Сколько-то лет назад я купил mp3-диск (они тогда только-только появлялись), на котором была удивительная сборная солянка из Dio, Doro, Moonspell и... Pavlov's Dogs. Ну ладно, я сейчас не об этом. Moonspell были представлены на диске тремя своими лучшими альбомами: Wolfheart, Irreligious и Sin/Pecado. Изучая их лирику, в песне "Herr Spiegelmann" ("Человек-зеркало") я наткнулся на следующие строки:
"Everyone considered the man in the blue jacket
as the most beautiful human being they have ever seen:
nuns saw on him the Messiah in flesh;
Satan's adorers - the lustrous Prince of Darkness;
philosophers - the Supreme Being;
young females - an enchanted prince;
Men - an ideal reflection of themselves."
Patrick Suskind: The Perfume ("Story Of An Assassin")
Последнюю строчку я переписал в записную книжку и благополучно забыл о ней. Но, тем не менее - так я узнал об этой замечательной книге Патрика Зюскинда.
Прошло несколько лет, и я, видимо - от недостатка книг, начал перелистывать свою старую записную книжку - и нашел там эту строку. Найти книгу в интернете было несложно. А затем...
Затем...
Затем прошло еще несколько лет, и вот вчера я посмотрел фильм, снятый по этой книге. И вот что я вам скажу: лично мне фильм понравился. Понравился не как самостоятельное произведение искусства, но как возможность "посмотреть книгу". Критики фильма обвиняют режиссера Тома Тыквера в излишней дотошности и буквальности - а мне это только понравилось, потому что воскресило в памяти многие моменты книги, которые я забыл. Посмотреть этот фильм для меня значило - перечитать книгу. Да еще и - с картинками:) И, должен сказать, большинство фильмов, снятых по книгам, должны бы быть именно такими: не "новыми" произведениями искусства, а лишь дополнениями к своим прототипам. Мне потому и не понравился "Властелин колец", что режиссер пытался превзойти Толкина. Естественно у него ничего не получилось, потому что он мог сделать это только в области спецэффектов - а благодаря их чрезмерному обилию акцент фильма сместился в сторону боевика. А ведь книга совсем не об этом...
Фильм же "Парфюмер" - о книге. Я не уверен, что фильм можно правильно оценить или даже просто понять, не прочитав книгу перед этим. Многие из зрителей не поняли, например. Не оценили его и те, кто читал книгу, но ждал от фильма чего-то другого - например мои жена и сестра, с которыми мы и ходили в кинотеатр. Они ждали от фильма чего-то большего. А большее было и не нужно. Этот фильм - иллюстрация к книге. В общем и целом - удачная.
Немного из истории фильма (информация с
www.vz.ru):
Патрик Зюскинд упрямо отбивал атаки продюсеров и режиссеров с 1985 года – с тех пор, как «Парфюмер» впервые увидел свет. Немецкий писатель просто не верил, что кто-либо сможет перенести на экран мир запахов, в котором жил Жан-Батист Гренуй. Он, правда, называл человека, которому это под силу, – таковым он считал Стэнли Кубрика. Но режиссер ознакомился с книгой и заявил, что ее адекватная экранизация невозможна.
Лишь смерть Кубрика убедила писателя, что стоит попробовать. В 2001 году состоялась сделка века – права на «Парфюмера» ушли к продюсеру Бернду Айхингеру за 10 миллионов долларов. Тот же сделал ставку на молодого, но очень талантливого режиссера, сценариста и композитора Тома Тыквера. Автор «Беги, Лола, беги» и «Рая», Тыквер с энтузиазмом взялся за новое для себя дело. Он никогда не работал с бюджетом в 60 миллионов (как, впрочем, и любой другой европейский режиссер), предоставляющим возможность реализовать любую, даже самую смелую идею. Но на подготовку проекта все равно ушло несколько лет.