• Авторизация


Казак - это воин с головы до ног, от рождения до смерти 19-01-2009 05:30 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[700x546]
Казак - не сословие, а состояние души - говорят на Дону. Главные добродетели - честность, храбрость, патриотизм, почитание старших и гордость подвигами предков. Знать, где когда и за что воевал дед и прадед - дело чести. четырехвековая история общности вольных людей, всегда служивших Отечеству.
Казак - это воин с головы до ног, от рождения до смерти.
По первому зову бросает казак свои мирные занятия, в два-три дня собрался в поход, а на четвертый — уже несется на своем степном коне-скакуне и первым является на бранное поле.
В походе и на фронте он терпелив, вынослив и неприхотлив: на ходу, скоро ест, очень мало спит, всегда на чеку, постоянно готов броситься на врага.
Но чем казак силен и крепок?
Он крепок своей вековой, неизменной дружбой с конем.
Сильнее этой дружбы на всем свете дружбы нет.
Верная казачья жена — драгоценный друг в семье: она содержит целый дом и скрашивает всю беспокойную жизнь казачью. Однако, бывает, что иногда и такая жена изменит.
Только верный казачий конь крепок в своей дружбе и не изменит казаку никогда.
Казак и конь — это одно целое, удивительно прочное целое, в собен-лости в походе и на войне.
И, поэтому, казак может провести на коне бесконечное число дней, не чувствуя утомления,, не зная отдыха.
Но он также способен не один день пролежать вместе с конем в кустах, в камышах, не скучая, не теряя бодрости, и зорко следить за врагом.
А посмотрите, каков казак верхом на коне: сидит — не качнется, как прирос, будто родился вместе с конем.
Посадка бодрая, живая, без конца удалая: грудь вперед — колесом, ил очи назад, голова запрокинута, шапка на самом затылке.
Но он и без коня скор и подвижен, как вьюн, гибок, как молодой стебель, как прибрежный тростник.
Ходит скоро, в припрыку, сидит мало, но очень любит лежать на земле или на зеленой травке.
Глядит смело, открыто: глаза смеются, а на лице бойкая, но очень добрая улыбка.
II
«И пойдет дыбом по свету о них слава,
и все узнают, кто такие казаки».
(Гоголь «Тарас Бульба»).
Не знатен казак своим родом, происхождением, а прославился на вес свет.
Но кто же такой казак? Откуда он? Какого роду и племени Не спрашивайте об этом казака; на такие вопросы вы услышите все один и тот-же неизменный ответ. •—Кто ты такой?
— Казак.
— Какого происхождения: роду и племени? ?
— Казачьего.
— Да кто же были твои предки: отцы и деды?
— Казаки.
Казак вообще никогда не занимался и слабо интересовался своим родом или происхождением. Только одно знает он твердо: что он сам — казак, что отцы и деды были такие же казаки, и с гордостью и достоинством носит это имя.
Казак — вольный человек, никогда не терпевший над сообою чужого владычества и не знавши крепостного или другого рабства.
Свободный телом и душою воинственный отпрыск древнего славянского народа.
Это сын бесконечных южных степей, вольный, как воздух — свободный как ветер.
Широкая, свободная степь его воспитала, взрастила; казачья земля, как мать родная, поставила на ноги, вскормила.
И потому в деле ратном казак надоедлив, как ветер, беспокоен, как вихрь: является там, где его не ждут, врывается туда>, где его не просят.
Опасен казак на войне, страшен в битве и схватке: стреляет в самую точку, колет насквозь, рубит со всего плеча — надвое.
От него не спасешься, не укроешься: бегущего настигнет, приколит, лежащего в полон возьмет.
Таков казак на поле ратном и своей доблестью отвагой прославился на весь свет.
III
Казак никогда не унывает:
он и на войне и в походе песни играет.
Казачья поговорка.
Но правду ли говорят, что казак лют и кровожаден, что он дик и жесток, как зверь лесной?
Нет. это неправда.
Гак говорили и говорят только недруги казачьи, да еще те, кто казаков не видел и не знает.
Такие рассказы — сущая неправда и злостная выдумка.
Совсем наооборот, казак — душа-человек пр:остой, сердечный и обходительный.
Никого без нужды не обидит, а со всяким обойдется по братски, по человечески. Мало того: у него всегда можно найти помощь и защиту, он горой станет за всякого слабого и обиженного.
Только в битве и схватке он ловок, как бес, и страшен врагу-противнику; но на бивуаке, во время отдыха, он весел и добр, как дитя, а всякого пленного накормит и напоит, — последним поделится.
Казак не только отличный воин, но он всегда надежный и хороший товарищ и друг. На него во всем можно положиться, как на самого себя. Уж он не выдаст и не изменит, а случится кому беда, так без зова кинется на выручку.
Казак каждому друг и приятель, со всеми веселый собеседник, Веселость и приветливость вошли у него в привычку, бодрый и шутливый тон редко сходит с его уст.
Ради этого не любит казак молчать и серьезничать: когда он в компании — шутит и беседует, когда сам-песни поёт. Ох и большой он мастер песни петь. Видно, что от самой природы соловьиной породы. Как среди птиц соловей наилучший певец, так среди людей казак, первый песенник.
От колыбели до глубокой старости не расстается казак с песней: она постоянная спутница его беспокойной казачьей жизни.
И если нет у него супротивников на коне да в седле, в битве и схватке, то нет и соперников в хорошей песне. Доказал это казак и на деле: дома он пел, только своих веселил, а за границей запел — все рекорды побил.
И прославился казак даже в изгнании, в тяжелой эмигрантской жизни; не ратным искусством, не военно-боевой удалью, а дивной, чарующей песней, да лихой казачьей джигитовкой, гопаком и лезгинкой.
Таков был казак в старые годы, за дедов-прадедов, таким он остался и по сей день, а потому можно с уверенностью сказать, что славному казачьему роду никогда не быть переводу.

