Длинный скучный невнятный фильм. Герои говорят шёпотом, словно это предаёт их диалогам больше драматичности, потом подолгу молчат и ходят. И эти хождения тоже должны нам что-то сказать, однако ничего не говорят. Потому что если просто заставить актёра ходить как Янковского в «Ностальгии», Тарковского из тебя не получится. А Звягинцев явно ощущает Тарковским, видимо, потому что тоже Андрей, и делает фильм всех времён и народов. Для этого он не привязывает действие ни к какой конкретной стране и эпохе. Но абстрактную картину нужно создавать абстрактными приёмами, а Звягинцев одевает русских актёров как рафинированных европейцев, которые слушают панихиду православного попа, вышедшего из протестантской кирхи, стоящей среди шведских полей. А умершую увозила в больницу скорая-катафалк советского образца. Завершается фильм пением шолоховских крестьянок. Поют они, безусловно, красиво и прочувственно, но здесь это ни к селу, ни к городу.
«Изгнание» представляет определённый интерес для киноманов. Они могут устроить соревнование: кто узнает больше цитат из Тарковского. Я считать не стал, но получилось что-то около десятка.
И ещё очень хочется отметить плохую работу оператора. Такой ужасной постановки света я ещё нигде не видел.
[450x300]