Я подумал-подумал, и пришёл к выводу, что, быть может, я вёл себя откровенно по-хамски.
Во-всяком случае, когда эта девочка так распиналась, пытаясь внушить мне чувство вины за то, что я имел наглость планировать свои дела на потенциально учебное время (то есть до 17:10, как я понимаю), с моей стороны было некрасиво, выслушав, заявлять "мне неинтересно, кто прав, а кто виноват".
Да, эта фраза отражала мою общую ориентацию на конструктивную беседу -- мне было интересно, что же теперь делать, а не кто виноват. "Кто виноват" -- это практически всегда неконструктивное русло для течения беседы. Да, эта фраза отражала моё раздражение тем, что девочка эта не хочет идти на конструктив. Но этой фразой я реально нарушил
порядок клевания, причём крайне жёстко. В своё оправдание я могу сказать, что я просто не чувствую этого порядка клевания. То есть я его нарушил не потому, что хотел нарушить, а потому что я реально не заметил никакой иерархии. Я пришёл пообщаться, с крайне конструктивным настроем, что, по-моему, должно располагать ко мне. А когда эта курица попыталась меня построить, я не понял, что происходит, я честно подумал что она просто совершает распространённую ошибку мышления и просто неверно расставила приоритеты важности проблем. "Кто виноват" -- это проблема заслуживающая определённого внимания, но "что делать" -- гораздо более важная проблема. По-крайней мере для меня, и когда она упорно отказывается обсуждать "что делать" и скатывается на "кто виноват", то у меня возникло естественное желание внести ясность в свою позицию, что и вылилось в "мне неинтересно, кто прав, а кто виноват".
При этом, я отмечу, что её взгляд на проблему "кто виноват", по-моему, весьма односторонен и в принципе построен таким образом, чтобы обелить её. Я уверен в том, что даже если она и права формально, то с точки зрения человечного отношения к человекам она не права в корне. И я не хотел поднимать эту тему. И это нежелание тоже было отражено в моей фразе "мне неинтересно, кто прав, а кто виноват."
И всё это ставит следующий вопрос "что делать". Как мне избежать подобных казусов в будущем? И вот тут я действительно в прострации. Менять бюрократию так, чтобы она по-человечески относилась к человекам? Я не чувствую в себе достаточного количества сил, чтобы провернуть подобное деяние. И я не хочу браться за это дело, потому что моя задача -- получить образование и диплом об этом, а не брать на себя роль воина Добра и Света и начинать спасать мир от злобных бюрократов. Изменить бюрократию никак, значит надо менять меня. Кстати я отмечу: всё это рассуждение ещё раз показывает неконструктивность рассуждений о том, кто прав, а кто виноват: вне зависимости от того, кто прав, а кто виноват, всё равно меняться придётся мне. То есть мне придётся отыгрывать роль виноватого, даже если мы допустим, что виноват не я, а бюрократия.
Но как я должен был себя вести в той ситуации? Просматриваются два варианта. Первый -- молча не явиться на тестирование по английскому. Дождаться когда случится первое занятие по английскому и поставить англичан перед фактом. И пускай они бы как-нибудь выкручивались. Но это не являлось бы гарантией, потому что англичане могли бы отправить меня по тем же инстанциям, где мне опять же могли бы попытаться доказать, что я не прав, на что я с большой вероятностью среагировал бы как-нибудь ВНЕЗАПНО. Для них внезапно, то есть совершенно не ожидаемым ими способом: они привыкли общаться с детьми до 25 лет, и расслабились на этом фоне.
Второй вариант мне нравится больше, я должен был раскаяться. Признать свою вину, поплакаться и затем как-нибудь исподтишка переводить разговор в конструктивное русло. Но да, с этим была проблема: сложно признать свою вину за проступок, который ещё не совершён, который я лишь собираюсь совершить. Да-да... Именно это мне и помешало тогда разрулить ситуацию как надо: я не отрекался от вины, но когда я заявлял что тем не менее я собираюсь прогулять тестирование по английскому, причём без того, что бюрократия называет "уважительной причиной", то я не выглядел виноватым нисколько.
То есть, мораль сей басни сводится к тому, что я должен был действовать исподтишка? Просто прогулять занятие? Но я столько времени тренировал своё мышление уже сейчас реагировать на то, что произойдёт с неизбежностью, причём реагировать так, будто оно уже произошло... Безвременная теория принятия решений -- я долго и упорно ломал себе мозг об эту модель мышления. И что, теперь ломать обратно?