Без заголовка
09-10-2006 17:42
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
Как известно, человек личностью не рождается, а становится в процессе своего развития. По крайней мере, такого тезиса придерживается большинство современных психологов. Развитие ребенка – это результат активного взаимодействия его внутренних природных сил и социальных условий.
Но это все понятно и известно всем на бытовом уровне, об этом пишут в учебниках. Но что же является основой развития? Какие скрытые и явные механизмы руководят развитием личности? Каким путем идет развитие?
Вот на эти вопросы я и попытаюсь ответить.
Прежде всего, необходимо разобраться с самим понятием «развитие».
Развитие – последовательный переход состояния системы из одного состояния в другое, определяемый силами, действующими на систему. Развитие это процесс изменения структуры и свойств системы. Развитие личности, таким образом, это переход личности из одного состояния в другое, изменение в ее структуре и свойствах. На развитие личности с одной стороны влияют индивидуальные биологические свойства человека (инстинкты, рефлексы, потребности), зависящие от генов родителей. С другой – социальные силы (нормы поведения, господствующее мировоззрение, уровень образования и т.д.) При этом можно выделить две линии психического развития: познавательное и собственно личностное развитие. Эту концепцию выдвинул Д.Б.Эльконин. Согласно его теории, развитие познавательной сферы ребенка и его личности идет в русле разных ведущих деятельностей, сменяющих друг друга. Выделяют такие ведущие виды деятельности:
1.Непосредственно-эмоциональное общение (младенческий возраст, до 1 года).
2. Предметно-манипулятивная деятельность (раннее детство, от 1 года до 3 лет).
3.Ролевая игра (дошкольный возраст, 3-6 лет).
4.Учебная деятельность (младший школьный возраст, 6-8 лет).
5.Интимно-личностное общение (подростковый возраст, 10-15 лет).
6.Учебно-профессиональная деятельность (ранний юношеский возраст, 15-17 лет).
Один этап от другого отделяют моменты, которые можно было бы назвать «критическими моментами развития». Здесь возникает несоответствие между познавательными возможностями ребенка и его личностью.
Если возникает какое-то несоответствие, то оно рано или поздно приводит к противоречию, которое устраняется путем изменения свойств системы, т.е. происходит развитие.
Итак, основой развития является противоречие.
Из-за чего же возникают противоречия?
Противоречия, по-моему, возникают из-за накопления человеком опыта и соотнесения этого опыта со своей личностью и с окружающим миром. Но для накопления опыта человек пользуется изначально, с момента рождения, свойствами своей природы, но соотносит ли он этот опыт с окружающим миром? Ведь у младенца еще не осознания своей самости. Я думаю, что для младенца сам опыт и есть процесс «соотнесения» себя и мира.
Осознание своей самости происходит за счет того, что накопленные ребенком сведения об окружающем мире начинают противоречить ощущению «соединенности» с этим миром. Например, ребенок видит, что когда ему грустно, другому может быть весело, что для того чтобы попасть куда-нибудь нужно переместится в пространстве, что если удариться, то будет больно и т.п.
Ребенок видит, что вещи могут существовать как-то независимо друг от друга, это вызывает понимание того, что «есть Я САМ». Как это происходит в процессе мышления я не знаю.
Ребенком движет в первую очередь инстинкт самосохранения, за счет него и происходит первичное накопление знаний. Затем на эти знания нарастают новые знания, приобретается опыт, вырабатываются условные рефлексы. Это все соотносится с самим собой (со старыми знаниями и умениями), с окружающим миром, и если между старым и новым есть противоречие, то за истину будет принято то, что поможет выжить в сложившихся условиях.
