Свобода - это кто?
29-09-2006 10:22
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
СВОБОДА - своя воля, простор, возможность действовать по-своему; отсутствие стесненья, неволи, рабства, подчинения чужой воле. Свобода понятие сравнительное; она может относиться до простора частного, ограниченного, к известному делу относящемуся, или к разным степеням этого простора, и наконец к полному, необузданному произволу или самовольству.
- Толковый словарь Даля
СВОБОДА - способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, осуществлять выбор. Люди не вольны в выборе объективных условий своей деятельности, однако они обладают конкретной и относительной свободой, когда сохраняют возможность в выборе санкционируемых нормами и ценностями данного общества целей или средств их достижения. Историческое развитие общества в целом сопровождается расширением рамок свободы личности.
- Энциклопедический словарь
Во как. Если древний Даль еще сохраняет в своем определении полный, необузданный произвол, то современный энциклопедический словарь, упоминая расширение рамок свободы личности как историческую тенденцию развития общества, уже ни о каком произволе не говорит. Забавно, ну да ладно.
Так что же такое свобода, и насколько адекватны вышеприведенные определения? Из недавних разговоров для меня стало очевидно, что это понятие и в самом деле весьма "сравнительное". То есть, говоря современным языком - относительное. Хотя, конечно, для меня это было очевидно и раньше, просто сейчас разбередили во мне этот старый неотвеченный до конца вопрос: что такое свобода?
Показательно, что, начав разговор о свободе, первым делом перешли к массовым убийствам (собственнно, было наоборот - к свободе перешли от массовых убийств, что еще более интересно). Несколько лет назад я бы, пожалуй, согласился...
Лет в восемнадцать-девятнадцать-двадцать плюс-минус еще парочка годов у меня была голубая мечта - уничтожить мир. Ну да: священный подростковый максимализм, несправедливость мира, необходимость исправить все проблемы одним махом. Через это прошли практически все, а многие проходят как раз сейчас.
Как отголосок этой деструктивной мечты, во мне сложилось весьма критическое отношение к понятию "свобода". Я очень рано понял, что это слово - обман. Потому что чем больше говорят о свободе, тем меньше понимаешь, о какой свободе идет речь. Демократия - это свобода? Но как я могу влиять на жизнь страны? Не участием в выборах ведь, которые всё равно выигрывает тот, кто больше заплатит. Отмена табу на гомосексуализм - свобода? Но отношение к голубым не изменилось ни у натуралов, ни у самих голубых. Да и вообще это все мелочи, а главный вопрос, который меня тогда мучил: ПОЧЕМУ Я НЕ МОГУ ВЫЙТИ НА УЛИЦУ И ВСЕХ УБИТЬ?!!!!!!!!!!!
В этом и заключалась моя главная проблема со свободой. Не имея возможности уничтожить всех, кого я ненавидел (а ненавидел я тогда всех до единого), я не ощущал себя свободным.
Чем меня зацепил "Бойцовский клуб", так это своей глобальной деструктивностью. Уничтожить современное общество одним махом и дать ему возможность развиваться заново. В точности повторяет мою мечту, правда?
В то время я переписывался через интернет с одной женщиной, которая старше меня на десять лет. Я поделился с ней своим восторгом по поводу этого фильма и этой деструктивности, и она сказала тогда, что человечество, будучи отброшенным назад, всё равно пойдет по той же дороге. Тогда меня этот ответ не удовлетворил. Сегодня я могу с уверенностью повторить эти слова. Мне больше не хочется уничтожать мир. Я больше не верю в очищающую святость войны, в которую верит любой мальчишка.
Вернемся к свободе. В древние времена, насколько я понимаю, слово "свободный" означало "не раб". Свободные были подчиненными своего господина, господин был вассалом другого господина - и так далее до господа бога включительно. Эта последовательность повторяется с небольшими различиями практически в любой культуре, и называется она иерархической лестницей. Является она самым настоящим инструментом административного подавления - чего? Правильно, свободы. И, тем не менее, рабы являлись лишь нижней ее ступенькой. Все остальные ступеньки были - свободными. Им было довольно уже того, что они не были рабами.
Но вот рабство отменили. И что теперь? Теперь все стали свободными - и не с кем стало себя сравнивать? Как бы не так! С исчезновением нижней ступеньки-рабства внизу оказались те, кто до этого был предпоследней ступенькой - средний класс (я вынужден включить в него же и так называемый "низший класс", потому что расстояние между этими классами совсем не велико - как тогда, так и в наше время). Но средний класс, развращенный привычкой считать себя свободным, не пожелал слишком долго мириться с таким положением. И началась многовековая борьба за понятие, после отмены рабства из формального статуса превратившееся в одну из самых лживых абстракций в истории человечества - за понятие "свободы".
Покатился вал культурных революций. Я не шибко подкован в истории, но могу причислить сюда исторический феномен Ренессанса, который породил течение гуманизма, и кровавую мясорубку французской революции, которая навсегда, видимо, заразила французов болезнью поиска свободы, а всему миру показала, как это надо делать. Ровесник этой революции, всем известный маркиз Донасьен Альфонс Франсуа де Сад мучился тем же запором, но он хоть искал выход в эротизме, не в массовых казнях. А вот гильотину изобрела именно французская революция - тогда как раз потребовался способ конвейерного уничтожения людей, обычные виселицы и топоры не справлялись. Революция захлебнулась в собственной крови - но отбило ли это у французов желание искать свободу этим странным способом? Нифига! Что такое "Посторонний" Альбера Камю, как не поиск свободы в чужой крови? Герой этой повести убивает человека - просто так убивает, без всякого злого умысла. Честно говоря, он просто не понял, зачем (про "за что?" я молчу) это сделал. У Жан-Поля Сартра, кажется, тоже есть рассказ на сходную тематику. Да, в конце концов, именно французу (каюсь - не понмю, кому именно) принадлежит ключевая фраза: "Самый совершенный акт свободы - это выйти на улицу с пистолетами и начать стрелять в прохожих с двух рук." Вот что такое французский экзистенциализм.
Именно Франция подарила Америке Статую Свободы - о, Франция нашла себе достойного преемника! Про американцев и их понимание свободы я мог бы сказать очень много, но именно поэтому это лучше сделать в отдельной теме. Авансом же замечу, что именно Америка подарила миру такое занятное явление, как школьные бойни. И каждый раз следствие выясняет, что это были не разборки школьников друг с другом, а именно "самый совершенный акт свободы".
Пусть весьма условно и не совсем последовательно, но в общих чертах я обозначил развитие идеи свободы в нашей культуре. Мою же личную позицию повторю: свобода есть абстракция, с исчезновением рабства потерявшая свой смысл. Можно быть свободным от надсмотрщика с кнутом, но нельзя быть свободным от себя самого и от общества, в котором живешь.
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote