Ну что ж «Глобус» отгуляли, теперь вот и диспозиция будущей раздачи золотых рыцарей стала известна. Конечно, никто не спорит, что «Оскар» давно перестал быть (да и был ли когда-то?) мерилом киношных талантов, превратившись в околокультурное шоу со спортивным оттенком. Но шоу профессиональное и с интригой. А нам того и надо.
Громких сенсаций при нынешнем объявлении номинантов не случилось, но некоторые сюрпризы имеются. Постфактум о победивших и проигравших говорить будет скучно (тем более у нас свой субъективный списочек непременно найдётся) и нескоро, а вот поразбираться загодя на старте – милое дело.
Прогуляемся по основным номинациям и взглядом профессиональных кинодилетантов посмотрим, что кому светит, перебросив небольшой мостик с минувшего «Глобуса» и иных наградительных инстанций.
Сегодня о лучшем фильме.
Еще на вручении наград ассоциации иностранной прессы в Голливуде можно было с 90-процентной долей вероятности нарисовать список претендентов на «Оскар». На «Глобусе» ленты «бьют» на две категории – драма и комедия/мюзикл. Из первой пятерки в очередь за золотыми рыцарями можно было записывать всех: «Выжившего», «Безумного Макса», «Кэрол», «Комнату» и «В центре внимания». Из комедийной категории реальные шансы пробиться на «Оскар» имели только «Марсианин» (та еще комедия, конечно) и «Игра на понижение». Собственно они этими шансами и воспользовались. Ну а «Джой», «Шпиона» и «Девушку без комплексов» благополучно прокатили (хотя весело было бы увидеть их в главной оскаровской номинации, чтоб уж полный швах и балаган). При этом «Глобус» оставил без внимания неплохо котировавшийся «Шпионский мост», «Бруклин», «Убийцу» и новых «Стар Ворзов».
Учитывая, что в последние годы список номинантов на лучший фильм на «Оскаре» состоит из 9-10 картин, вполне возможно было ожидать появления обозначенных лент в шорт-листе. В итоге список составили из 8 лент. «Шпионский мост» и «Бруклин» таки «добрали». Взяли «Марсианина» и «Игру», а из первой драматической пятёрки неожиданно отцепили элегантную «Кэрол» Тодда Хэйнса, восторженно принятую критиками и получившую две Ветки в Каннах. «Убийцу» Дени Вильнёва и «Звездные войны» киноакадемия также не разглядела. Скептично посмотрели и на "Омерзительную восьмёрку", хотя Энио Морриконе и Дженнифер Джейсон Ли свои персональные шансы на успех имеют.
Что до шансов, то фаворит вроде бы очевиден («Выживший» имеет больше всех номинаций, только что «оглобусился»), но лишь на первый взгляд. Во-первых, Иньярриту в прошлом году взял аж три награды, а академики иногда слывут скупыми хозяевами торжества, и могут пожадничать на сей раз. Во-вторых, «Выживший» не отмечен за сценарий, что крайне неприятно для основного фаворита. Ну, и в-третьих, если «Оскара» возьмет Ди Каприо, то про гипотетическую неудачу фильма в целом быстро забудут и академики смогут легко награждать в этот вечер хоть «50 оттенков серого» (прости, Господи). Ибо в сознании обывателей «Выживший» будет не лентой проигравшей на «Оскаре», а лентой принесшей такую статуэтку Лео.
Это мы говорили о внутренних факторах. Но есть еще внешние – в лице других претендентов. Есть ведь и еще резвые лошадки.
При всей любви к термоядерному хулиганскому творению Джорджа Миллера, такие ленты главных наград удостаиваются крайне редко ввиду консервативности академиков. Из разряда фантастических развлекух повезло разве, пожалуй, только «Властелину колец». И то: по совокупности и с третьего захода. В свою очередь «Звездные войны», «Инопланетянин», «Крадущийся тигр, затаившийся дракон», «Волшебник страны Оз» etcнеизменно пролетали мимо главной награды. Может «Mad Max» традицию сломит. Никто ж, в конце концов, не верил, что академики его не только заметят, но и оценят. А оно вон как – 10 номинаций и второе место в списке претендентов. Есть, правда, подозрение, что все ограничится многочисленными техническими наградами и еще одной важной (о ней позже). Интрига, короче, существует.
