Когда утром папа вернулся с работы, я попыталась было восстать к жизни, но сон победил, так что я перебралась с его территории на свою, уклубочилась под пледом и отрубилась обратно. Над ухом шумели аквариумы, было холодновато, урывками снились какие-то фотографируемые мною звери в лесу, какой-то концерт на Поклонке, мыло «Снег» из новогоднего каталога Lush, потрясающе пахнущее марципаном. Одновременно с будильником пришла smsка от Ани, что сегодня занятий не будет вообще – сам Бог велел начать (и года не прошло) подготовку к сессии, но это было слишком внезапно, так что домашние дела ещё довольно долго меня не отпускали. Наконец, собравшись, я отправилась на Театральную, записываться в читальный зал театральной библиотеки (она же – по искусству). Почему не в ГИТИСовскую читалку, спросите вы, почему, в конце концов, нельзя книжки взять домой или с интернета прочитать? Потому что дома и в инсте всегда есть на что отвлекаться, а в библиотеке и стены помогают абстрагироваться от всего земного и настроиться на рабочий лад. Сдавшись в гардероб, я предоставила свои студак и паспорт, заполнила заявку, где мне сообщили, что с длинными волосами (у меня такая фотка в паспорте) мне красиво, потом пошла делать пятидесятирублёвый читательский билет, сиречь пластиковую карточку, где меня поругали за мелкий почерк и сняли на вебкамеру. Получив памятки о пользовании, я пошла на следующий круг, теперь оборудованный компами с электронным каталогом, где мне помогли отыскать две разные хрестоматии с Сумароковым и одного Петрония и распечатать чеки с запросом. Когда книжки принесли, я засела в зале с краешку, убедилась, что в предисловии к одной хрестоматии больше Ленина, чем Сумарокова, а во второй ничего больше нет, кроме текста, и решила ограничиться перечтением и подробным, с цитатами, пересказом для нечитавших, благо теорию Пивоварова читает и так. Законспектировав сюжет горячо любимого «Димитрия Самозванца», я взяла в руки не менее горячо любимый «Сатирикон», где вступительная статья была, хвала Аллаху, большой, доходчивой и содержащей все необходимые сведения. Но переписать вкратце их все я не успела – в шесть читалка закрывалась, и я попросила отложить «Сатирикон» на завтра, чтобы вернуться и продолжить подготовку. С утра, конечно же, я уже озаботилась посредством афиши Яндекса, где разгрузить мозги от преданий старины глубокой: меня ждал Художественный кинотеатр, Малый зал, половина восьмого, «Принцесса де Монпансье». Доехала до Арбатской я как раз вовремя, чтобы успеть схватить за полторы сотни последний билет в первом ряду – прочие свободные оставались только на галёрке. В кинотеатре всё ещё проходил фестиваль документального кино, было многолюдно, продавались хорошие книжки. Я добежала до зала, устроилась поудобнее и приготовилась смотреть.
