваш покорный в третий раз навострил лыжи в театр Ермоловой. И не просто сегодня, а в день премьеры нового спектакля по рассказам (вернее, с использованием рассказов, как честно было указано в программке) Вампилова «Дом окнами в поле», «Несравненный Наконечников», «Сумочка к ребру» и «Исповедь начинающего», названного в честь последнего. Доехала неспеша до Охотного ряда, интуитивно вышла в нужную сторону по подземным переходам, дошла до театра, купила программку, в которой даже продолжительность действа не оговаривалась, но мне сказали, что около двух часов. Место моё было в середине первого ряда практически пустого бельэтажа, хотя и партер, откровенно говоря, был пустоват: народ вполне справедливо побаивается ходить на премьеры, о которых ещё никаких отзывов нету, а я вот решила Ермоловке, после двух уже виденных отличных спектаклей, довериться – как выяснилось, зря.
Но обидно не за себя, а за честное имя замечательного человека Вампилова. Да, его рассказы, в отличие от его же пьес, плохо приспособлены к сцене, их надо читать, чтобы прочувствовать весь их шарм, но это не повод так вольно обращаться с ними при постановке! Да, из всех рассказов, которые интерпретировались сегодня на Ермоловских подмостках, я помню не все, а может, и читала не все, но те, которые помню, в спектакле сиём исказили гиперболой и неумело сцепили друг с другом в попытке создать на основе разрозненных произведений единый сюжет. Если в первом действии я ещё надеялась, что смотрю всего лишь топорно поставленное попурри из рассказов, и готовилась оценить его на три, то после второго действия, на которое не шибко и хотелось остаться, определила твёрдо: незачёт. Да, я человек требовательный, для меня – «священнодействуй или убирайся вон» (это сказал Щепкин, а не я, если что), а на премьере актёры всегда ещё «деревянные», сыгрались плохо, плохо вжились в роли, могут недоигрывать и переигрывать как угодно. Но это-то я как раз и вполне могу простить, а вот концепт никуда не денется, сколько ни шлифуй мастерство игры. А он таков: вместо Вампиловской философии – новогодняя шоу-бизнес-сказка, лучше пришедшаяся бы ко двору в театре Эстрады, а совсем хорошо – в театре «Кривое зеркало» Петросяна, ассоциации с оным при просмотре возникают самые стойкие. Главный герой – парикмахер Наконечников, собравшийся стать драматургом – типично «перестроечный»: идиот, алкоголик, неверный муж и при всём при этом ходячий анекдот; правда, для того, чтобы встать в один ряд с Никулиным, Вицыным и Моргуновым, ему ни комичности, ни, главное, обаяния не хватает. Мораль – «крокодил победил льва», то есть всякие бездари победили настоящее искусство. Правда, последнее не только не сопротивлялось, но и присутствовало на сцене чисто теоретически и эпизодически – в лице непонятно зачем «покинувшего» первый эпизод спектакля Третьякова (больше никакого отношения, кроме факта наличия Третьякова, этот эпизод к остальному сюжету не имел вообще). Прибавьте к этому примитиву провисающий «экшн», в некоторых местах откровенно заставляющий скучать (и совершенно неоправданно – спектакль ничего не потерял бы, если бы все затянутые сцены из него напрочь вырезать), и бестолково «рассованные» по паузам между диалогами да монологами музыкальные номера (низкобюджетный мюзикл, ей-богу – четыре пляшущие девки и один мажор, поющий кавер на «Секшуал Революшн») – и примитив превращается в убожество для скучающих домохозяек и пенсионеров. Остальным тратить время, деньги и внимание настоятельно не рекомендую – на башорге вы посмеётесь гораздо качественней, а кроме смеха «Исповеди» (причём тут вообще это название, кстати?) и похвастаться-то нечем. К сожалению.
И вот я дома. Завтра на митинг меня а) не пустят, б) всё равно не с кем, в) всё равно просплю. Поэтому завтрак в Авокадо мне не светит, ну да ничего, каникулы ещё долгие, авось выкрою денёк, а завтра можно будет таки выбраться на Приключения Десперо, которые я посмотрела бы ещё в четверг, кабы не долбаная химия. А вечером завтра у меня снова театр – новый для меня, то ли Горького, то ли ещё кого – на билетах точно написано. Буду смотреть Лес, а как вернусь, накатаю по традиции очередную рецензию, ждите, в общем)
[640x512]