http://www.kazachestvo.do.am/publ/1-1-0-13
«Они вышли от нас, но не были наши» (1 Иоанна, 2:19)
В станице Александровской Майского района Кабардино-Балкарии возрождение казачьей общины состоялось 24 ноября 1990 года, атаманом был избран Горбиков Петр Васильевич. Александровская казачья община (АКО) с того времени входила в состав общественной организации «Терско-Малкинский казачий отдел», преобразованного в «Терско-Малкинский казачий округ» (ТМКО). Также АКО изначально находилась в составе межрегионального общественного движения терских казаков «Терское Казачье Войско» (ТКВ), в Союзе казаков России. Горбиков формально являлся атаманом общественных казаков станицы до 22 марта 2009 года.
Вместе с тем, летом 2005 года реестровые казаки (члены отдельного Прохладненского городского казачьего общества) Алябьев А.Г. и Любуня Н.Г. установили личные дружеские отношения с главой администрации ст. Александровской и по согласованию с ним назначили «реестровым атаманом» станицы Кочубея Николая Васильевича. Кочубей был именно назначен, а не избран атаманом, были грубо нарушены казачьи традиции и Устав при его «избрании» - на сходе отсутствовал священник православной церкви, а без присутствия священника круг считается нелегитимным. В то время ТМКО руководил и.о. атамана Логвиненко И.А. – ни он сам, ни Атаманский Совет ТМКО не признали назначение Кочубея – точнее, проигнорировали это событие, продолжая считать законным атаманом Горбикова.
В июле 2005 года начался раскол в ТМКО – одна часть решила объявить своим атаманом Любуню и перейти в государственный реестр, другая часть продолжала подчиняться Логвиненко, считая переход в реестр предательством и опасным решением, наносящим вред общественно-политической стабильности в Кабардино-Балкарии.
С того времени в ст. Александровской формально действовали два атамана – Горбиков П.В. (общественные казаки) и Кочубей Н.В. (реестровые казаки). При этом ни один, ни другой не проявляли должной активности, почти не занимаясь работой с казаками, редко посещали казачьи мероприятия. Вместе с тем казачество КБР окончательно раскололось на две региональные организации – Терско-Малкинский округ ТКВ (ТМО ТКВ) во главе с атаманом Шерстобитовым Ю.И. и Терско-Малкинское окружное казачье общество (ТМОКО) во главе с атаманом Любуней Н.Г.
Атаман общественных казаков КБР Шерстобитов неоднократно выслушивал упреки от атамана ТКВ Инкавцова М.В. за недостаточную работу в ст. Александровской, где казаки перестали проявлять активность, и пытался наладить работу с казаками. Затем атаман АКО Горбиков уехал на постоянное жительство в Москву, после чего возникла необходимость в избрании нового атамана.
В конце февраля 2009 года атаман ТМО ТКВ Шерстобитов и заместитель атамана ТКВ Логвиненко дважды приезжали в ст. Александровскую, встречались с казаками, обговаривая вопрос выборов нового атамана. При этом было установлено, что члены АКО были, в основном, пожилого возраста – многие умерли или покинули станицу. Подобрав актив из восьми человек, Шерстобитов поручил им 22 марта 2009 г. собраться на территории церкви Св. Александра Невского и избрать наказного атамана (временно исполняющего обязанности атамана). Настоятель церкви о. Сергий Дмитриенко одобрил эту идею, предложив активу поставить в известность о своих целях главу станичной администрации Радченко В.И. Как выяснилось позже, местные активисты проигнорировали предложение священника, так как не доверяли главе станичной администрации решение казачьих вопросов – он открыто демонстрировал свое предпочтение и поддержку именно реестровому казачеству.
22 марта к 14 часам Шерстобитов с небольшой делегацией казаков Нальчикской казачьей общины прибыл в церковь ст. Александровской, где его уже ожидало непредвиденное количество собравшихся - более 70 жителей станицы – в основном, это молодежь возраста 18-30 лет. Оказалось, что некоторых из них интересовало не только возрождение казачьей общины и избрание атамана, но и решение вопроса противодействия разгулу криминала в станице. Сход оказался стихийным, многие пришли спонтанно, надеясь, что атаман ТМО ТКВ поможет решить имеющиеся проблемы, которые им создают «приезжающие экстремисты». Участники схода заявили, что их постоянно избивают, терроризируют приезжие из Лескенского, Терского и Урванского районов. Чашу терпения переполнило недавнее жестокое избиение приезжими иноплеменниками сторожа детского сада. К Шерстобитову станичники обратились с просьбой их защитить, организовать создание отрядов содействия милиции из числа казаков. Атаман округа выразил готовность рассмотреть данную просьбу, и заявил, что не ожидал такого развития событий и намерен в этот день решить основную задачу – избрание наказного атамана и возрождение полноценной казачьей общины. После этого участниками схода был единогласно избран наказной атаман, его заместитель и начальник штаба, многие станичники стали тут же записываться в казачью общину. Здесь же Шерстобитов Ю.И. издал свой приказ об утверждении избранного наказного атамана – по рекомендации священника им стал 27-летний Гаврилей Владимир Николаевич. Наказной атаман АКО, согласно приказу, избран на срок не более двух месяцев, на него возложена задача организовать и провести полноценный выборный круг АКО не позднее 17 мая 2009 г. Казаки решили, что станичный круг нужно будет провести после окончания Великого Поста.