Казачьи заповеди
Каждый член казачьего общества должен знать и следовать главным принципам казачьей нравственности, которая в основе своей имеет нормы христианской морали. В своей основе все заповеди сводились к следующему:
1. Люби Россию, ибо она твоя мать, и ничто в мире не заменит тебе ее;
2. Будь прост, но не подобострастен, доброжелателен, но не льстив. Храни достоинство, но не гордись! Помни, что каждое твое слово – слово народа твоего!
3. Всем служи честно, будь законопослушен.
4. Люби все, что с ранних лет ты впитал в плоть и кровь в казачьей семье, чти традиции и обычаи своих предков.
5. Пуще благ и самой жизни ставь казачью волю! Помни: воля не своеволие, лихость не разбой, а доблесть не жестокость! Помни: храбрые – всегда добрые, потому как они сильны.
6. Не мсти! Оставляй врага своего на суд Божий, он скор и справедлив!
7. Будь свободен душою, но страсти держи в оковах.
8. Никогда не воюй со слабейшим, а только с тем, кто сильнее тебя! Сразив врага, будь милостив! Победив его рукою, победи его милостивым и милосердным сердцем.
9. Прощай врагам своим, не трать своей души на ненависть и зависть.
10. Вступая в любое казачье общество, не поспешай, но присмотрись, поразмысли, а, вступивши, служи ему всем сердцем, всем помышлением.
11. Соблюдай правила и обычаи народа своего. Никогда никого не поучай, но объясняй и советуй, когда у тебя спросят. Тогда станица – любое казачье общество станет тебе домом, отцом и матерью твоими.
Семейное воспитание казаков
1. Воспитание трудолюбия, честной воинской службы, порядочности
С малых лет родители приучали детей рано вставать, одеваться, помогать по хозяйству, выполнять простейшие действия по самообслуживанию. С семилетнего возраста на казачат возлагались посильные работы – уход за домашней птицей, прополка сорняков, уборка во дворе и доме. В три года казачата свободно сидели на лошади; в десять - подростки могли гонять коней на водопой, запрячь и распрячь лошадь, пасти коней в ночном; в двенадцать они гарцевали на лошадях, ориентировались на местности, оказывали первую медицинскую помощь, 14-15 летние подростки могли джигитовать, преодолевать на скаку препятствия, рубить лозу, вести огонь.

2. Учение добру, благожелательности
С малолетства у детей в казачьих семьях старшие воспитывали понимание добра и зла, их учили отличать истинную правду от ложной, героическое от трусости.
Старшее поколение внушало сыновьям, внукам необходимость распознавать настрой человека. Они говорили: « Бойтесь козла спереди, коня сзади, а человека со всех сторон. А чтобы узнать человека, не глядите ему в лицо, а заглядывайте в сердце».

