Воспоминания из детства
Поскольку автоматический перепост из dreamwidth поломался,
вот:
С самого детства у меня были большие проблемы с пониманием текстов песен. Не в том смысле, что я не мог разобрать слова (хотя и в этом тоже).
Нет, меня страшно смущали сценарии происходящего.
Иногда, конечно, причиной недопонимания являлась какая-нибудь маленькая деталь.
Например, песня про Катюшу. Дело в том, что у меня была игрушка - пластмассовая копия знаменитой ракетной установки, которую я очень любил. Поэтому с первого раза, как только я услышал эту песню, я сразу понял, что речь идет БЕЗУСЛОВНО именно об этой "Катюше", а не о какой-то там девчонке. После этого почти все в песне по-прежнему было логично - то есть любовь машины к ее "сизому орлу" мне была понятна. Он, наверное, был ее механиком, обслуживал, смазывал, называл ласковыми словами и т.д. - вполне нормально для ребенка услышать, что между боевой машиной и солдатом существует любовь.
И кстати, тот факт, что Катюша вышла именно на высокий и крутой берег, тоже вполне понятен. Именно так и нужно размещать артиллерию, чтобы высоко сидеть и далеко глядеть.
Вот что я никак не мог понять - почему беречь землю родную отправили человека, а артиллерийскую установку оставили беречь любовь? Что именно я упустил?
Но это было не самое большое недопонимание. Например, песня про Щорса - помните? Про то, что "Щорс идет под знаменем, красный командир"? "Голова повязана, кровь на рукаве, след кровавый стелется по сырой траве"? Меня это приводило в ужас - не потому, что я боялся крови, а потому что ну как можно допустить такое разгильдяйство?! Если за человеком тянется кровавый след по земле - это значит, что он ПЛОХО ПЕРЕВЯЗАН!!! И он продолжает терять кровь, которой в человеке (я это знал в самом нежном возрасте откуда-то) - всего 5 с небольшим литров!!! Попробуйте нарисовать на сырой земле след и посмотрите, на какое расстояние Вам хватит пятилитровой банки краски - километр? два?
И ведь речь там не идет о том, что они вот прямо бегут в бой - наоборот, это все происходит после боя, потому что "За кордон отбросили лютого врага"! Да остановитесь на минутку, перевяжите наконец командира как следует, остановите кровь, если нужно - зашейте рану!!!
И так практически с каждой песней. Самое большое возмущение у меня вызывала, пожалуй, песня про "Там вдали, за рекой, догорали огни". Я сейчас попробую обьяснить, почему.
Помните, что там в начеле? Там сотня юных бойцов из армии Буденного поскакала на разведку. И разведка сначала вроде бы удалась - то есть они обнаружили издалека отблески на штыках противника.
Казалось бы, все хорошо, да? И вот тут начинается полный сюр.
Когда мы во дворе с ребятами играли в войну, разведка была очень важным элементом игры. У нас было два типа разведчиков - мальчики и девочки.
Мальчики должны были пробраться НЕЗАМЕТНО как можно ближе к позиции неприятеля и потом вернуться и рассказать, что увидели. Если им это удавалось - то партия считалась выигранной.
Девочки в разведку ходили по-другому. Во-первых, потому что не хотели ползать по-пластунски, прячась за травой и за кустами. Во-вторых, потому что их задача была - пробежать мимо вражеских позиций как можно быстрее, чтобы их не успели поймать, и опять же вернуться и рассказать. Я думаю, они охотно просились в разведку, потому что (а) бегали быстрее мальчишек и (б) понимали, что это красиво - когда они несутся, как молодые кобылицы, грива развевается, голова гордо поднята - а мальчишки топочут следом, пыхтя и безнадежно отставая...
Но главное было - ВЕРНУТЬСЯ И РАССКАЗАТЬ! Если разведчика ловили, то это считалось провалом, и больше его в разведку никогда не посылали. Его задача была - вернуться, рассказать, и тогда мы посылали уже ударную группу, которая была обречена на успех именно благодаря успешной разведке.
Что же делают молодые буденовцы вместо этого? Они без страха скачут на врага! Завязывается битва, и , казалось бы, миссия провалена...
Но нет, есть еще надежда!
Молодой боец с поникшей головой и пробитым сердцем падает у ног своего коня - и ВДРУГ говорит своему коню: "Ты, конек вороной, передай, дорогой..."
Вот на этом месте у меня каждый раз начинало страшно колотиться сердце.
Потому что я знал уже в детском возрасте, что человек с пробитым сердцем много рассказать не может. У него есть считанные секунды на то, чтобы передать коню важную информацию, которую он, на минуточку, добыл ценой собственной жизни! И что же он просит передать? "Что я честно погиб за рабочих"?!
То есть Вы понимаете, да? У НЕГО ЕСТЬ ГОВОРЯЩИЙ КОНЬ!!! В разведке есть как минимум один говорящий конь - и как они используют это сказочное преимущество?! Я скажу Вам, как - НИКАК! То есть они не пытаются внедрить говорящего коня во вражескую армию, чтобы он потом ночью удрал и принес полезную информацию, или подговорил лошадей из конюшни противника на бунт, или внес смятение в ряды врага во время боя - ничего такого. И вот когда у бойца есть последний шанс донести хоть какую-то полезную информацию до командования - он просит передать абсолютно бесполезное сообщение, которое и так все знают. Ну да, ты погиб за рабочих - и так понятно, что погиб, раз конь вернулся без тебя, и понятно, что за рабочих, раз ты в армии Буденного - за кого еще ты там можешь погибнуть, за буржуев, что ли?!
Сколько лет прошло, до сих пор не могу успокоиться...