Надежды выспаться минувшей ночью не оправдались: не успела я заснуть в третьем часу, как бабушке вызвали скорую, нас заперли с на удивление не особо лаявшим, но беспрестанно ворчавшем собаком, а не успели врачи отъехать, как прозвенел будильник. Заснула я только в коротком промежутке между этим звонком, проигнорированным организмом, и разбудившей меня мамой – об этом я могу утверждать наверняка, ибо мне приснилась Саша. Толком не проснувшаяся я поехала в инст, послушала и поконспектировала с отчаянно слипающимися глазами продолжение лекции о Сумарокове, пробежалась в туфлях по снегу (всю жизнь мечтала), покаялась Ольге Альбертовне, что запамятовала принести обещанные стихи. Проснулась на литературе, в перерыве выбралась в инет и съела йогурт, на последней паре по критике высказалась про Глашину работу по «Киже» и – «неадекватно» - по туминасовскому «Дяде Ване». Ещё с утра я заново переписала у Алины номер Марины и скинула ей smsку, на что получила длинное сообщение, самоуничтожившееся после ответа, из которого запомнила только, что спектакль, на который меня приглашают, начнётся не в 7, а в 8 – ни названия, ни продолжительности я не знала, а с Алининых слов решила, что он будет там же, как и в прошлый раз, сиречь в центре Высоцкого. После пар я поехала на Таганку, ибо арбатские заведения надоели, обошла там вокруг метро и нашла таки местный Кофе Хаос, где устроилась у двери и заказала большую кружку женьшеня, а потом ещё маленькую. Вместе с большей частью свободного времени я убила батарейку ноута и потом ещё почитала, а уточнить в сети информацию о спектакле не успела – то есть нашла на сайте центра и в афише Яндекса совершенно разные наименования, не имеющие отношения к Карену Нарсисяну, а когда догадалась зайти непосредственно на сайт Старого театра, тут-то нетбук и сдох. Успокоившись на этом, я покинула Хаос, подошла к центру, сунулась в двери, но охрана сообщила мне, что-де спектакль начался в семь. Подумав уже было, что всё пропустила, я снова написала Марине, та перезвонила и объяснила мне, балде, что спектакль – в клубе «Мастерская», и я ещё вполне успеваю. На бегу обратно к метро я прослушала маршрут от Театральной площади а-ля «Большой-Щепка-вверх к Лубянке и там спросить», поняла, что заблудюсь и лучше доеду сразу до Лубянки, благо ближе. Две пересадки со спринтом по эскалаторам, и я на нужной станции; вышла на поверхность по лабиринту переходов я чисто интуитивно, ориентируясь на указатель «Камерный театр» - театры, они же часто колониями гнездятся. На выходе мне повезло с двумя девушками, которые наперебой объяснили мне дорогу – проще не придумаешь: по переходу, потом в арку «со стаканом». Но я же топографический кретин! Выход из перехода раздваивался, слева был Сбербанк, за ним ничего не было видно, и я почему-то решила разведывать правую сторону. Там тоже ничего не оказалось, я безуспешно спрашивала у всех подряд, мотаясь в трёх соснах, меня даже «осенило», что «стакан» – это пост ДПС, и я обегала их все в округе. Наконец, в некоей «арке», куда я бросилась уже без особой надежды, я встретила ещё одну девушку, чьё добиралово было достаточно элементарно для моих мозгов: прямо, направо, ещё направо. Во второй или третий раз пройдя мимо «Савоя», миновав вышеупомянутый Сбербанк, я узнала, что арка со «стаканом» - значит с вывеской ресторана Stakan, и там же благополучно красовалась табличка «Мастерской». Взбежав по лестнице и пройдя сквозь ресторанный зал, я увидела вблизи от входа в зал театральный пару девушек и с ходу представилась, однако оказалось, что они тоже приглашены и тоже ждут администрации. Поскольку в зал ещё даже не пускали (я умудрилась добраться за полчаса), я спустилась сдаться в гардероб (повезло с последней свободной вешалкой) и вернулась; вскоре зал открыли, билетёры были уже в курсе моей фамилии и пропустили, и я внаглую села на первый ряд – по всем признакам, там был самозахват мест. Программок ни у кого в руках не виднелось, так что названия спектакля я не знала вплоть до возвращения домой, где ознакомилась (и года не прошло, да) с сайтом Старого. Ну да обо всём по порядку.