3. Вырабатывание способности правильно оценивать жизненную ситуацию
Казаки знали, что в каждом явлении, событии, происшествии заложены конфликты, поэтому молодое поколение обязано действовать так, чтобы во всем были лад и порядок.

4. Учение послушанию
Из послушного всегда выйдет разумный человек, хороший работник, добрый семьянин и честный казак, а из непослушного- верхогляд, вор, обманщик, насильник.

5. Учение жить своим умом, сочувствовать людям
Особо зорко следили, чтобы ребенок не заражен был завистью. У казаков считалось, что зависть есть ненависть. Завистники – это люди, которые не чуждаются ни воровства, ни ножа, ни топора.
Детям прививали навыки почитания корней родства. Близкое родство считалось до пятого колена. Уже к шести годам ребенок знал почти всех близких родственников, проживающих в станице.
Посещения родственников в праздники, помощь в трудностях закрепляли у детей не только родственные узы, но и воспитывали их в требованиях традиций, обычаев, нравов, трудовых навыков.
Отец и дед обучали сыновей и внуков хозяйствованию, выживанию в опасных условиях: как вести себя с врагами,, при встрече с опасным зверем в лесу, обучали, как развести огонь в дождь.
Матери и бабушки обучали девочек ведению домашнего хозяйства, умению любить и беречь семью, обучали уступчивости, ласковости.
Родители строго следили за взаимоотношениями молодежи до брака. Верхом неприличия считалось проявление чувств в присутствии старших. Разводов в казачьих семьях практически не было.
Любымые развлечения казаков. Косметика казачек.
Главным развлечением казаков была стрельба из лука или ружья. На праздники устраивались скачки и кулачные бои, казаки показывали джигитовку.
Увлекались донцы и борьбой. Для этого все собирались в круг. А в центр выходили два могучих борца, измазанных жиром. Они придирчиво осматривали друг друга, примеряясь, как удобнее прижать.
Одной из любимых забав являлась стрельба по плывущей мишени. Её ставили на поплавок и пускали по течению Дона. Победителем считался тот, кто сбивал мишень.
Соревновались казаки и в преодолении водной преграды. Группа казаков в полной амуниции мчалась на лошадях к реке. Бросившись в воду, на конях переплывали её. Победителем становился тот, кто первым выходил на берег.
Для сохранения цвета лица казачки использовали особый состав, известный под названием «жировка». Эта смесь составлялась из животного жира, сулемы, селитры и сока виноградных листьев. Лицо, смазанное жировкой, не загорало. Однако кожа на нём после нескольких лет употребления становилась похожей на пергамент.
/ Матерал подготовил Виктор БОРЗЕНКО/
Донские казаки стародавней поры были людьми в большинстве своем завидного здоровья и удивительного долголетия. Причин этому можно назвать много, здоровый образ жизни, конечно же, не в последнюю очередь одна из них. Земледелие еще не очень привилось тогда на Дону, основными занятиями казаков, когда они находились дома, были охота и рыболовство, оттого они не знали как русские крестьяне изнуряющей тяжести непосильного труда, по большей части казаки тогда были старобрядцами и, следовательно, не курили, воздух и вода в те времена были еще кристалльно чисты. Но, пожалуй, еще важнее была востребованность Донского казачьего общества в людях пожилого и даже преклонного возраста, что делало старость счастливой порой жизни и как ничто иное мощно стимулировало долголетие казаков. Многие из них жили так долго и насыщенно, что морально уставали от жизни, никак не могли дождаться естественного ухода из неё и в один прекрасный день заявляли, что хватит, пожил, пора и честь знать, ложились в уединенном уголке и, по сути, усилием воли заставляли жизнь покинуть их еще не утратившие сил и здоровья телесаВостребованность в стариках имела различные проявления. Но главным было то, что казакам, как первейшее условие их существования, требовалось накапливать, анализировать и усваивать опыт предшествующих поколений. Именно в этой сфере были основные функции казаков старшего поколения. Вся жизнь казака с пеленок и до гробовой доски была напряженным и никогда не прекращавшимся учебным процессом. Сначала казачонок, а затем молодой, и даже не очень уже молодой казак очень внимательно слушал старших и буквально напитывался их собственным жизненным опытом и опытом их предшественников, сохранённым и донесённым до нового поколения в былинах, песнях и преданиях. Но по мере появления собственного опыта и сами казачата включались в педагогический процесс, обучая тех, кто на год-два моложе их, и так по нарастающей. От успешного овладения опытом своих предшественников, от постижения истинных причин их успехов и неудач в очень большой степени зависели собственные успехи и неудачи, а зачастую и сама жизнь казака. Кто плохо учился, того убивали в первом же бою, от того.. Все стандартные и нестандартные ситуации, в которых оказывались их отцы, деды, прадеды и так далее, на войне-ли, на охоте, в бытовых каких-то переделках изучались, запоминались и были прекрасно известны их внукам и правнукам. Они месяцами проигрывали эти ситуации, не очень спешно передвигаясь по необъятным просторам Евразии, направляясь в ту или иную сторону континента, чтобы в очередном походе встретиться с очередным врагом России и Царского престола. Меряя нескончаемые версты, они не пели, а «играли» свои ни с чем несравнимые песни. Но сами эти песни и предания появлялись на свет и получали право на дальнейшую жизнь, в большинстве своём, на станичных посиделках в кругу стариков.«Тяжёлый грех с родителями ссориться, отца не почёл, значит, и Бога не почёл», — говорили казаки. Непокорные дети, достигшие совершеннолетия, наказывались лишением родительского благословения.
Если с непочтительными детьми родители не справлялись своими силами (например, не могли отбить охоту к пьянству), то жаловались на них в станичный суд. Судьи делали внушения. А бывало, наказывали арестом на 3–7 суток или денежным штрафом.
Но самым страшным наказанием было родительское проклятие.
«Выгонит отец непокорного сына из дому с одним крестом нательным и скажет: «Вейся, как в поле вихорь», — вспоминал донской краевед XIX века М.Н. Харузин. — И мать скажет: «Чтобы тебе труситься, как горькая осина трусится», — вот и пропал человек. Однако материнское проклятие считалось не таким страшным, как отцовское».

