«ЛЕДИ МАКБЕТ» (режиссер Уильям Олдройд)
1865 год. Викторианская Англия. Юная Кэтрин не по своей воле выходит замуж за промышленника Александра Лестера. Девушка живет в достатке, но словно в тюрьме. Отец Лестера ждет наследника, однако новоиспеченный супруг не питает к жене никаких чувств, упиваясь ее моральным унижением. Однажды муж со свекром надолго отлучаются из имения по делам, и Кэтрин получает хоть и сиюминутную, но иллюзию свободы. Девушка пользуется этой свободой сполна, не задумываясь о последствиях…
Лескова нельзя отнести к числу наиболее экранизируемых писателей даже в нашей стране, а потому каждое обращение к классическим сюжетам Николая Семеновича вызывает любопытство. Тем более если делают это британцы. Когда-то «Леди Макбет Мценского уезда» стала легким парафразом трагедии Шекспира, сегодня же условные потомки сэра Уильяма берутся переосмыслить наследие Лескова.
На 90 процентов следуя сюжетной конструкции оригинального очерка, Олдройд рисует свою историю с характерным британским колоритом. Вместо удушливой спеки Орловской губернии – пронизывающий холод английского Севера, вместо русской души нараспашку – пороки, пробивающиеся сквозь чопорность. Макбет с британским берегов расчетливее и смелее нашей Катерины Измайловой, хотя страсти отдается с не меньшим запалом. Почти дебютантка – 21-летняя изумительная и пугающая Флоренс Пью искусно изображает водоворот страстей, бушующих в душе юной леди, вожделеющей большой любви и горько в ней разочаровывающейся. Пушистый котенок вырастет в безжалостную львицу.
Лента в чем-то перекликается с недавним «Роковым искушением», где коктейль из похоти, непокорности и манипуляции чувствами, также является основной действующей силой гендерного противоборства. Сражаясь за эфемерную любовь, Кэтрин фактически противопоставляет себя классическому укладу той поры, когда дама была лишь игрушкой при муже. Демонстративное проявление запретной страсти, как невольный акт феминизма. Аффект Кэтрин первоначально всецело возобладает над личным расчётом, но затем стремительно накопленный горький опыт помогает заглушить чувства. Страсть не только губительна, она первее всего глупа. И это очевидно всем, кроме тебя. Пока ты в ее власти. С задачей перестроить страсть в нечто большее справляются далеко не многие, большинство же гибнут под колесами любви, которой не суждено было начаться.
Создавая нервную эротическо-психологическую драму, Олдройд, помимо прочего, до оцепенения четко рисует портрет быстро растущего зверька порочной системы, который перманентно мимикрирует из жертвы в палача и обратно. Если ты находишься под властью системы – напрягись и победи ее. А затем следуй ею же установленным правилам. Жутко и актуально.