[500x223]
С православной точки зрения человек - существо духовно-телесное. Дух в человеке проявляется как совесть, Страх Божий. Через дух также проявляются добродетели: вера, надежда, любовь. Душа имеет три основные силы и сферы проявления - это сила умная, посредством которой человек познает видимый мир; сила сердечная - это сфера чувств, которая проявляется через любовь, скорбь, печаль, радость и т.д. Видимая часть в человеке - тело, плоть - одежда души, и орудие души; телом человек привязан к материальному миру и живет в нем, преображая его для своих нужд. Задача духовного развития и нравственного совершенствования заключается "не в том, чтобы задавить и умертвить душевное и телесное ради духовного, а в том, чтобы сделать управляемыми и послушными сферы душевную и телесную духовными основами своей жизнедеятельности, как более тонкой и высшей сфере в человеке.
Русская православная традиция воспитания в основе своей имеет принципы сбалансированности духовного, душевного и телесного, т.е. для того, чтобы ребенок узнал окружающий его мир и нашел в нем свое место, ему показывают этот мир как согласованное целое, взаимосвязанное и гармоничное. Это достигается тем, что сенсомоторное развитие (владение голосом, телом) сочетается с развитием абстрактного мышления (молитва, чтение книг, слушание рассказов и былин) и образного, а также здоровых эмоций. При этом устанавливается связь с нравственным и эстетическим.
Увлекаясь новомодными и быстроменяющимися педагогическими нормами, а чаще гипотезами, мы жертвуем нравственным и физическим здоровьем наших детей, теряя драгоценные для воспитания первые годы жизни ребенка и пренебрегая опытом многих поколений.
Сбор и публикации детского фольклора страдают тем недостатком, что по ним не возможно воспитывать детей, применить их в жизни. В этой статье хотелось бы хоть немного передать из богатого векового народного опыта и предложить практический комплекс занятий с ребенком до года, показав, по возможности, как народная традиция решала задачи духовного, душевного, физического и нравственного развития с самого начала человеческой жизни. Духовное же развитие и становление личности происходит только в лоне Православной церкви, вне церковных таинств это развитие не возможно и дух человеческий так и остается в стадии зародыша, так как духовная жизнь связана с Богом и Бог - есть Дух и только в общении с Ним, дух человеческий возрастает.
Касаясь тайны деторождения, хотелось бы обратить внимание на учение об этом предмете мужей, которые благодаря чистоте своей жизни проникли в глубины человеческого естества. Они учат, что душа ребенка начинает формироваться с первого взгляда юноши и девушки. Следовательно, чистота и целомудрие влюбленных является залогом нравственного и душевного здоровья их младенца и нации в будущем и наоборот.
Отношение к себе ребенок начинает чувствовать именно с начала жизни, т.е. с внутриутробного периода. Как только проявляются признаки беременности и сама будущая мать и окружающие уже начинают заботиться о ребенке. Дитя - дар Божий, дети преображают дом. По этому плодоносящая должна внимательно относиться к своему душевному состоянию, это время для нее связано со многими запретами. Современные ученые лишь недавно установили, что уже во внутриутробный период у маленького человечка начинает работать слух и вестибулярный аппарат, он чувствует и даже видит свет, т.е. уже в материнском лоне ребенок "накапливает информацию", уже учится, и характер этого опыта оказывает либо положительное, либо отрицательное воздействие на всю последующую жизнь. Но с незапамятных времен все это учтено в мудрости народной и применяется в жизнь, в частности в форме запретов для беременной, оберегающих её и дитё от вредных впечатлений: она не должна быть при заколе животных и слышать их крик при этом, иначе, говорят, родившегося ребенка "обуяет родимчик, он не будет по ночам спать, и изведется от крика"; "отяжелевшей" нельзя касаться руками своего тела, пока у нее не пройдет страх и испуг от грозы, молнии, пожара, чтобы не передать страх дитю; чтобы родившийся в будущем не стал пьяницей; "брюхатая" мать не должна пить водку, бражку и желать горьких овощей: лука, перца, редьки; "во бремени" женщина старается не глядеть на все некрасивое, уродливое, неприятного вида, и наоборот, ей полезно смотреть и любоваться на "маленьких здоровеньких ребятёнков", и часто взглядывать на мужа, чтобы "ребятёнок был на него похож и в него хорош и пригож", или смотреть на себя в зеркало; любоваться цветами.
Будущая мать должна себя беречь и нравственно, духовно. В древности женщины "на сносях" часто старались посещать храм Божий и особенно в "Святки", на "Рождество", Пасхальную неделю, "Троицу" и "Николу". В это время беременные ходили в церковь, оставляли за церковным порогом все страхи и тревоги, и посредством живого общения с Богом они душой утешались и успокаивались созерцая духовную гармонию храма, икон; через это они приобретали доброе твердое настроение, а если мать спокойна, то и ребенок тоже.
Бережное и спокойное отношение к будущей матери должно быть и со стороны окружающих. "Брюхатая" должна пить больше молока и есть красные ягоды: бруснику, клюкву. Но богатое питание сочеталось в крестьянской жизни с гораздо большей нагрузкой, чем у большинства современных женщин. Русская традиция и опыт придерживается принципа, что беременной молодухе лучше работать, чем отдыхать - легче родит, важно не работать чрезмерно, не надорваться. Через нагрузку матери и ребенок получает необходимую ему нагрузку, что обеспечивает ему правильный обмен веществ, и опыт, и готовность к труду. Это разумный подход, защищающий женщину от гиподинамии, излишков веса, а с точки зрения обмена веществ в организме, мышечная работа - основной поставщик углекислоты во внутреннюю сферу.
Во время беременности специальные бабки учили молодуху особым образом дышать и кричать в момент родов, чтобы и самой и младенцу легче перенести момент рождения. Мы видим, что уже в утробе матери малыш проходит своего рода школу. С момента появления на свет начинается новый этап, теперь становиться явным пол ребенка, в соответствии с которым и идет воспитание, например мальчику желают:
Расти, казак,
Пригож, богат,
Силён, смышлён,
Красотою наделен.
Вообще, воспитание мальчика это длительный, многоступенчатый процесс, которому нужно уделять особое внимание. В древности в первые же дни после рождения мальчику давали подержать в руки нож - через это символическое действие ребенок признается мужчиной, таким же, как все, но еще маленьким. То же значение посвящения в мужчины - воины имело и символическое облачение мальчика в кольчугу и шлем. Об этом древнем обряде упоминается в "Слове о полку Игореве":
"Метки в стрельбе мои куряне
Под трубами повиты,
Под шеломами взлелеяны,
Концом копья вскормлены,
Пути им все ведомы..."
Так князь описывает правильное воспитание своих воинов, подчеркнув, что оно началось с самого детства. Рождение будущих воинов ознаменовано сигналами труб, как и победа в бою; взлелеяны, взращены они под шлемами, то есть с одной стороны, под защитой оружия, а с другой, - практически в шлеме, т.е. облаченными в доспехи, и с младенчества приучаясь носить оружие, пользоваться им и ценить его. "Концом копья вскормлены" сказано про воинский обычай есть с ножа, что придает силу, мужество, ярость в бою.
Важным являлся также и этап освящения сына - когда ребенка приносили домой, его брал на руки отец, и, перекрестив, клал его в люльку, т.о. он благословлял своего сына. Мальчик сразу приобщался к мужской культуре словом, мелодией, ритмом, символами, первыми тактильными ощущениями.