В то же время, священник о. Сергий сообщил главе станичной администрации о сходе, после чего Радченко В.И. прибыл на территорию храма и потребовал немедленно прекратить сход, назвав его незаконным. Он пригласил всех участников схода пройти в здание станичной администрации, куда по его просьбе приехали начальник Майского РОВД Сохов З.П. и реестровые атаманы Любуня Н.Г., Кармалико П.Д. и Алябьев А.Г. Узнав об этом, Шерстобитов попросил прибыть на сход заместителя атамана ТКВ Логвиненко И.А., являющегося депутатом Парламента КБР.
Многие участники схода не смогли уместиться в актовом зале администрации, оставаясь на улице. Радченко решил взять проведение схода в свои руки, и сделал ряд недопустимых для представителя исполнительной власти заявлений. Так, он заявил, что реестровое казачество является более законным, чем общественное, что общественные казаки не имеют права носить казачью форму (?!). По его словам, руководство КБР отдает предпочтение реестровым казакам. Радченко выразил свое негативное отношение к Шерстобитову, обозвал его самозванцем, и заявил, что «я не допущу, чтобы приезжие атаманы, не проживающие в нашей станице, вмешивались в дела наших казаков». Хотя сам Радченко пригласил на сход именно приезжих реестровых атаманов, проживающих в Прохладном и Майском – Любуню, Алябьева и Кармалико, которым даже предложил «пройти в президиум схода» и потребовал, чтобы все встали в их присутствии! (встали только сам Радченко и три человека - !). Станичники тут же указали главе администрации на его «двойные стандарты» при оценке действий атаманов полярных казачьих организаций. На сходе звучала критика главы администрации, его «неумения организовать защиту станичников от нападений». Когда Шерстобитов попросил предоставить слово депутату Логвиненко, глава администрации заявил, что гости выступят после того, как жители Александровской покинут зал.
По окончании схода были сформированы четыре отряда содействия милиции, Радченко и Сохов назначили «старших». Затем участники схода покинули зал, в котором продолжилась беседа главы администрации с «приезжими атаманами».
В беседе с Логвиненко и Шерстобитовым глава станичной администрации заявил, что в воскресенье 29 марта он сам организует и проведет «законный круг» по выборам атамана. При этом он настойчиво попросил общественных атаманов не приезжать на круг и пообещал: «если вы на круг не приедете, то я не позволю присутствовать на круге и реестровым атаманам. Я попрошу их не приезжать. На круге будут присутствовать только жители нашей станицы. Обещаю». Наши атаманы поверили главе станичной администрации, решили не идти с ним на конфронтацию и не приезжать в Александровскую 29 марта. Вместо участия в работе круга, атаманы ТКВ запланировали поездку в Беслан на курган памяти. Глава станицы об этом знал.
Что же произошло дальше? Трудно подобрать цензурные слова, чтобы выразить возмущение дальнейшими действиями главы станицы. Он просто обвел вокруг пальца руководство ТКВ, пригласив на круг представительную делегацию реестровых атаманов и их заместителей из разных городов и сел. В зале станичной администрации по зову главы собралось более ста человек. Атаманом был избран Гаврилей В.Н. (как выяснилось – он племянник Радченко В.И.). Реестровым гостям глава станицы дал высказаться сполна, во всем поддерживая их словесно-психологическую атаку на сознание станичников. О чем говорили ораторы-краснобаи? Да все о том же, что и много лет назад: обещали государственную казачью службу, финансирование из федерального и регионального бюджетов, казачью власть в станицах… При этом сказали они без зазрения совести одну суровую правду: «мы раньше были общественными казаками». Были. Принимали у нас присягу, клялись в верности. Получали от общественных атаманов чины, награды. Они вышли от нас – из Терского казачьего Войска, из Союза казаков - навстречу реестровым миражам. Они предали своих братьев, ту казачью организацию, которая их окормляла и вдохновляла. Ушли в некий госреестр, созданный Ельциным и Березовским – разрушителями Отечества нашего. Не мы от них откололись, а они от нас. А ведь грех раскола не смывается даже мученической кровью (по канонам Церкви). Признавать свои ошибки и раскаиваться они не желают – наверно западло.
