Несколько мыслей об HIPP, мартовские тезисы.
Очень простая мысль:
1. Если ЗАХОТЕТЬ, то узнать, как именно играли в 18 веке можно.
2. Если этого не хотеть , то узнать невозможно.
3. Если это НЕ ПОЛУЧАЕТСЯ , то не надо говорить, что это невозможно.
Гораздо важнее вопрос, нужно это или нет.А вот это отдельный разговор.Способов узнать КАК ОНО БЫЛО много, при желании я могу их перечислить. Их надо знать, или...можно узнать при желании.
4. Не надо идти на такой громадный риск и утверждать, что прогресс движется вперёд и это ХОРОШО, что он движется от худшего к лучшему. Вероятно (я почти в этом уверен) что всё наоборот. Примеров тому - масса, они вокруг нас. Один из них - парусные суда,экспрессивные, экологически чистые, живущие в гармонии с природой.... но тут я уйду от темы слишком далеко.
5. Искусство вообще движется по спиралевидному вектору. Иначе надо говорить, что Шостакович лучше Гайдна, а Гайдн - лучше Баха, а Бах лучше всех, кто был до него, но хуже Гайдна и всех, кто был после него; надо будет говорить, что Вебер и Берлиоз (композиторы , на мой вкус бесперспективно бездарные) лучше Баха, потому что они прогрессивнее, а Телеман - вообще говно, потому что он не в пантеоне признаных, т.е. он хуже Баха, но...лучше Палестрины (см.даты рождения). Абсурд, согласитесь. Схема прямолинейного развития культуры (например музыкальной) - не хиляет. Получится, что Композитор Пупкин, лучше Шостаковича только тем, что родился в 1977 году, следовательно, относится к более прогрессивному времени.
6. Инструментостроение также не движется от худшего к лучшему: тот, кто утверждает подобное, говорит(так получается!), что , допустим все инструменты, на которых играл Бах - убожество, в особенности орган, в который надо было (вот тупость-то:) воздух нагнетать ручными мехами. А вот современный орган - это вещь... Да что там! Орган - фигня, вот синтезатор - вот король инструментов, чудо, совершенство, детище разума венца природы - человека 20 века!
7. Давайте будем осторожнее, говоря: ну не пересаживаться же нам на лошадь, когда есть поезд, самолёт и автомобиль. Осторожнее, друзья, я не исключаю, что двигаясь в ногу с прогрессом мы очень скоро будем вынуждены пересесть обратно на лошадей.
8. Кстати, прогресс прогрессом, а вершиной по-прежнему считаются скрипки 17-18 века. Факт...
9. Не могу понять, почему для человека дискомфорт, когда в музее перед ним висит плохо отреставрированная картина или подделка,но ему НОРМАЛЬНО, когда со сцены на него выливается самоуверенная подделка музыкальная. Дело тут не в том. что музыка существует в ином состоянии, нежели ощутимая руками картина, дело в том, что у всех искусств есть одно объединяющее: необходимость жить и существовать после смерти своих творцов.
10. Я увлекся HIPP, когда исполнение музыки на современных инструментах стало меня коробить и я стал испытывать дискомфорт. (см. пункт 9) Я увидел "маститых", чей авторитет в исполнении, например, концерта Дворжака был абсолютно беспрекословен, и за счёт этого авторитета они, (иногда не со зла) вешали людям лапшу на уши , играя музыку более ранних композиторов. Их исполнение старинной музыки (от барокко до Мендельсона) было ужасным, но никто не смел им сообщить этот прискорбный факт. Они до сих пор находятся в твёрдом убеждении, что ОНИ знают, как надо.
11. HIPP может быть в руках плохих и хороших музыкантов, но ему достаётся всегда за факт его существования.