[271x400]
Читая критические статьи, посвященные "Коллекционеру", не могу отделаться от смешной мысли: ни один критик не хочет показаться "примитивным" "черно-белым" читателем, и считает просто своим долгом так или иначе опустить Миранду Грей. Умница, красавица, рисовальщица-почти художница, славная наивная девочка, попавшая в лапы грубого, тупого и бездушного бухгалтера-маньяка. У любого другого автора она могла бы быть безусловно положительным героем, но только не у Фаулза! "Подобно множеству студентов, ей были свойственны высокомерие, педантизм и либерально-гуманный снобизм" - говорит о ней сам автор. Пелевин вот характеризует ее как типичный образец интеллигента-совка. А еще один критик так вообще назвал ее "скрытым коллекционером".
Фаулз помещает себя во все свои произведения. В "Коллекционере" он расщепился на Клегга (животную часть мужского естества, напрочь лишенную эротизма, но обладающую гипертрофированным желанием обладать женщиной как вещью, я бы даже сказал - гипертрофированным желанием создать семью) и Чарльза Вестона (интеллектуальную творческую часть, которая семью в гробу видала, но зато любит женщин как женщин). Между этими двумя Фаулзами Миранда оказалась зажата как в тисках. Первый не подходил ей потому, что был намного ниже ее, второй - наоборот. Сама же она, маленькая мещаночка, сформировавшаяся в разлагающей богемной среде, разрывалась между тем и другим (или все-таки сдавливалась? :) ): пыталась то помочь Клеггу, то - отдаться Ч.В.; впрочем, по мере переосмысления ситуации у нее появлялись и обратные намерения: отдаться Клеггу и помочь Ч.В. Сказать, что девочка запуталась? Ничего не сказать.
Но я не буду бросать в нее камень. В двадцать лет нужно быть наивным высокомерным педантом, отягощенным желанием спасти мир и прочими идеалами. В двадцать лет нужно запутываться и распутываться, создавать себе проблемы и решать их. Миранда не заслуживает камней, не заслуживает пристального похотливого взгляда критиков, высматривающих прыщики на ее лице. Я сейчас в очередной раз допускаю ошибку: отношусь к литературному персонажу как к реальному человеку. В свое время мне эта ошибка сильно попортила жинь. Но Фаулз слишком честно пишет, чтобы я мог воспринимать его героев иначе. И, читая "Коллекционера", критик во мне, жаждущий посмеяться над Мирандой, найти в ней несовершеснтво, закономерные причины, приведшие ее к смерти, отступает перед человеком во мне, которому просто очень жалко бедную девочку.