В казачьих семьях, за столом, право первым зачерпнуть из общей миски было за самым старшим в семье. Хлеб нарезал только хозяин дома. Бывало, что пожилой старик мог беспрепятственно наказать взрослых сыновей, у которых могли быть уже внуки. А если взрослый сын возвышал голос на отца, последний мог подать жалобу станичному сходу. Сход утверждал решение учить непокорных сыновей и тут же “всыпали горячих” по числу прожитых годов виновника. “Ученый” вставал и вместе с отцом благодарил мир за науку.

Почитание старших в казачьем обществе шло наравне с почитанием детей – продолжателей казачьего рода. Дети, вырастая, создав семью, также бережно относились к своему потомству и учили его уважительному отношению к старшим, окружали пожилых вниманием и заботой. Воспитание по пословице: “Казни сына от юности, да утешит тя в старости” давало казакам уверенность за свое будущее и сохранение устоев.
Казаки отнюдь не были патологическими убийцами, в обычной мирной жизни многие из них и курицу не могли зарезать, хотя грудь этих казаков была увешена заслуженными боевыми наградами.«Обычаи и нравы донских казаков».
Материалы подготовлены В.Т. Новиковым
Свадьбу у казаков чаще всего играли осенью, после окончания полевых работ, или на мясоед — после Рождества.
Но сначала были смотрины невесты. Жених отправлялся к её родителям с двумя старшими родственниками. Гости заводили разговор о погоде, урожае, а затем спрашивали о здоровье дочери. И к слову осыпали её комплиментами: дескать, ваша дочь и красива, и умна, и расторопна. А далее просили, чтобы она вынесла им по чарке. По зову матери появлялась девушка с кубками на подносе.
На следующий день приходили сваты от жениха. Они начинали разговор просто: мол, такой-то казак хочет вступить с вами в родство. Если им отвечали, что не могут выдать девушку, т.к. приданое пустяшное да и денег для свадьбы нет, то это означало отказ.
В случае же согласия отец невесты назначал день, в который сватам надлежало прийти за ответом. В назначенное время являлись сваты, вынимали из-за пазухи кусок чёрного хлеба, посыпанного солью. Хозяева в ответ целовали гостинец говоря: «Дай Бог! В добрый час!»
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (1):


Комментарии (1): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Казак - это воин с головы до ног, от рождения до смерти | Alexcourageous - "Семиреченский казак" Вахмистр Александр Карачаров-Стрельников | Лента друзей Alexcourageous / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»