• Авторизация


Караваджо и Блейк в Пушкинке, М&М в МХТ 04-12-2011 20:30 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Встала рано и была в очереди, когда она ещё только едва завернула за ближайший угол здания. Запускали большими партиями, и стоять пришлось недолго - замёрзнуть я не успела, хотя дремала стоя, как слон. В залах Караваджо царил полумрак и очень удачное, если смотреть с правильного угла, освещение, но было очень многолюдно и тесно. Бойкие бабушки-экскурсоводы вклинивались между публикой и картинами с группами дошколят и начинали громко вещать, задавая самые омерзительные для любого искусства вопросы - "О чём эта картина" и "Что происходит". Также и простые зрители сочли своим долгом взять с собой маленьких детей, как будто выставлялись по меньшей мере эскизы к Смешарикам. Нет, я не против детей и понимаю, что в воскресенье их оставить не с кем. Я против того, чтобы врать детям, "чтобы было понятней". Но особенно омерзительны были аннотации - к каждой картине по тексту, занимающему столько же места. Караваджо, должно быть, неоднократно перевернулся в гробу, когда его выставили последовательным религиозным фанатиком, похлеще иных монахов, и любителем сплошных аллегорий. В общем, для того, чтобы получить от выставки удовольствие, а не наоборот, настоятельно рекомендую воздержаться от прочитывания и прослушивания бреда в лучших традициях церковно-приходских школ. И, наконец, подборка картин (их привезли 11) также сделана так, словно предназначается для детских глаз: ничего слишком "крамольного". В основном это работы не слишком удачные: более поздняя версия "Ужина в Эммаусе", "Поклонение волхвов" с похожими на лосих коровами, "Бичевание Христа" с приплясывающим Иисусом, топорненький "Франциск Ассизский" и последняя картина Караваджо, "Мученичество святой Урсулы". Из известного - два "Иоанна Крестителя" (игривый обнажённый мальчик с бараном и более поздний, раскопанный недавно, парень посерьёзнее), одна из самых ранних работ "Юноша с корзинкой фруктов" (предполагаемый автопортрет) и "Спящий Амур". Шедевры - "Положение во гроб" и, конечно, "Обращение Савла". И Савл стоит того, чтобы долго смотреть на него вблизи. Впечатление кардинально отличается от репродукций, на которых всё внимание перетягивает лошадь. Глядя снизу вверх, видишь в первую очередь лицо и руки Савла, и это лицо красиво, и в нём - целая история или несколько.
Блейка - много и качественно. Циклы раскрашенных отпечатков - уникальных иллюстраций к библейским сюжетам, Божественной комедии и современной автору поэзии с подробными комментариями. Всё, за что мы знаем и любим Блейка: средневековая мистериальность, ложная примитивность, величественность, впечатляющая пластика тел, ангелы и демоны с пустыми глазницами, ветхозаветные легенды и придуманные им божества, симметричность "пророческих видений". Не менее интересна подборка современников и последователей - "визионеров", от шекспировских кошмаров Фюсли через прерафаэлитов к гротеску Бёрдслея и антропоморфным фигурам Фрэнсиса Бейкона. Да, Beata Beatrix Россетти ("Музы, рыдать перестаньте..." Гумилёва) - тоже там! В общем, обязательно посетите - обязательно откроете для себя хоть что-то новое.
После выставки я сходила на выборы. Как совершеннолетний, блин, наконец-то человек. Народу было немного, наблюдатели были очень наблюдательны - трое парней: один спал сидя, остальные двое чем-то были увлечены на экране ноутбука. Меня нашли в списке, сказали расписаться, не переворачивая тетради, и выдали бюллетень. На которой я взятой из дома ручкой нарисовала красивую жирную галочку за Тыблоко. И опустила в самую обычную урну с прорезью. :)
Поелику посмотренные мною... кажется, в пятницу "Мастер и Маргарита" Яноша Саса в МХТ Чехова не стоят обширного текста, попробую объяснить потезисно, почему это чудовищный спектакль.
1) Светящаяся красная буква "М" - это не Мастер и не Маргарита. Это Метрополитен. С красиво уходящими в туман рельсами, которые открываются нашему взору под звук капающей воды и гул далёких поездов, со стеклянными дверьми. Но откуда в этой подземке появляются больничные койки и клетки для психов, а также массовка в ОМОНовских шлемах, - непонятно. По рельсам ходит скелет трамвайчика для нечисти со светящимися фарами: на средства не поскупились. "Осовременили", - уважительно или снисходительно шепчутся зрители.
2) Яношу Сасу понадобились непременно все эпизоды романа, все три с половиной десятка персонажей, плюс море отсебятины - итого спектакль на три с половиной трудно выносимых часа. Из отсебятины мы, в частности, узнаём, что Маргарита, оказывается, была несчастна потому, что у неё не было детей, а после бала Воланда собралась топиться. Публика честно смеётся как над отсебятиной, так и над самыми избитыми афоризмами Булгакова, как будто не то что не читали, но и ни разу не слышали о "М&М". В антракте, в очередях, некоторые принимают решение прочитать таки "не осиленное" в девятом классе произведение.
3) Всё, что переносится на сцену, - переносится буквально: изготовлены две восковые оторванные головы, копии актёрских; Маргарита размахивает жёлтым букетиком и сидит на балу голой, прикрыв грудь волосами, а интимное место галстуком; из Сокова "вытаскивают" печёнку; зрители провожают аплодисментами каждого "проваливающегося" в люк второстепенного персонажа. Если в романе в сцене варьете есть голоса из зала - значит, купивших недешёвые билеты зрителей сгонят на время этой сцены с их мест и посадят подсадных актёров. Подсадные бодро выкрикивают, бегают по проходам, визжат, ловят червонцы, сыплющиеся с потолка, а остальные зрители спорят: а вдруг они настоящие? По окончании балагана те, кто был вынужден стоять у стеночки, пробираются на свои места.
4) То, что невозможно перенести буквально по техническим причинам, восполняют при помощи мониторов. Именно монитор играет роль Иешуа на кресте (роль креста играет колонна), на мониторах появляются и Ялта, и "плащ с кровавым подбоем", и зачем-то - Маргарита на эскалаторе (теперь я знаю, зачем летом со стен эскалаторов убирали рекламу!). Во время полёта Маргариты виды города проецируются на задник, а когда Воланд рассказывает ей о военных конфликтах, на заднике поднимается атомный гриб. Покидает же свита Москву под нарезку хроники пожаров. Когда показывать нечего, камера бродит по сцене и передаёт на мониторы картинку в режиме реального времени, и иногда появляется в руках Левия. Население Москвы, как водится, "не изменилось": радуется как дитя, когда на соответствующих словах Воланда камера показывает партер.
5) Тучный Воланд с пышной гривой, в чёрном костюме, с увесистым металлическим кулоном малолетнего панка "ладонь скелета", опирающийся на трость, - нетороплив и благодушен. При появлении он больше всего похож на чиновного попа, который непременно к вам привяжется, стоит вам заявить, что вы атеист. Он вальсирует Маргариту, прежде чем отпустить её с Мастером, а перед Левием, переодевшимся из лохмотьев юродивого в костюм планктона небесной канцелярии, падает на колени. Свита - первый приз в номинации "банальщина года": Коровьев - мелкий бес в очках, пародия на интеллигента из советских пролетарских комедий. Азазелло носит форму гитлеровца, усы Гитлера и чёлку Гитлера, набор ножей в гитарном чехле и палит в воздух из пистолета по поводу и без. Бегемот - бомж в чёрной шапке-ушанке, старательно мяукающий и шипящий. Гелла разок мелькнёт в корсете и ошейнике, что смотрится аппетитно, но мало. Какой-нибудь рецензент наверняка напишет, что и то, и другое, и третье - есть "социальное зло".
6) В качестве заманухи для публики есть Верник в роли Бенгальского - и публика воет от счастья, когда он пританцовывает и распевает какую-то песенку с подтанцовкой из трёх девиц, шутит несмешные шутки и ходит по партеру, представляя присутствующих в нём медийных лиц. За него неловко, как за родного, потому что надо обладать совсем нулевым уважением к себе, чтобы вот так выйти и покривляться в клоунской антрепризе.
7) И в целом всё аляповато, крикливо, глупо и скучно. Худший M&M из мной виденных.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Караваджо и Блейк в Пушкинке, М&М в МХТ | Black-and-Red_Phoenix - Гнездо Чёрно-красного Феникса | Лента друзей Black-and-Red_Phoenix / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»