«Тесный мир» - это не тот, где все знакомы через полдюжины рукопожатий. Это – сказочный город N, где происходят маловероятные, почти нереальные и совсем уж фантастические вещи, а мы смотрим на это как на не менее естественные признаки человеческого быта, нежели, чтобы далеко за примерами не ходить, поход в театр. Сюжеты, друг с другом содержательно не связанные, формально воспринимаются совершенно органично – не как сборник микроисторий, а как взгляд на одно и то же явление «обманутого ожидания» под разными углами зрения. Ситуации на первый взгляд хрестоматийны: вот добропорядочная семейная чета, обаятельная Машенька (Казеева) и типичный очкарик-ботаник Иннокентий (Богданов) скромно справляют день рождения последнего, а к ним в гости заявляется… киллер. Честный малый настойчиво хочет вернуть «натурой» должок: Иннокентий не выдал его когда-то в день неудавшегося «дебюта»; отказываясь от услуг должника, наши герои по простоте душевной случайно «заказывают» своего надоедливого приятеля. А вот жена Настенька (Маракулина) пытается убедить супруга Григория (Милосердов) в том, что прячет в шкафу писателя, сбежавшего из вытрезвителя, но тот не верит – и напрасно: заявившийся краснобай-милиционер принимает скептика за замаскированного беглеца и уводит, тогда как в шкафу действительно обнаруживается чудак, декламирующий белые стихи. И, наконец, грустный рассказ о состарившемся и обнищавшем Иване-царевиче (Пискунов), содержащем в трёхлитровой банке свою самую обычную лягушку – напоминание о другой пьесе Носова, «Табу, актёр!», мною на днях также посмотренной в Старом театре, где в похожем одиночестве существовал Буратино Ковальского. Четвёртый анекдот проходит сквозь спектакль, дробясь на три части: по газетным объявлениям Ирина (Казеева) и Владимир (Ковальский) договариваются о свидании, а другие Ирина (Маракулина) и Владимир (Богданов) – о сделке с недвижимостью. Само собой, перепутываются, назначив общее место встречи: строгая бизнес-леди требует от романтика с букетиком описать метраж квартиры, а жизнерадостная болтушка сталкивается с дёрганым типчиком, зацикленном на покупке апартаментов в центре. Анекдотично? Конечно. Предсказуемо? Ещё как! Но назвать этот чертовски смешной полуторачасовой спектакль комедией в привычном смысле сего жанра не получится, какие бы эпитеты вроде «высокая, интеллектуальная, абсурдная, чёрная» ни приставляй. Здесь никто не занят нарочитым, показным комикованием, здесь вообще не оглядываются на зрителей и не заискивают – напротив, чем серьёзнее звучат реплики, тем быстрее они располагают к себе и тем легче вызывают дружный хохот публики, а ничуть не педалированные мимика, жесты, пластика подчас «звучат» выразительнее любых слов. Да, наиболее яркие черты персонажей преувеличенны, без этого никуда, но населяют «Тесный мир» всё же не плоские карикатуры, а лёгкие шаржи, сохраняющие жизнеподобие, объём и, главное, симпатичность. В них узнаёшь знакомых людей, им сопереживаешь, увлекаешься их диалогами-поединками, с удовольствием нащупывая ту смысловую «ниточку», которая известна всем в зале и никому – на сцене, отчего и рождается удачный юмор. Виртуозность актёрских перевоплощений, чувство меры и вкуса в каждом из труппы достойны отдельных похвал: не наспех нарисованные жирными красками, а психологически обоснованные образы запоминаются всерьёз и надолго, чего не скажешь об одинаковых с лица наборах «муж-жена-любовник/ца (нужное подчеркнуть)» антрепризного пошиба. И не будем забывать, что в каждой шутке есть лишь доля шутки, а всё остальное правда: под занавес герои соберутся вместе, и в каждом из них почувствуются своя личная драма и свой оптимистический свет. Не верить в банальное «всё у них будет хорошо» после этого просто невозможно.
После спектакля я вышла под ливень: в него превратился шедший с утра крупный влажный снег, наметившиеся было сугробы стаяли повсеместными лужами. Приехала домой, собираюсь вот идти спать – завтра-то выспаться удастся, чай в инст только к трём идти. До скорых новостей)
[271x164]