Ну, да ладно. Бог им судья.
И что же станичники, которые до того благодарили общественных атаманов за внимание к их проблемам и критиковали станичного главу? Они, словно кролики перед удавом, открыли рты от изумления и поверили дешевым басням о реестровой халяве. Большинство из них проголосовали, решили вступить в реестр. Ликовал глава администрации, ликовало милицейское начальство. И только возразить по существу было некому – отсутствовали атаманы общественных казаков. Они в то время поминали убиенных возле кургана. Не знали, что их обманул представитель власти. Уж очень он боялся их влияния на аудиторию.
И что же теперь? Будет нам урок, теперь мы знаем, как поступать нам с нашими реестровыми «братьями-атаманами» и представителями местной власти. Не верить ни одному слову, действовать жестко и решительно. Любое вмешательство представителей исполнительной власти в дела общественных организаций или воспрепятствование их законной деятельности должно караться по всей строгости закона. Вытирать о нас ноги никому не позволим. Говорить о порядочности и братстве с политическими наперсточниками - самоубийственная глупость. Прохладненские казаки, в отличие от александровских, давно уже сыты по горло обещаниями реестровых благ – слава Богу, опомнились прохладяне и избрали атаманом достойного казака Александра Василенко. В Прохладном работа реестровых атаманов не прошла испытание временем. А в тех селах и станицах, где реестровых еще не бывало, у них вдруг появилось немало сторонников. Ничего, время расставит всё по своим местам. Опомнятся казаки, мы уверены. Тщательно скрывает Любуня от местных казаков тот факт, что рушится реестр на Ставрополье, в КЧР и Дагестане: недавно ушли из реестра в Союз казаков России целые казачьи отделы: Предгорный, Пятигорский, Святокрестовский, Нижнекубанский, Среднекубанский, Степновский, Баталпашинский, Михайловский и Кизлярский, разочаровались в реестре, возвращаются к нам и отдельные станичные общества. Но почему-то в Кабардино-Балкарии казачьи общины одна за другой наступают на реестровые грабли!
Настало время реестровым казакам призвать своих атаманов ответить за свой «базар». Обещали они вам государственную казачью службу – требуйте! Обещали финансирование – требуйте! Обещали порядок в станицах – требуйте! Но знайте, казаки, от какого преимущества вы отказались, перейдя в реестр. Мы, общественные казаки, являемся представителями православного славянского казачьего народа, наша казачья организация является субъектом межнационального общения, диалога культур. Мы – такая же национальная организация, как «Адыгэ Хасэ», «Алан» и другие общественные объединения народов Кавказа. Наша главная цель – добиться полной реабилитации терского казачества как репрессированного народа. Реестровое казачество не имеет права быть одновременно национальной организацией. Согласно Уставу реестровых войсковых обществ, их членом может стать любой совершеннолетний россиянин – независимо от национальности и вероисповедания. Нельзя формировать государственные структуры по признаку национальной, религиозной принадлежности, а общественные организации – можно. Или вы государственная структура, или вы – народ. Мухи отдельно, котлеты отдельно. Если казаки желают создать в станицах отряды содействия милиции, ДНД, то им для этого не нужно вступать в реестр. В качестве общественной организации или движения казачество более независимо от капризов представителей власти, более свободно в принятии решений на благо своего народа, чем в рамках госреестра. Искренне жаль реестровых казаков, которых вводят в заблуждение, которым суждено ожидать реестровой халявы до китайской пасхи.
Если говорить о госслужбе, то немало наших, общественных казаков, служит в Вооруженных Силах, МВД, МЧС, имеются наши представители и в законодательной власти – на общих основаниях. Например, активный общественный казак Прималкинской общины военнослужащий Вячеслав Хорош, который героически погиб в Цхинвале от рук террористов, нес не халявную, а настоящую, государственную службу. Кто вам, реестровым, мешает служить на общих основаниях? Или ждете легкой «казачьей» службы, где не надо рисковать, «напрягаться», ходить на дежурства, в наряды? К счастью, наша действующая власть намного мудрее, чем те горе-политики, которые когда-то наломали дров на решении «казачьего вопроса».
В настоящее время Президент нашей страны и Президент Кабардино-Балкарии занимают единую позицию по отношению к казачеству – одинаково поддерживать и реестровых и общественных казаков. Оценку действиям главы александровской администрации Радченко В.И. дадут и вышестоящие руководители, и Совет атаманов Терского казачьего Войска – со всеми вытекающими для него последствиями.
Правление Терского Казачьего Войска