«Марсианин» тоже вроде мог бы замахнуться на многое, но отсутствие режиссерской номинации (хоть и при наличии сценарной) сильно бьет по амбициям и шансам. И ведь не скажешь, что Ридли Скотт на нее «наиграл». Понятно, это не «Чужой» и не «Бегущий по лезвию бритвы». Но ведь и до уровня последней его режиссерской номинации – «Черный ястреб сбит», «Марсианин» в плане постановки не дотягивает. Впрочем, похожая ситуация не помешала первенствовать в главной категории «Арго» в 2013-м. Тогда Бен Аффлек не номинировался, как постановщик, но преуспел как продюсер (Ридли числится таковым в «Марсианине»). Шансов на повторение подобной комбинации не слишком много. Но вынесение в комедийную категорию «Глобуса» и, как следствие, победа - о чем-то да говорит. Скоро узнаем о чём.
Заметьте. Все три истории – про выживание в экстремальных условиях. Тренд у них в этом году такой, что ли.
«Шпионский мост», «Игра на понижение», «В центре внимания», которые на хорошем счету у критиков, являются все же темными лошадками, способными (особенно учитывая комбинацию режиссерской и сценарной номинации двух последних) при этом приятно удивить.
«Мост» - лучший художественный фильм Спилберга за 10 лет (вышедший в промежутке чудный мульт «Тинтин» оставим за скобками) со времен «Мюнхена». Стивен показал, что на пенсию точно не собирается и гуманистический посыл творца не растерял. Самое смешное, что режиссуру этой работы академики не оценили. Этот минус, как и в случае с «Марсианином», а также полный игнор на «Глобусе» играет в минус прекрасной шпионской истории. Однако магия имени создателя может сыграть свою роль.
«Игра на понижение» - это, прежде всего актуальный сценарий (ипотечный кризис середины нулевых лупасит по всем нам до сих пор), мощный кастинг – Кристиан Бэйл, Брэд Питт, Райан Гослинг, Стив Кэррел, Мелисса Лео, Мариса Томей (на всю банду – 16 номинаций на «Оскар» и 4 статуэтки), сатирическая подача и перспективный продюсер. Кто подразумевается под последним? Все тот же Питт. Смекнув, что актерским талантом он будет долго пробивать себе путь к статуэтке (пример несчастного Лео стоял перед глазами… Да шучу, я шучу
), муж Анджелины перекинулся на продюсирование. В 2014-м такой подход принес ему награду за «12 лет рабства». А ведь были еще нереализованная номинация за «Человек, который изменил все» (за фильм он претендовал на приз и как актер), а также финансовое участие в создании оскароносных «Отступников» и гениального «Древа жизни». В общем, Питт может стать талисманом «Игры». Актёрская награда ему опять не светит, а вот в продюсерской - опять заявлен. Авось.
«В центре внимания», как уже было отмечено, критикой обласкан. И это мягко сказано. Наряду с «Безумным Максом» и пролетевшей «Кэрол», лента о скандале в католической церкви получила наиболее высокие баллы от пишущей братии. Ну, критики академикам не указ. Поэтому и «Кэрол» - мимо, и «Максу», и «В центре внимания» может маловато обломиться. Режиссер Томас Маккарти, уже имеющий номинацию за сценарий милейшего мульта «Вверх», добавил к ней две в этом году: и за идею, и за постановку. Плюс из его актерской труппы на награды претендуют Марк Руффало (третья попытка) и обворожительная Рэйчел МакАдамс. Правда все эти номинации, как кажется, могут остаться лишь данью уважения заслуг отлично проделанной работы. Рад был бы ошибиться.
Ну, и наконец, «Комната» и «Бруклин». Здесь совсем без вариантов в основной категории. Нет, букмекеры, конечно, будут рады принять от вас сумму и предложить безумный коэффициент, но с деньгами придется попрощаться.
«Комната» даже заявлена в режиссерской номинации (Спилберг, сэр Ридли, привет!
), но очевидно, что для ирландца Ленни Абрахамсона это если и не аванс, то все та же дань уважения. Создатель прошлогоднего бесшабашного и безголового (в прямом смысле) «Фрэнка» занимается все авторским кино и «Комната» - тот самое исключение, когда все совпало (и нашим, и академикам). Фильму не светит, а вот за лучший сценарий и особенно лучшую женскую роль (Бри Ларсон взяла «Глобус» на секундочку) лента может пободаться.
То же самое, только минус режиссура, с «Бруклином». Еще одна лента Made in Ireland, которая слишком воздушна для «Оскара», но для небезызвестного сценариста Ника Хорнби и с немалой долей вероятности для Сирши Роан (сражаться придется с вышеупомянутой Бри) может стать счастливой.
На сём зафиксируемся. Дальше поговорим о постановщиках и лицедеях. Но не сегодня.