В «историческом фильме» по первой повести госпожи де Лафайет нет даже той доли исторических событий, как в наших «Дворцовых переворотах». Тем не менее апеллирует эта костюмированная мелодрама к эпохе, непопулярной у европейских мастеров жанра, заездивших темы куртуазии, интриг и фаворитизма. Середина XVI века во Франции, католики и гугеноты старательно истребляют друг друга, за немощного Карла IX правит королева-мать Екатерина. Случайно убив беременную женщину, обнищавший граф Франсуа де Шабанн (Ламбер Уилсон) дезертирует из армии реформатов принца Конде (благо его фамилия связана с домом честных протестантов де Колиньи), удачно сталкивается со своим учеником, молодым принцем (в фильме он уже носит титул герцога де Монпансье, что реально будет возможно только после смерти его отца) Франсуа Бурбоном (Лепренс-Ренге), и остаётся при нём в услужении. Принца вызвал к себе отец: он уговорил маркиза де Мезьера отказать в руке своей дочери Марии (Мелани Тьерри) герцогу Шарлю де Майенну, младшему брату герцога Анри де Гиза (Гаспар Улье), с которым у неё был роман, и выдать её за его сына. Не успевает молодая жена устроиться на новом месте, как принц снова спешит на войну, а опального де Шабанна оставляет в качестве учителя для своей супруги – и тот, естественно, влюбляется в неё. После заключения мира бравый вояка Анри (прозвище «Меченый» за шрамы на лице он получит позже, нежели в фильме) заезжает к возлюбленной в гости вместе со своим тёзкой и военачальником герцогом Анжуйским (Рафаэль Персонас), который тоже не прочь поухаживать за красавицей. Когда принцесса де Монпансье прибывает в Париж ко двору, мужское соперничество достигает апогея: де Гиз без особого труда добивается Мари, в которой ещё не остыли чувства юности, обаянием, Анжу пытается воспрепятствовать их связи хитростью и властью, муж остаётся в дураках, сама виновница торжества страдает от его ревности. Охотничьим азартом обладания не охвачен один только де Шабанн, отлично понимающий, что ему ничего не светит, и остающийся поверенным сердечных тайн принцессы. Устроив ей свидание с де Гизом в ночь перед тем, как принц, отчаянно пытающийся удержать утекающее сквозь пальцы, вышлет её обратно в родовое гнездо Шампиньи, он принимает огонь ревности на себя и изгнанником пишет возлюбленной письмо из трактира. В Варфоломеевскую ночь де Шабанн героически гибнет, защищая женщину, а принц, сняв письмо с его тела и узнав из него (раньше он мог только догадываться, да-да) о шашнях жены с де Гизом, скачет предъявить ей ультиматум из серии «или он, или я». Мария бросается в Блуа, где де Гиз уже готовится к свадьбе с Екатериной Клевской, и любовник, само собой, идёт на попятную. Дальнейшая судьба принцессы (которую и принцессой-то не назовёшь – шансы на престол у супруги наследника боковой ветви Бурбонов никакущие) мне неизвестна, повести Лафайет я тоже не читала, но из фильма можно подумать, что бедняжка ушла в монастырь. Зато будущее второстепенных персонажей потянуло бы на фильм не менее, а то и более, интересный: Анри Анжу, побыв королём Польши, затем станет французским королём Генрихом III Валуа, а Луи Бурбон, герцог де Монпансье, отец Франсуа, женится на Екатерине де Гиз, сестре Меченого, которого убьют по приказу Генриха, когда он будет в двух шагах от захвата трона. Уже запутались? Тогда не буду мучить вас ещё и родственными связями Генриха IV Бурбона Наваррского, а вернусь к «Принцессе де Монпансье» - кино, как-никак, получилось симпатичным, нескучным, несмотря на растянутость на два с половиной часа, с качественно поставленными сражениями, удачной съёмкой и даже некими приметами времени: здесь не забывают, что в путешествие отправлялись не только с верховым, но и с вьючным конём, что Средневековье не знало понятия интимной жизни etc. Детской наивности и лёгкого дидактизма избежать не удалось, но спишем это на автора повести, а не на режиссёра. А что наиболее приятно – все актёры похожи на своих исторических персонажей: и эмоциональный маменькин сынок де Монпансье-младший, и брутальный де Гиз, и обаятельный фрик Анжу с серьгой в ухе и подкрашенными глазами. Не могу судить только о де Шабанне (всяко Уилсон столь рыцарски импозантен, что затмевает более молодых конкурентов по экрану) и о самой принцессе, зато я сразу отметила сходство Тьерри с актрисой театра на Покровке Натальей Фищук… а вскоре и узнала её голос в дубляже. Мелочь, а плюс.
После фильма я доехала до родной Молодёги и, не застав маршрутки, пошкандыбала до дома пешком. Чего и следовало ожидать, давешние лужи сегодня превратились в каток, так что прогулка стала рискованным занятием. К тому же простуда у меня, как всегда, проявляется не как у людей: не насморк и не кашель, а шишка над губой справа от носа, поименованная мамой «фурункулом». Дрянь, но, надеюсь, рассосётся. А сейчас разрешите откланяться, мне завтра ещё «Сатирикон» читать и в театр идтить…
[381x162]