Некий стереотип, касательно того,что плащ - сугубо одежда от непогоды - не соотносится с реальностью источников. По крайней мере, в костюме знати это скорее дополнительный нарядный аксессуар, нежели утеплитель. Подтверждением тому служит факт, что на многих изображениях 14-15 веков мантели на дамах изображены без подкладки, и таким образом являются элементом гардероба не столько для тепла и практичности, сколько для красоты. А ведь пышный плащ - это действительно красиво. Из сохранившихся не-церемониальных (лишенных религиозных атрибутов) плащей обозначенного периода следует отметить полукруглый (как и все сохранившиеся западноевропейские плащи) мантель 1430 года из исторического музея г.Берна, выполненный из итальянского шелкового бархата, задрапированный и собранный у ворота на ленту.
Собственно, плащи в 14-15 веке, судя по изобразительным источникам, бывают разных видов - без подкладки, с подкладкой, подбитые мехом, отороченные мехом; со стоячим воротником и без какого либо воротника; короткие (до пояса) и длинные; скрепленные шнуром, пуговицами, брошью или шнуром на двух брошках-аграфах; носимые как головное покрывало, ниспадающее до пола или исключительно как плащ, богато украшенные и не украшенные вовсе и т.д. Носиться плащ может как поверх котарди, так и поверх упелянда-гоуна-сюрко, в общем,любой верхней одежды.