Сталкер Стругацких, сталкер Тарковского и просто S.T.A.L.K.E.R.
22-04-2007 16:14
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
Да, всё непросто в этом мире. Свежевышедшая (свежедошедшая до моих рук) отечественная игра СТАЛКЕР - не исключение. Очевидно заточенная под западного геймера (зловещая заставка на английском: "S.T.A.L.K.E.R. Shadow Of Chernobyl" и попадающиеся время от времени бензиновые канистры "barrel" тому лишнее свидетельство), как бы она не осталась непонятой там, ежели она туда вообще дойдет. Впрочем, что бы тут непонятного? Если есть люди и есть огнестрельное оружие - значит нужно убивать (а потом удивляются, когда школьники переносят эти принципы в реальность). А всякие нездоровые штуки типа собак-мутантов, странных мигающих глюков и всевозможных "мельниц", "каруселей" и т. п. - ну как же, Чернобыль, радиация, гигантские помидоры...
Честно говоря, обидно. Обидно за доброе имя сталкера. Стругацкие в своем "Пикнике на обочине" писали совершенно о другом. Они писали о потерянном человеке, который ищет в жизни большего, чем он может понять. Когда сопляк взял с собой в Зону пистолет, настоящий сталкер Ред Шухарт посоветовал его выбросить. В Зоне от оружия не было толку. Настоящие проблемы с помощью огнестрельного оружия не решаются, и в этом может быть было больше смысла, чем во всех остальных идеях книги. Потому, может быть, что Зона была жизнью, непонятной чуждой жизнью, которую обязательно надо прожить. Это была метафора.
Кинорежиссер Андрей Тарковский эту метафору заметил. Недаром его сталкер повел в Зону своих странных "клиентов": писателя и, кажется, ученого - в поисках смысла жизни. И ученый недаром притащил туда с собой бомбу: Тарковский вообще был повернут на духовности, а тут еще Чернобыльская катастрофа - техногенный Армагеддон - плата человечества за чрезмерное самомнение. Недаром же в Зоне Тарковского появился и пресловутый Четвертый реактор. Тарковский расширил метафору Стругацких: чуждая непонятная жизнь находится между духовностью писателя и бомбой ученого, и сама по себе напоминает антропогенную катастрофу. Но если у Стругацких Зона была смертельно опасна, то у Тарковского она вдруг стала просто тихим спокойным уголком. Вспомним: вне Зоны фильм был черно-белым, но внутри Зоны обретал цвет...
Создатели же игры уловили в книге и фильме только связь Зоны с Чернобылем, увы. И серьезный пласт русской культуры и русского миропонимания ХХ века остался за кадром. Может быть процентов десять русских геймеров читали "Пикник на обочине". Может быть полпроцента смотрело "Сталкера". Но там, за бугром, куда целят, но все никак не могут попасть наши гейм-мейкеры, это число в обоих случаях будет равняться нулю. И вот за это мне обидно. Это как сделать игру-боевик про студента, который топором мочит бабок на улицах большого грязного города. За попадение в голову - бонус.
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote