[200x245]
Еще задолго до того, как была взята Казань, на свободных землях, так называемых «Дикое поле», стали собираться разные люди, не любящие над собой власти или уже пострадавшие от нее, а так же те, кому звон битвы был милее спокойной жизни. Люди эти собирались отрядами, городили круговые крепости и промышляли любыми видами выживания: от простой охоты и нападения на караваны купцов до крупномасштабных военных действий против хазар и малых кочевых племен Азии и юга России. Именно здесь возник и стал развиваться и совершенствоваться рукопашный бой казаков (РБК). Как и во многих боевых искусствах, РБК возник сначала из тех немногих кусочков мастерства отдельных воинов, которые неизбежно делились своим мастерством на поле битвы, а в некоторых случаях имел место и простой «обмен опытом», ну, и естественно самостоятельный рост во время боевого опыта (от отца к сыну меньше, так как немногие отцы тогда доживали до возмужания детей). Тем не менее, РБК стал распространяться в среде воинов называвших себя казаками, так как это была наиболее эффективная система выживания в бою и победы над врагами.
Постепенно совершенствуясь, РБК приобрел и морально–психологическую или духовную основу, а так как казаки не были чужды религии и по-своему были очень даже набожными людьми, то это отразилось и в названии «Казачий Спас». Казачий – потому что возник в среде казаков и секреты этого искусства передавались только между казаками. Спас – от слова «Спаситель», то есть тот, кто спасает.
Так что же это такое? Попытаемся проанализировать и ответить на этот вопрос, удалив по возможности разные преувеличения и преуменьшения тоже.
До сих пор о воинах, владеющих «Спасом», ходят различные легенды, причем одни из них правдивы и лишь приукрашены, другие же чистый вымысел или то, во что хочется верить, другими словами - «народный фольклор».
Как нам теперь известно (телевидение, видео, сказки, былины и т.д.) во многих боевых системах Востока были мастера, достигшие вершин мастерства, и о них слагали легенды. Вспомните о монахах-воинах, бегающих по воде, об искусстве отсроченной смерти, о точке золотого сечения, о бойцах Тайваня, разбивающих камни, о летающих ниндзя, невидимках, о человеке-молнии (не путать с мультиком) и т.д. Все это поражает нас своей необычностью, так как зачастую относится к паранормальным проявлениям человека. И, согласитесь, это впечатляет. Тем не менее, в отличие от восточных мастеров, «Спасом» (если относить временно его к этой категории) владели 90 % бойцов казаков. А это, согласитесь, впечатляет куда больше, чем единицы мастеров Востока.
А теперь приготовьтесь – ответ на вопрос!
Всегда человек, страдающий от воздействия нечистой силы и вследствие этого совершающий ни морально, ни психически неоправданные действия, назывался «бесодержителем». Так вот суперспособности восточных бойцов и Спас казаков - это состояние «одержимости» духом. Да, человек впадает, а точнее, искусственно вводит себя в состояние одержимости духом, а вот каким духом? Это уже следующий вопрос.
Как известно, природа человека трехсоставная. Дух, душа, тело. Что такое тело - худо-бедно мы имеет представление, кто-то большее, кто-то меньшее, но по крайней мере в общих чертах. Душа для нас хоть имеет какое-то абстрактное представление, но о ней мы знаем, о ней мы догадываемся и, наконец, чувствуем ее.
А вот Дух нам неизвестен, так как многие просто не утруждают себя познанием не только Духа, но и души и тела. И, все-таки, не имея знания о духе, мы все же знаем о его проявлениях, то есть, как он себя проявляет (мир-любовь, гнев-ярость, подвиг-преступление), то есть Дух может непосредственно проявлять себя через тело и от того, какой это дух, такие дела и творит тело. Душа же – это совесть от Бога, подсказывает нам о том, что мы сделали или натворили.
И если восточные мастера призывали заклинаниями бесов, то казаки читали Иисусову молитву, то есть, кого они призвали и кому вверяли себя, я думаю, понятно. Хотя многие и могут сказать, что молитва у христиан - это тоже как произношение заклинаний или медитация (что одно и то же). Тем не менее, верно здесь только одно: и те, и другие, скажем так, налаживали контакт или входили в общение с тонким миром, но обращались к разным инстанциям. Оттого и дела их разные. Одни всю жизнь занимались бесообщением, бегали по воде, оставаясь «мастером» в единственном числе, от которых остались лишь «мудреные» легенды, а другие защищали Родину, совершали чудеса и подвиги во имя Отчизны и остались великим народом. И, наконец, «мастера», когда творили свои чудеса, находились в отключке, а русский воин, благодаря благодатному воздействию Духа, души и молитвы, был в сознании и осознавал свои действия.
В заключение хочется предупредить, чтобы никто не спешил обладать Спасом. Ведь «Спас» складывается не из внешних форм и не из чтения текста молитвы. Прежде всего это должен быть глубоко верующий человек, настоящий христианин, а уже потом воин Христов, ибо этому надо научится и начать нужно (ВНИМАНИЕ) из глубины чистого и честного сердца, а не из мимолетного «хочу!», отравленного современной псевдокультурой ума. Ибо в ней нет тех вечных ценностей данных нам Богом и благодаря которым наши деды и прадеды смогли выжить и приумножить Русь, а не свое «я», не свой эгоизм и безразличие.
«Казачий Спас», по большому смыслу - это не только метод выживания в бою, а средство спасения души и тела посредством Духа Святаго, который пребывает во всей полноте в Русской Православной Церкви.
P . S .
Молитва – это разговор с Богом в котором мы славим, просим, уповаем и вверяем себя ему.
Заклинания (мантры и т.д.) – это призывание нечистой силы для удовлетворения своих эгоистических интересов. В обмен на свою душу человек получает суперспособности, которые не пребывают с ним постоянно, а применяются лишь единично.
Различие:
В молитве, Богообщении, в Спасе человек в зависимости от его духовной чистоты может пребывать длительное время без патологических изменений души и тела.
Бесноватые же люди в этом состоянии пребывают кратковременно, а те, кто пребывают долго, расплачиваются за это психическими заболеваниями тяжелой формы, уничтожением души, патологической мутацией тела и его физической смертью (я уже не говорю о духовной стороне, когда бессмертная душа опускается в ад и остается там вечно).
Сходство:
Как и во всех других ратоборствах, «Казачий Спас» - это, прежде всего, образ жизни, посредством которого меняется не только жизнь и тело человека, но и его душа, культура и мировоззрение.
Если одни считают себя «царем природы», а культ силы и вседозволенности – основой мира, то эти мысли им внушаются бесами, несущими всегда разрушительную энергию. Другие же, наоборот, видят в окружающем мире проявления Бога и его творения, дабы своими действиями не нарушить, не сломать совершенства Творца во всем, в том числе и в человеке.
Различие:
Темный воин видит вокруг врагов и в каждом человеке (как венце Творения Божия) смертельного врага, стремится его уничтожить физически, забыв о самом себе. А воин Христов видит прежде всего человека, страдающего «болезнью», и стремится победить болезнь, а не человека. Опять же это тоже лишь тот, кто победил болезнь в себе.
иерей Олег Николаев