ВОЛЯ И ВЫБОР
(мысли посетившие во время прочтения «Миф о Сизифе» Альбера Камю)
1. Падение – постепенная, все нарастающая, растрата воли.
Человек находится перед выбором – прыгнуть или упасть; перед выбором – быть, т.е. проявить волю, или не быть, т.е. постепенно растерять свою волю, сломаться, сорваться, упасть.
Самоубийство, следовательно, не акт сильной воли, а акт моментального и резкого падения; растрата всей воли; растрата способности победить и выбрать в ситуации экзистенциального выбора… Выбор, и воля применимая к этому выбору, всегда есть шаг, в то время как остановка, т.е. растрата воли и смерть – не выбор. Это только иллюзия выбора, хотя было бы правильнее говорить о потере воли выбирать, и следовательно о невозможности дальнейшего движения.
2. В сущности, жизнь человека – это ничто иное, как бегство от той ситуации, в которой он находится – в какую сторону бежать – это и есть основа выбора. Стремление к счастью, свободе, любви и к радостям, различные потребности, страсть к удовольствиям, любые проявления деятельности – бег сопровождающийся растратой воли к выбор; бег от Великого Ужаса осознания Бытия.
3. Может показаться, что в таком случае, самопожертвование «во имя», например жертва Христова - иллюзия наличия выбора, самоубийственный акт; растеря воля к жизни – но это не так. Самопожертвование, жертвенность – это сознательное волевое усилие, это резкий выплеск, это выбор, требующий наибольших затрат энергии воли.
Жертвенность, будь то жертва Христа, или жертва Александра Матросова, или выход один на целую армию или танк с перочинным ножичком – будет жертвенностью только тогда, когда делается во имя «чего-то», во имя того конечного выбора, который есть смысл и цель в иерархии ценностей. В этом случае любая гибель на войне перед лицом превосходящего во многие разы противником, сопротивление до последнего – это жертвенность; это напряжение воли, это осознание выбора между пленом и гибелью. Жертвенность – это крик Архимеда: «Не тронь моих чертежей!»
В то время как самоубийство из-за предательства близких, несчастной любви, страха перед неминуемой расплатой, словом из-за наплыва эмоций, которые воля не способна (её попросту не хватает!) перемолоть в осознание – это не выбор, это остановка в результате «нехватки топлива», нехватки воли к тому, чтобы сделать выбор из тех возможных вариантов, которые говорят «как с этим жить».
4. Следовательно, эмоции, т.е. состояния испытываемые, переживаемы, ощущаемые нами в силу различных обстоятельств – это то, что должно если не контролироваться волей (что также глупо как и полная бесконтрольность), то находится под своего рода «родительским» присмотром. Привычка жить одними эмоциями делает из человека «малое дитя», а в самых запущенных случаях - животное , обреченное на скорую гибель; привычка жить одной волей – делает либо тираном-самодуром, либо переламывает так, как это случилось Гуго Карловичем в повести Лескова «Человек с железной волей».
Видимо секрет здесь в том, что эмоции должны радовать волю, воля поощряться – и это все посредством осознания и разума.
Таким образом, мы пришли к берновской триаде структуры личности: родитель, дитя, взрослый, а если исходить из фрейдизма – то к: id, эго и суперэго.
5.Воля направляет в деле выбора, чтобы разум испытывал эмоции; суперэго обращается к эго, чтобы сублимировать id; родитель руководит взрослым, чтобы радовалось дитя. Падение происходит тогда, когда в этой схеме происходит разрыв, когда кто-то «отбивается от рук».
А выбор – это всего лишь доступные «здесь и сейчас», верхушки иерархий ценностей, вершины которых тем ниже, чем больше начинают «расшатываться» элементы предложенной схемы.
6. Исчерпать себя и убить себя – совсем не одно и то же. Убить себя – не иметь воли делать выбор; исчерпать себя – израсходовать волю к выбору, но иметь при этом достаточно воли для разумных эмоций. Самоубийство – это если каждый раз уничтожать автомобиль, когда в нем заканчивается горючее; самоисчерпание – это как если закончилось горючее, но есть или бензиновые пары или физическая сила, которые помогут дотянуть до заправки.
Что же такое смерть?
Смерть это просто окончание, это расщепление пространства и времени, если исходить из Вернадского; это от чего все бегут, но это единственный результат жизни в этом мире, который ждёт всех.
Абсурдно конечно утверждать, что самоубийство – это падение, утверждая в то же время, что конечный итог один и всем известен… Но абсурдность этой жизни, абсурдность человеческого бытия – да и бытия вообще – это то, что ясно видится, когда воля двигает разум в выборе.
Ведь когда возникает cogito, когда «если я мыслю, следовательно я существую», когда рефлексия к Бытию становится осознанной, когда сознаёшь, что какой бы выбор не был бы сделан – итог это смерть, то абсурдной начинает казаться мысль о выборе, о применении воли к выбору. И когда приходится думать над этим, то ответом на вопрос: «Зачем?», иногда хочется ответить – «За шкафом!», но чтобы быть понятым (или во имя великого
Читать далее...