Вообще, психику человека можно сравнить с системой каких-нибудь физических тел. Любая система тел испытывает на себе воздействие каких-то сил, если система в силу своих свойств может противодействовать этим силам с такой же по величине силой, но с противоположным направлением, то система будет находиться в состоянии равновесия; если нет – то будет двигаться в направлении действия суммы всех сил действующих на систему, пока действие этих сил не компенсируется и не наступит состояние равновесия. Т.е. любая система физических тел стремится к равновесию. Нашу психику тоже можно рассматривать как систему, на которую из вне действуют какие-то силы. Т.к. человек в силу своей природы не может игнорировать окружающий его мир, то он вынужден вырабатывать силы, которые бы противодействуя внешним силам, сохраняли бы равновесие и наоборот, если наши внутренние силы начинают как-то влиять на окружающий мир, то окружающая реальность противодействует нам, вырабатывая какие-то новые силы. То есть я хочу сказать следующее: наше подсознательное это одна система, окружающий социум и вообще условия жизни (но социум прежде всего) – другая, наше осознанное – результат взаимодействия этих сил и вместе с тем место их борьбы. В результате борьбы, противоречия между силами (моим Хочу и Должен общества или наоборот, например), вырабатываются новые формы моего поведения, мое осознание норм общественной жизни и тому подобное. В результате борьбы могут вырабатываться такие формы поведения, при которых мое внутреннее Я сохраняется в равновесии, но при этом эта форма поведения не принимается обществом и считается им за болезнь или представляет обществу реальную угрозу. Так развиваются неврозы и преступность (известно, что многие преступники – неврастеники). Невротики – больные люди, мало чем полезные обществу, преступники – угроза. И тех и других общество воспринимает по другому чем «здоровых» - полезных для него – людей.
Таким образом, развитие личности, происходит за счет противоречий и борьбы между внутренним и внешним; борьба происходит в нашем сознании и меняет его.
Но такой вывод скорее всего не совсем верен, если вообще не противоречит истине. Действительно, с чего я взял, что младенец испытывает чувство слитности с окружающим миром и не отделяет его от себя! Если это не так, то тем более, соотнося себя с окружающим миром, он вырабатывает в себе свойства, которые позволяют противостоять действию внешних сил на его внутреннее.
С другой стороны, если развитием руководят механизмы, которые сохраняют систему в равновесии и дают свой способ приспособления и противодействия внешним силам, то почему на психику человека, такое сильное влияние оказывают такие нематериальные факторы как, например, окружающий пейзаж? Зачем для выживания нужен не только физический, но и эмоциональный отдых? Если нами руководит только инстинкт самосохранения себя, если нами руководят, в нашем развитии, только сугубо биологические процессы, заставляющие нас оставить после себя потомство, т.е. передать наш набор генов в будущее, то получается, что духовные ценности не должны играть большой роли в развитии психики человека. Даже моральные нормы поведения с такой позиции – способ выжить и они должны более работать на желание продления рода, однако нормы поведения говорят об обратном, они призывают больше к целомудрию, чем к постоянному размножению (на размножение нас толкают инстинкты, взявшиеся непонятно откуда у наших далеких предков, начиная… не знаю даже с кого). Но нормы поведения и мораль – это способ выживания общества, а не отдельного человека, принимающего или не принимающего (сознательно или подсознательно) эти нормы, и общество, т.е. внешнее, будет судить о человеке (полезен или бесполезен прежде всего) по его поступкам. Причем судить оно будет замечая в чужом глазу соринку, не замечая в своем бревна. И если так, то общество давно бы закостенело в нормах поведения (исключая 10 заповедей – основы выживания общества), но нормы поведения, мода, вкусы и предпочтения людей меняются и то, что вызывало осуждение 20-30 лет назад, сегодня принимается вполне естественно. Кстати, по-моему, поколения сменяются как раз с частотой 20-30 лет, и может быть принятие за естественные нормы поведения, те, что осуждались – «реванш» новых поколений над старыми, за то, что те навязали им свои нормы поведения. Действительно, внешнее как бы говорит нам, угрожая, «прими эти нормы, приспособься к ним, иначе погибнешь», наше внутреннее говорит: «нет, я само решу как мне жить». Внешнее продолжает: «раз так, то на получай», в ответ внутреннее: «А я так!» И приводит в действие или вырабатывает какой-то защитный механизм (либо невроз, либо что-то похожее на него, но не принимающееся за клинический случай). Но в большинстве случаев внутреннее принимает правила игры и «ждет» удобного момента, чтобы их поменять. Проще всего это сделать тогда, когда старое поколение сменяется на новое естественным путем или тогда, когда старое поколение подорвано какими-то тяжелыми кризисами (войны, эпидемии). При этом за новое, принимается то, что противоположно старому, ну конечно со своими технологическими вариациями и подходами.
Другой вопрос, откуда берется желание внутреннего противостоять внешнему?
Откуда взялся процесс мышления? Появился ли он за счет способности некоторых химических соединений повторять самих себя только из-за того, что таково их молекулярное строение и выхватывать из окружающей среды не достающие молекулы опять же за счет своеобразного химического строения?
Или это нечто другое, а мы упаковка для этого? А эти спиралеобразные молекулы – способ передачи кода об этом, но не самого этого?
Вопросов гораздо больше чем ответов…
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote