Так вот... опять об образовании.
Сейчас, на самом деле, во Франции активно обсуждают тему о подготовленности новоиспеченного молодого специалиста прямо таки "с пылу с жару", то есть с университетской скамьи, с дипломом под мышкой. Говорят много плохого, хотя по сути, французская действительность мало отличается от российской. Разница лишь в том, что "тут" и "там" смотрят на это по разному.
А смотрят на это по-разному лишь потому, что "тут" есть с чем сравнить! А именно с высшими школами. Бытует мнение, что в высших школах, могучих, великих и безумно дорогих, подготавливают кадры настолько хорошо, что войдя, так сказать, в профессиональную жизнь, они себя чувствуют как рыбы в воде, то есть руку они хорошо набивают, то есть им набивают мозги в достаточной степени, чтобы начать свою карьеру с высокой управленческой должности. На этот счет, конечно, у меня большие сомнения, но речь не о том...
На фоне этих высших школ, университеты, имеющие статус "дешево и сердито", явно хромают на одну, если не на обе ноги: образование считается слишком отдаленным от профессиональной реальности, слишком научным, напичканым никому ненужными догмами.
"Это очень плохо!", говорят французские работодатели, и мило улыбнувшись тебе, берут на работу бравого молодца из никчемной (мало котируемой, ползущей в хвосте весьма ограниченного списка), но высшей школы.
"Диплом вуза есть? Хорошо. Не по профессии? Ну ладно. Ведь университет учит мыслить логично. Остальное приложится... Научим, научишься...", примерно так (утрирую конечно, не так все просто, но все же) говорят российские работодатели. (не буду развивать историю о своих да наших, здесь на "теплые" должности тоже связи надо иметь, как и у нас...)
Почему такие разные реакции?
Просто на просто "тут" и "там" немного разные ценности. "Тут" ценят усидчивость, исполнительность и, модное такое слово, мотивированность действий и хороших преподавателей (которые, конечно же, преподают в высших школах!:glasses:). "Там" основное и главное качество - способность раскинуть мозгами. Если не дурак, то и без образования справится... но в этом случае, конечно, начинать надо будет с низов, шаг за шагом увеличивать опыт, доказывать, что ты не верблюд и что мозги у тебя есть.
Не уверена, но может, немного поэтому "там" везде слегка бардак, а "тут" порядок, но ярко выраженная элитарность...
И все же система образования мне нравится "тут" больше, чем "там". "Тут" заставляют самоопределяться, хочешь ты того или нет, постепенно, со скрипом, но начинаешь понимать, что тебе интересно, а что нет. По началу интересно все, потом с некоторой долей уверенности можешь заявить, что не нравится, затем круг сужается еще больше. Самое главное, это происходит во время учебы, а не во время работы. И это поразительно экономит время и предприятия, и свое собственное.
Как это происходит?
1) "Тут" отсутствует пятилетний план образования. Это значит, что поступив сегодня в вуз, на следующий год можно поменять или скорректировать направление. На каждый год имеется диплом: Лицензия 1, 2, 3, мастер 1 и наконец, мастер 2. На первом году названия дипломов больше походят на названия направлений : экономика, финансы, менеджмент, маркетинг и т д. Каждый последующий год становится все более конкретным, а предложение дипломов все более многообразым. (+)
2) "Тут" нет преференций. Каждый студент получает то, что заслужил, то есть то, на что он реально знает. Приятно удивила идея заклеивания уголков экзаменационных листов, на которых написана имя, фамилия студента. Эти уголки могут быть отклеены только после проверки работы и окончательного утверждения оценки. Слишком уж меня бесила эта манера лебезить перед преподами, никогда этого не делала и раздражалась страшно, когда видела, что это кто то делал .(++)
3)Списывание "тут" не то что не в почете, но и унизительно , причем карается страшно, вплоть до исключения из универа до 5 лет! Это воспитывает в человеке расчет только на самого себя. Вот что значит заставить учиться, а то собственно, зачем вообще туда идти... (+)
4) Двадцатибальная система оценок "тут" позволяет более точно дифференцировать знания учащихся. Вспоминаются обидные моменты, когда получив, например, 4, оказываюсь на одной линии со слабыми, но поимевших счастье "натянуть" оценку... В этом плане, кажется, и "там" начинает что то и где то внедряться... Это хорошая новость (+)
5) "Тут" имеется выбор предметов. То есть каждый имеет право выбрать "по вкусу" то, что он хотел бы изучать. Таким образом система образования убивает сразу несколько зайцев: во-первых, воспитывается чувство ответственности за свое будущее, во-вторых, происходит корректировка курса "плавания", отсекается то, что менее интересно, а значит, начинает работать чувство самоопределения. (+++)
6) Стажировка, или по нашему практика, "тут" длится не 2 и не 4 недели, как это было когда то в моем случае, а 6 месяцев минимум. Только в этом случае предприятие и другая организация могут хоть что то доверить и дать вкусить реальный вкус рабочей атмосферы молодому неопытному стажеру, чтобы он почувствовал себя нужным и приносящим какую то пользу... Обучать в течение 4 недель, чтобы потом он ушел - да кому это надо... Пусть лучше он вот бумажки в стопку складывает, или вон фотокопии делает. Поднимите руку, кто на российской стажировке реально работал... Думаю, таких будет очень мало, если и будет вообще... Так что для России здесь огромный минус. (++)
7) Последний пятый год обучения проходит в так называемой работе в группах... Такое встречается и на более ранних курсах, но реже. В этом семестре я с этим столкнулась впервые, и, надо сказать с ходу это очень нелегко. Трудно считаться с мнением других, найти общее решение, и при этом чтобы оно было стоящим... Такому надо учиться... а у нас не учат... (+)
Вообще идей на эту тему много, но не сразу все вспоминается
Есть не только плюсы, но и минусы, как то, манера преподавания иностранного языка, преобладание письменных экзаменов над устными, отсутствие индивидуального подхода, хотя последнее не скажу, что слишком отрицательно....
Потом, может, допишу...
LI 5.09.15